Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 103 с углубленным изучением математики Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
ООО "Мордовская кейтеринговая компания" (далее - Заявитель);
в отсутствие представителей:
Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 27252-ЭП/21 от 26.08.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме оказание услуг услуг по организации питания в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя школа N 103 с углубленным изучением математики Выборгского района Санкт-Петербурга в 2022-2023 гг. (извещение N 0172200004621000174) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 02.07.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0172200004621000174. Начальная (максимальная) цена контракта - 10 679 392,00 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласны и считают ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей стороны Заказчика, Заявителя, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 56.1 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
При проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей (ч. 4 ст. 56.1 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Комиссия УФАС установила, что в конкурсной документации установлен следующий нестоимостной критерий оценки:
16.9. Оценка по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
Конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". Оценка заявок на участие в конкурсе не осуществляется в случае признания конкурса несостоявшимся в соответствии с частью 8 статьи 54.5 Закона.
Для оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", в соответствии с пунктом 10 Правил устанавливаются следующие показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров по нестоимостным критериям оценки:
1) качество услуг;
Значимость показателя - 100%; Коэффициент значимости показателя - 1.
Сумма величин значимости показателей критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" составляет 100 %.
Для оценки заявок по каждому показателю установлена шкала предельных величин значимости показателей оценки. Определение количества баллов по заявке будет определяться по каждому показателю в отдельности, при этом общее количество баллов, присуждаемых этой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" рассчитывается как сумма баллов по каждому показателю критерию оценки заявки, скорректированное с учетом коэффициента значимости показателя. Рейтинг по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" по заявке рассчитывается путем умножения общего количества баллов по показателю, присуждаемых этой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" на соответствующую указанному критерию значимость.
Все предоставляемые в составе конкурсной заявки участника конкурса сведения и/или информация, а также документы, подтверждающие соответствие такого участника, которые подлежат оценке по показателям нестоимостных критериев оценки должны быть достоверными и представлены в объеме, предусмотренном настоящей конкурсной документацией. При рассмотрении предложения участника, комиссия по осуществлению закупок не оценивает степень детализации описания предложения. Ответственность за полноту и достоверность указанных сведений несет участник конкурса. В случае установления фактов недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса для подтверждения своей квалификации, информация будет использована согласно части 5 статьи 54.7 Закона. Отсутствие сведений, подтверждающих критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в конкурсе.
16.9.1. Порядок оценки заявок установлен конкурсной документацией в целях выявления лучшего условия исполнения контракта на оказание услуг среди участников закупки, соответствующих единым требованиям, а также дополнительным требованиям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 31 Закона и направлен на повышение качества оказываемых услуг. Для этого настоящий порядок оценки содержит: 1) предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям; 2) инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок; 3) зависимость (формула расчёта количества баллов) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по показателю "Качество услуг" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "Качество услуг" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке по показателю.
Предложение о качественных характеристиках объекта закупки по показателю "Качество услуг" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" должно включать описание участником конкурса своего предложения в отношении качества и безопасности услуг, к гарантии качества услуги и объему предоставления гарантий ее качества, обеспечиваемых в период всего срока оказания услуг (далее - описание качества услуг), а также описание предложения по технологическому контролю при оказании услуг по организации питания в период всего срока (периода) действия контракта (технологический контроль). Для выявления лучших условий исполнения контракта, участник конкурса самостоятельно формирует свое предложение о качественных характеристиках объекта закупки исходя из своих технологических возможностей, применительно к объекту закупки, описание которого содержится в техническом задании конкурсной документации. Для получения соответствующего количества баллов по показателю участник обязан руководствоваться требованиями, установленными настоящим порядком оценки. Предложение участника конкурса не должно противоречить техническому заданию конкурсной документации. При формировании предложения о качественных характеристиках объекта закупки участнику конкурса необходимо внимательно ознакомиться с требованиями к описанию объекту закупки, изложенными в техническом задании, а также инструкцией по заполнению заявки, содержащейся в разделе 20 конкурсной документации.
