Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, руководитель Управления;
Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
Качкин И.В. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей казенного учреждения Воронежской области "Региональный центр безопасности" Лебедева А.А. (на основании доверенности от 11.01.2021 года N 02), Трушкина С.В. (на основании доверенности от 02.02.2021 года N 06), в присутствии представителя Управления по регулированию контрактной системпы в сфенре закупок Воронежской области Репниковой О.Н. (на основании доверенности от 15.03.2021 года N 4), в присутствии представителей ООО "Русоператор" Суркова Е.Е. (на основании доверенности от 31.08.2021 года б/н), Букина П.С. (на основании доверенности от 07.09.2021 года б/н),
рассмотрев жалобу ООО "Русоператор" на действия казенного учреждения Воронежской области "Региональный центр безопасности" при проведении электронного аукциона на поставку работающих в автоматическом режиме стационарных специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки и видеозаписи, фиксации административных правонарушений в области дорожного движения с монтажными и пусконаладочными работами (номер извещения 0131200001021007491).
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "Русоператор" (далее - Заявитель) на действия казенного учреждения Воронежской области "Региональный центр безопасности" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку работающих в автоматическом режиме стационарных специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки и видеозаписи, фиксации административных правонарушений в области дорожного движения с монтажными и пусконаладочными работами (номер извещения 0131200001021007491).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены Заказчиком, установившим в документации об электронном аукционе (далее - Документация) установлены требования в нарушение положений Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно:
- Заказчиком в описании объекта закупки установлены характеристики, противоречащие требованиям ГОСТ Р 57144-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением" (далее - ГОСТ Р 57144-2016), а также установлены избыточные требования, ограничивающие количество участников электронного аукциона;
- Заказчиком в Документации установлены противоречивые требования, не позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям;
- Заказчиком не применен запрет на допуск иностранного программного обеспечения в соответствии с Постановлением Правительства от 16.11.2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчики действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Рассмотрение вышеуказанной жалобы было назначено на 06.09.2021 года 09 часов 15 минут.
В соответствии с п. 3.32 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Регламент) Комиссией объявлен перерыв в рассмотрении жалобы для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения до 07.09.2021 года 17 часов 00 минут.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
16.08.2021 года в Единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0131200001021007491.
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет 17 227 714,26 рублей.
Предметом электронного аукциона является поставка работающих в автоматическом режиме стационарных специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки и видеозаписи, фиксации административных правонарушений в области дорожного движения с монтажными и пусконаладочными работами.
1. Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 4 ст. 59 Закона о контрактной системе, для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе закреплено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Изучив Описание объекта закупки (Техническое задание) Документации, Комиссией установлено, что Заказчиком установлены следующие требования к поставляемому товару:
Требования к конструктивным элементам ТСАФ | |||
ТСАФ имеет в составе следующие основные элементы: - оборудование фотовидеофиксации (видеокамеру) для формирования изображения; - измерительное оборудование; - аппаратно-программное обеспечение, в том числе вычислительный модуль (специализированный компьютер), модуль определения географических координат (приемник сигналов спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS), модуль для синхронизации с национальной Шкалой времени UTC (SU); - устройства подсветки (инфракрасные прожекторы); - антивандальный шкаф (один или несколько) для размещения вычислительного модуля (специализированного компьютера) и других элементов оборудования (при необходимости); - опоры (кронштейны) для монтажа оборудования ТСАФ на Рубеже контроля. |
Наличие |
||
Электротехнические требования к ТСАФ | |||
Электропитание от сети переменного тока с номинальным значением напряжения 230 В и частоты 50 Гц |
Наличие |
Как следует из доводов жалобы, а также подтверждается представителем Заявителя, данные требования не соответствуют положениям ГОСТ Р 57144-2016.
Так, исходя из требований вышеуказанного ГОСТа, стационарные технические средства автоматической фотовидеофиксации должны быть рассчитаны на питание от сети переменного тока напряжением 220 В, частотой 50 Гц (п. 6.3.1).
Кроме того, как установлено пунктом 6.1.1 ГОСТ Р 57144-2016: "Технические средства автоматической фотовидеофиксации должны включать в себя:
- оборудование фотовидеофиксации (одна или несколько видеокамер для формирования изображения);
- измерительное оборудование (измерители параметров транспортных средств и участников дорожного движения).
Примечание - Данное оборудование конструктивно может являться оборудованием фотовидеофиксации; его комплектация зависит от числа измеряемых параметров;
- аппаратно-программное обеспечение, в том числе вычислительный модуль, модуль для синхронизации с национальной шкалой координированного времени Российской Федерации UTC (SU).
Примечание - Аппаратно-программное обеспечение мобильных, передвижных и носимых технических средств фотовидеофиксации также включает в себя модуль для автоматического определения собственных пространственных координат;
- устройства обеспечения работоспособности: устройства подсветки и диагностики".