Участник разрабатывает и документирует по каждому дню, в котором производится прием пищи, предложение по технологическому контролю при оказании услуг по организации питания. Под технологическим контролем при оказании услуг по организации питания для целей описания и содержания предложения о качественных характеристиках объекта закупки понимается контроль качества сырья, пищевых продуктов, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, технологических процессов, применяемых при изготовлении продукции общественного питания, включающий в себя входной, операционный и приемочный контроль*(1). Технологический контроль при оказании услуг по организации питания направлен в первую очередь на предупреждение и устранение вредного воздействия факторов среды обитания на человека, а также на поддержание качества продукции общественного питания и описывается применительно к каждой продукции общественного питания, наименование которой содержится в цикличном меню (приложение 1 к техническому заданию). В описании технологического контроля участником определяется документация, в которой регистрируются и учитываются результаты проводимого контроля. К продукции общественного питания относится весь перечень блюд, напитков, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий, содержащихся в цикличном меню. По каждой позиции продукции общественного питания участник указывает наименование сырья и пищевых продуктов, предоставляемых участником конкурса и применяемых для изготовления продукции общественного питания. В случае если продукция общественного питания, поименованная в цикличном меню, подразумевает поставку готовой продукции и поступает на пищеблок в готовом виде, указание сырья и пищевых продуктов по данной продукции не требуется.
Технологический контроль за качеством и безопасностью технологических процессов должен осуществляться на всех этапах производства (изготовления) продукции от поступления сырья до реализации продукции в рамках утвержденных программ производственного контроля. В описании технологического контроля, участник закупки определяет должности ответственных лиц, на которые будут возложены обязанности и ответственность по контролю каждого указываемого участником параметра и показателя, сроки назначения этих лиц после заключения контракта организационно-распорядительными документами, предусмотренными внутренними правилами участника закупки и определяются меры ответственности за неисполнение/ненадлежащее исполнение такими лицами обязанностей. Лица, на которых будут возложены обязанности и ответственность за проведение конкретного мероприятия должны обладать в соответствии с их должностными инструкциями (регламентами) соответствующими полномочиями. Мероприятия входного контроля с указанием периодичности, методов проведения контроля описываются по каждой позиции сырья и пищевых продуктов, входящих в состав продукции общественного питания и должны включать конкретные мероприятия, в результате которых исключается использование в технологических процессах изготовления продукции общественного питания сырья и пищевых продуктов, оказывающих негативное воздействие на потребителя*(2), а также приводится описание предложения по мероприятиям контроля в процессе хранения указанного сырья и пищевых продуктов*(3). Операционный и приемочный контроль описываются в отношении каждой продукции общественного питания. Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами . Качество и безопасность продукции общественного питания должно контролироваться по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям*(5). Обеспечивается проведение лабораторного контроля качества и безопасности готовой продукции*(6). Сведения, указываемые участником должны соответствовать требованиям технического задания конкурсной документации, Федеральному закону от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", ТР ТС 021/2011, СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".
Для объективного контроля качества и безопасности готовой продукции общественного питания, в процессе технологического контроля проводится органолептическая оценка качества продукции общественного питания*(7). Органолептический анализ продукции общественного питания должен включать в себя рейтинговую оценку внешнего вида, текстуры (консистенции), запаха и вкуса с использованием балльной шкалы: 5 баллов - отличное качество*(8), 4 балла - хорошее качество*(9), 3 балла - удовлетворительное качество*(10) и 2 балла - неудовлетворительное качество*(11). Рейтинговая оценка качества продукции общественного питания проводится в целом (общий уровень качества) по следующим органолептическим показателям: внешний вид (оформление, форма, состояние поверхности, однородность, вид на разрезе (разломе), цвет (в том числе на разрезе), текстура (консистенция), запах, вкус - для блюд и кулинарных изделий; внешний вид (форма, состояние поверхности, вид на разрезе, состояние мякиша, цвет), запах и вкус, текстура (консистенция) - для выпеченных и отделочных полуфабрикатов, мучных кондитерских и булочных изделий.
Органолептическую оценку качества продукции общественного питания проводят сотрудники предприятия (должности указываются в описании приемочного контроля). Сотрудники, участвующие в органолептической оценке, не должны иметь ограничений по медицинским показаниям (хронические заболевания и аллергия), владеть навыками оценки продукции и знать критерии качества. В случае обнаружения недостатков и/или дефектов оцениваемой продукции проводят снижение максимально возможного балла. Общая оценка качества анализируемого блюда (изделия) рассчитывается как среднее арифметическое значение оценок всех сотрудников, принимавших участие в оценке, с точностью до первого знака после запятой. В описании предложения участника конкурса указывается информация о значении снижения максимально возможного балла показателей качества продукции общественного питания, предусмотренного в рамках оказания услуг, в случае обнаружения недостатков и/или дефектов и не должно быть ниже рекомендованного Стандартом. Снижение балльной оценки показателей качества продукции общественного питания осуществляется за следующие обнаруженные дефекты и недостатки*(12):
1) Блюда и кулинарные изделия:
внешний вид: небрежное оформление блюда, наличие соуса и заправки на краях посуды (если это не предусмотрено подачей); отсутствие некоторых отделочных полуфабрикатов, предусмотренных рецептурой; несоблюдение соотношения основных компонентов в блюде, предусмотренных рецептурой, несоответствие набора компонентов блюд рецептуре; неоднородность формы нарезки компонентов в блюдах (салатах, винегретах, супах, овощных рагу); несоответствие формы (для формованных изделий) без изменения массы; несоответствие формы (для формованных изделий), приведшее к изменению массы; сладкие блюда (суфле) не держат форму; нарушение целостности изделий, запеченных в форме; слабое подсыхание поверхности основного продукта либо изделия; слабое подсыхание (заветривание) отделочных полуфабрикатов; отсутствие блеска от масла на поверхности салатов, винегретов, молочных супов, каш; наличие пленки на поверхности: киселей, супов-пюре, соусов, заправок, чая-заварки; наличие трещин на поверхности изделий, запеченных в форме; незначительное нарушение целостности оболочки мучных изделий, не приведшее к вытеканию фарша; нарушение целостности оболочки мучных изделий с обнажением и вытеканием фарша; незначительное отслоение корочки у жареных панированных изделий, запеканок; отделение корочки у жареных панированных изделий, запеканок; наличие осадка в плодово-ягодных прохладительных напитках больше 1/5 объема; наличие взвешенных частичек, мутность желе, бульонов; отслоение жидкости в салатах из свежих овощей; отслоение жидкости в салатах из соленых, квашеных овощей, икре овощной больше чем 1/3 объема; значительное отслоение жидкости в салатах из свежих, соленых и квашеных овощей; вспенивание киселей, напитков; наличие непромеса у изделий из котлетной массы, запеканок, пудингов; изделия слабо прожарены, имеются следы закала в изделиях из теста; наличие больше 5% крошек основного продукта в блюдах из натуральных рыбных и мясных гастрономических продуктов; наличие единичных комочков заварившейся муки, крахмала, манной крупы в соусах, кашах, супах-пюре, киселях, блинах; наличие комочков заварившейся муки, крахмала, манной крупы в соусах, кашах, супах-пюре, киселях, блинах; наличие единичных слипшихся комочков в блюдах и гарнирах из круп и макаронных изделий; наличие слипшихся комочков в блюдах и гарнирах из круп и макаронных изделий; сплошная слипшаяся масса в кашах, гарнирах из круп, макаронных изделиях; наличие посторонних включений в блюдах, изделиях; наличие у сладких блюд плотного слоя невзбитого желе; цвет: незначительно отличающийся от типичного; жареные либо запеченные изделия слабоокрашенные либо имеют на поверхности интенсивно окрашенные вкрапления; изделия подгорелые, темноокрашенные либо с нетипичным цветом для данных изделий, блюд либо отдельных компонентов;
текстура (консистенция): мягкая в салатах из свежих, соленых и квашеных овощей; очень жесткая в салатах из редьки, редиса; мазеобразная для рассыпчатых каш, гарниров из круп и макаронных изделий, запеканок, пудингов, суфле; очень жидкая, нарушено соотношение плотной и жидкой частей (в соусах, супах, компотах); крошливая в жареных и запеченных рубленых изделиях (мясных, рыбных), изделиях из творога; сухая, жесткая в порционных изделиях из мяса мясопродуктов, птицы, рыбы; крошливая либо мазеобразная в мясном и рыбном фарше; плотная - в творожном и овощном; жидкая - в плодовом.