Также, Заявитель указывает на ряд характеристик, которые отсутствуют в ГОСТ Р 57144-2016 и являются избыточными, а именно:
ТСАФ обеспечивает распознавание государственных регистрационных знаков следующих иностранных государств: Армения, Украина, Абхазия, Белоруссия, Узбекистан, Литва, Азербайджан, Казахстан, Грузия, ЛНР, ДНР |
Наличие |
Диапазон рабочих температур ТСАФ |
Не уже чем от -40° С до +50 °С |
ТСАФ обеспечивает визуальный просмотр видеоизображения с видеокамеры ТСАФ в Режиме реального времени, при этом на изображения ТС, проезжающих в Зоне контроля, накладывается изображение распознанного ГРЗ ТС |
Наличие |
Максимальная потребляемая мощность |
Не более 100 Вт |
Для возможности фиксации ТС без ГРЗ (с нераспознанными ГРЗ) в целях розыска и сбора статистики, а также недопущения влияния погодных условий на измерение скорости, блок измерения скорости является радиолокационным |
Наличие |
Зона контроля видеокамеры ТСАФ |
Не менее 4 (четырех) полос движения |
Максимальная ширина Зоны контроля |
Не менее 16 м |
Невозможность удаленного доступа к ТСАФ со стороны предприятия-производителя (в том числе для его настройки, технического обслуживания, диагностики, производства ремонтных работ и т.п.) |
Наличие |
Заслушав пояснения представителей Заказчика, Уполномоченного органа, Комиссия признает данный довод жалобы необоснованным в силу нижеследующего.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 29.06.2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации" (далее - Закон о стандартизации), стандартизация в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
1) добровольность применения документов по стандартизации;
2) обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 года N 2438-р "Об утверждении перечня документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 2438-р) утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории российской федерации (далее - Перечень).
При этом, ГОСТ Р 57144-2016 не входит в вышеупомянутый Перечень, что делает его применение Заказчиком при формировании описания объекта закупки необязательным к применению и носит исключительно рекомендательный характер.
Таким образом, Заказчик при формировании Описания объекта закупки исходил из собственных потребностей, а также практики применения технических средств, имеющих функции фотосъемки и видеозаписи, фиксации административных правонарушений в области дорожного движения на территории Воронежской области.
Кроме того, из буквального толкования п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик при использовании технических регламентов и документов о стандартизации обязан обосновывать в описании объекта закупки лишь те характеристики, которые отличаются от установленных в данных регламентах показателей.
На основании вышеизложенного, Комиссия признает довод Заявителя о несоответствии установленных описанием объекта закупки характеристик несоответствующими положениям ГОСТ Р 57144-2016, а также об отсутствии обоснования необходимости конкретных характеристик поставляемого товара необоснованным.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как указывает Заявитель в доводах жалобы, Заказчиком в Документации установлены противоречивые требования, не позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, а именно:
Аппаратно-программное обеспечение ТСАФ поддерживает универсальные форматы сжатия цифрового видеосигнала |
Наличие |
Оборудование ТСАФ устойчиво к провалам и кратковременным прерываниям напряжения электропитания |
Наличие |
Исчерпывающий перечень необходимых операций по настройке и эксплуатации ТСАФ приведен в Руководстве по его эксплуатации |
Наличие |
Комиссия отмечает, что при формировании документации о закупке Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Кроме того, как закреплено ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Заявитель своим правом, закрепленным вышеуказанной статьей не воспользовался, доказательств обоснованности своих доводов не предоставил, в связи с чем, Комиссия признает данный довод необоснованным.
3. В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением N 1236 установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 Постановления N 1236, установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В силу пункта 2(1) Постановления N 1236, для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Предметом электронного аукциона является поставка работающих в автоматическом режиме стационарных специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки и видеозаписи, фиксации административных правонарушений в области дорожного движения с монтажными и пусконаладочными работами.
Как пояснили представителя Заказчика, составной частью технического средства автоматической фото-видеофиксации нарушений ПДД - работающего в автоматическом режиме специального технического средства является предустановленное программное обеспечение, позволяющей осуществить автоматическое распознавание государственного регистрационного знака транспортного средства.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что у Заказчика отсутствовали основания для установления запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранного государства, поскольку в данной закупке программное обеспечение не является объектом закупки и не подлежит установке в результате исполнения контракта.
При таких обстоятельствах, предмет закупки нельзя отнести к программному обеспечению, признаки которого закреплены в п. 2(1) Постановления N 1236.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, Комиссия учитывает и тот факт, что на участие в аукционе, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.09.2021 N0131200001021007491-1, было подано 10 заявок.
При этом, как установлено из протокола подведения итогов электронного аукциона от 03.09.2021 N0131200001021007491-3, ценовые предложения подавались пятью участниками средств в связи с чем, Комиссия приходит к выводу об отсутствии ограничения количества участников электронного аукциона и нарушения публичных интересов участников закупок.
Таким образом, руководствуясь ст. ст. 99 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Русоператор" на действия казенного учреждения Воронежской области "Региональный центр безопасности" при проведении электронного аукциона на поставку работающих в автоматическом режиме стационарных специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки и видеозаписи, фиксации административных правонарушений в области дорожного движения с монтажными и пусконаладочными работами (номер извещения 0131200001021007491) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Д.Ю. Чушкин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии И.В. Качкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 10 сентября 2021 г. N 036/06/33-981/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.09.2021