запах: слабовыраженный, недостаточно типичный с заметным преобладанием одного компонента; нетипичный, посторонний;
вкус: слабовыраженный, не ощущается вкус специй; слегка пересоленный; нетипичный, посторонний, чрезвычайно острый, соленый, кислый, посторонний;
2) Выпеченные и отделочные полуфабрикаты, мучные кондитерские и булочные изделия:
внешний вид: слегка деформированные выпеченные полуфабрикаты и изделия; форма изделий неправильная, с незначительными изломами, неровным обрезом; выпеченные и отделочные полуфабрикаты со значительными изломами; выпеченные полуфабрикаты, изделия с крупными трещинами, впадинами, вздутиями; рисунок изделий, отделочных полуфабрикатов (суфле, помады) очень расплывчатый не выражен, смазан; выпеченные полуфабрикаты, изделия (кексы, рулеты, сдобные булочные изделия) с неравномерным и недостаточным подъемом; верхняя корочка выпеченных полуфабрикатов, изделий: шероховатая, матовая, влажная с загрязнениями; отделочные полуфабрикаты в тортах и пирожных распределены неравномерно; отделочные полуфабрикаты (помада, глазурь) отстают от поверхности изделий; шоколадная глазурь поседевшая; помадная глазурь липкая, засахаренная; глазурь частично скололась с изделия; помадная глазурь с пятнами; желе непрозрачное; высота выпеченного полуфабриката либо изделия недостаточная; верхняя либо нижняя корочка изделия слишком толстая; незначительное отставание верхней корочки от выпеченного полуфабриката, изделия; толщина верхней либо нижней корочки неравномерная; наличие комочков, пустот, следов непромеса; слабо выражена слоистость, толстые неотделяющиеся слои слоеных тортов, пирожных; отделочные полуфабрикаты (начинка, фарш) распределены неравномерно между слоями выпеченных полуфабрикатов, изделий либо значительно выступают за края; торты и пирожные бисквитные, рулеты, ромовая баба сильно пропитаны сиропом (мокрые); пористость мякиша неравномерная, недостаточная; значительные уплотнения мякиша; наличие пустот, закала, комочков, следов непромеса; мякиш сухой, жесткий, крошливый; цвет верхней корки, поверхности изделий, мякиша неравномерный; цвет изделий, выпеченных полуфабрикатов, верхней корочки и мякиша бледный, темный, подгорелый; изделия, мякиш нетипичного цвета с посторонними оттенками; очень яркий цвет;
запах и вкус: выпеченные полуфабрикаты, сдобные булочные изделия с посторонним привкусом соды (аммония); помада - эссенции; сироп - жженого сахара; выпеченные полуфабрикаты, сдобные булочные изделия с посторонним интенсивным привкусом соды (аммония); помада - эссенции; сироп - жженого сахара; наличие посторонних запахов, нетипичных для изделий, полуфабрикатов; наличие постороннего запаха и привкуса несвежих продуктов; отсутствие запаха и вкуса отдельных компонентов; наличие хруста от минеральных примесей в сдобных булочных изделиях; нетипичные, недостаточно выраженные запах и вкус; кисловатый вкус в сдобных булочных изделиях;
текстура (консистенция): выпеченные полуфабрикаты: бисквитный - плотная; песочный - плотная не рассыпчатая; слоеный - жесткая, слегка тянущаяся; воздушный - тягучая, без крошливой рассыпчатости; миндально-ореховый - сухая, жесткая, плотная; выпеченные полуфабрикаты и изделия черствые; мякиш сухой, жесткий, крошливый; выпеченные полуфабрикаты и изделия непропеченные; мякиш увлажненный, липкий; неустойчивая текстура (консистенция) желе, суфле; помада - липкая; сироп для промочки, начинка фруктовая - жидкие; изделия с закалом.
Оценка заявок осуществляется комиссией в отношении представленных участниками конкурса предложений о качественных характеристиках объекта закупки, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим порядком оценки, путем сопоставления по используемой шкале значений снижающей балльной оценки показателей качества продукции общественного питания за обнаруженные недостатки и дефекты. Баллы присваиваются членами конкурсной комиссии по каждому указанному участником недостатку и дефекту, при обнаружении которых проводят снижение балльной оценки показателей качества продукции общественного питания. Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по показателю "Качество услуг" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", является наибольшее значение критерия оценки показателя. Количество баллов, присуждаемых по указанному участником значению снижающей балльной оценки показателей качества продукции за обнаруженные недостатки и дефекты определяется как частное от деления предложения участника конкурса, заявка которого оценивается на максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки. Общее количество баллов по показателю "Качество услуг" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" определяется как частное от деления суммы баллов по каждому значению снижающей оценки за обнаруженные дефекты и недостатки, присвоенные конкурсной комиссией участнику, заявка которого оценивается на максимальную сумму баллов присвоенных по каждому значению снижающей оценки за обнаруженные дефекты и недостатки, из представленных участниками конкурса предложений. Полученное значение умножается на сто.
В случае отсутствия в составе заявки предложения участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки, либо несоблюдения требований установленного порядка оценки и инструкции по заполнению заявки, участнику конкурса, подавшему такую заявку, присваивается ноль баллов. Отсутствие предложения участника не является основанием для отклонения заявки участника конкурса. В случае наличия в составе заявки предложения участника, информация о таком предложении включается в условия контракта. Предложение участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки не может противоречить требованиям технического задания. Ответственность за полноту и достоверность указанных сведений несет участник конкурса.
Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки.
Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения контракта производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке.
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер. Дальнейшее распределение порядковых номеров заявок осуществляется в порядке убывания итогового рейтинга.
В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия.
Таким образом конкурсная документация содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному подпоказателю и инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией по подпоказателю, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Согласно ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, в том числе, следующее:
Сопоставление заявок участников осуществляется комиссией по используемой шкале значений снижающей балльной оценки показателей качества продукции общественного питания за обнаруженные недостатки и дефекты по результатам органолептической оценки качества продукции общественного питания, проводимой по ГОСТ 31986-2012"Услуги общественного питания. Метод органолептической оценки качества продукции общественного питания". Пунктом 4.2. данного ГОСТ установлено, что метод органолептической оценки предназначен для объективного контроля качества продукции общественного питания массового изготовления и заключается в прямой рейтинговой оценке качества образцов продукции в целом и/или некоторых ключевых органолептических характеристик образцов продукции. При этом положениями пункта 16.9. раздела 16 конкурсной документации предусмотрен исчерпывающий перечень недостатков и дефектов, которые установлены в точном соответствии с ГОСТ 31986- 2012, и в соответствии с которыми участником закупки будет снижаться бальная оценка показателей качества производимой продукции общественного питания.
Указанный порядок органолептической оценки предусмотрен Стандартом оказания услуги по обеспечению горячим питанием обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, утвержденным Управлением социального питания от 30.12.2020 (стр.138), а также методическими рекомендациями по организации питания, размещенного на сайте Управления социального питания.
В отношении отсутствия порядка оценки сообщаем, что документация содержит следующий порядок оценки: "Общее количество баллов по показателю "Качество услуг" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" определяется как частное от деления суммы баллов по каждому значению снижающей оценки за обнаруженные дефекты и недостатки, присвоенные конкурсной комиссией участнику, заявка которого оценивается на максимальную сумму баллов присвоенных по каждому значению снижающей оценки за обнаруженные дефекты и недос татки, из представленных участниками конкурса предложений".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что порядок оценки сформирован в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, а также положениями Правил. При этом установление порядка оценки заявок подобным образом не влечет за собой ограничение потенциального круга участников, напротив, способствует как увеличению уровня конкуренции (о чем свидетельствует 4 поданные заявки), так и достижению целей результатов проведения конкурса.
Согласно ч.3 ст.24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Одновременно с этим Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации не регламентируют установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.
Таким образом, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (данный вывод содержится в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29 августа 2019 г. по делу N А40-102856/18; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.05.2019 N Ф05-5722/2019 по делу N А40-162400/18-33-1944; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.11.2018 N Ф05-14635/2018 по делу N А40-8295/18).
Кроме того, согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В силу ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Учитывая данные обстоятельства, возражения Заказчика, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32, 33, 54.3, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Мордовская кейтеринговая компания" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) входной контроль - контроль показателей качества и безопасности сырья, пищевых продуктов, поступивших к участнику закупки при исполнении контракта на оказание услуг по организации питания для дальнейшего использования в технологических процессах изготовления продукции общественного питания; операционный контроль - контроль параметров и показателей во время выполнения и после завершения технологической операции производства (изготовления) продукции общественного питания; приемочный контроль - контроль показателей качества и безопасности готовой продукции общественного питания, по результатам которого принимается решение о ее пригодности к реализации.
*(2) для изготовления пищевых продуктов должно применяться продовольственное сырье, качество и безопасность которого соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответствие пищевых продуктов, материалов и изделий обязательным требованиям подтверждается в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации. В предложении участника определяются контролируемые показатели при входном контроле с указанием контролируемых параметров характеристик сырья и пищевых продуктов (приложение 2 к техническому заданию), включая нормативную документацию, требованиям которой должна соответствовать продукция, поступающих к участнику для изготовления продукции общественного питания в соответствии с техническим заданием.
*(3) хранение и перевозки пищевых продуктов должны осуществляться в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность (указываются условия хранения продуктов, включая температурные режимы).Хранение пищевых продуктов, материалов и изделий допускается в специально оборудованных помещениях, сооружениях, которые должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
*(4) составляется на основании сборников рецептур блюд, кулинарных изделий, хлебобулочных и кондитерских изделий или технико-технологической карты и содержащий нормы закладки сырья (рецептуры), нормы выхода полуфабрикатов и готовых блюд, кулинарных, хлебобулочных и кондитерских изделий и описание технологического процесса изготовления. Прикладываются к предложению участника по каждой продукции общественного питания.
*(5) органолептические показатели определяют в продукции общественного питания всех видов.Органолептическую оценку качества продукции общественного питания проводят по ГОСТ 31986-2012 (далее - Стандарт). Органолептическую оценку качества проводят на предприятии для продукции каждой партии (при массовом изготовлении): блюд и кулинарных, булочных и мучных кондитерских изделий - по внешнему виду, консистенции, цвету, запаху и вкусу; полуфабрикатов - по внешнему виду, консистенции, цвету и запаху. Подготовку отобранных проб к испытаниям по физико-химическим показателям проводят по нормативным и техническим документам на продукцию общественного питания конкретного вида. Оценку качества продукции общественного питания по физико-химическим показателям проводят выборочно, с периодичностью, установленной изготовителем продукции. Определяют массовую долю жира, сахара, поваренной соли, влаги или сухих веществ, общую (титруемую) кислотность, щелочность, свежесть, массовую долю сахара в креме на водную фазу, рецептурные соотношения компонентов полуфабрикатов, блюд и изделий, в том числе фаршированных и с начинками. Микробиологические показатели продукции общественного питания определяют выборочно с периодичностью, установленной изготовителем продукции. Микробиологические показатели безопасности продукции общественного питания должны соответствовать требованиям, установленным в Техническом регламенте таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011). В продукции общественного питания, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека.
*(6) по видам исследования: микробиологические исследования проб готовых блюд на соответствие требованиям санитарного законодательства (салаты, сладкие блюда, напитки, вторые блюда, гарниры, соусы, творожные, яичные, овощные блюда); калорийность, выход блюд и соответствие химического состава блюд рецептуре (рацион питания); контроль проводимой витаминизации блюд (третьи блюда); микробиологические исследования смывов на наличие санитарно-показательной микрофлоры (БГКП) (объекты производственного окружения, руки и спецодежда персонала); микробиологические исследования смывов на наличие возбудителей иерсиниозов (оборудование, инвентарь в овощехранилищах и складах хранения овощей, цехе обработки овощей); исследования смывов на наличие яиц гельминтов (оборудование, инвентарь, тара, руки, спецодежда персонала, сырые пищевые продукты (рыба, мясо, зелень)). Сведения о номенклатуре, объеме и периодичности проведения лабораторных и инструментальных исследований включаются в предложение участника.
*(7) оценка ответной реакции органов чувств человека на свойства продукции общественного питания как исследуемого объекта, определяемая с помощью качественных и количественных методов. В описание предложения участника включаются сведения о документах, которые оформляются по результатам оценки каждого образца продукции.
*(8) соответствует блюдам (изделиям, полуфабрикатам) без недостатков. Органолептические показатели должны строго соответствовать требованиям нормативных и технических документов.
*(9) соответствует блюдам (изделиям, полуфабрикатам) с незначительными или легкоустранимыми недостатками. К таким недостаткам относят типичные для данного вида продукции, но слабовыраженные запах и вкус, неравномерную форму нарезки, недостаточно соленый вкус блюда (изделия).
*(10) соответствует блюдам (изделиям, полуфабрикатам) с более значительными недостатками, но пригодным для реализации без переработки. К таким недостаткам относят подсыхание поверхности изделий, нарушение формы, неправильная форма нарезки овощей, слабый или чрезмерный запах специй, наличие жидкости в салатах, жесткая текстура (консистенция) мяса. Если вкусу и запаху блюда (изделия) присваивают оценку 3 балла, то независимо от значений других характеристик, общий уровень качества оценивают не выше, чем 3 балла.
*(11) соответствует блюдам (изделиям, полуфабрикатам) со значительными дефектами: наличием посторонних привкусов или запахов, пересоленные изделия, недоваренные или недожаренные, подгорелые, утратившие форму.Выдача готовой продукции не должна осуществляться при неудовлетворительном качестве.
*(12) информация о значении снижающей оценки в баллах указывается по каждому недостатку и дефекту с точностью до одного знака после запятой. Для каждого недостатка и дефекта указывается одно значение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 сентября 2021 г. N 44-4037/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2021