Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
|
|
|
|
|
|
В присутствии представителей:
От заказчика - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации:
- Гында Наталья Александровна (представитель по доверенности);
- Степико Сергей Анатольевич (представитель по доверенности);
- Курсонова Светлана Ивановна (представитель по доверенности);
От заявителя - Кулаков Александр Викторович, заказчиков - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Сахалинское региональное отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чукотскому АО, Магаданское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Еврейской автономной области представители не явились, о дате и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу Кулакова Александра Викторовича и материалы дела N027/06/54.3-1122/2021, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба Кулакова Александра Викторовича (далее - Заявитель, Кулаков А.В.) на действия организатора торгов (заказчика) - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Организатор торгов), заказчиков - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Сахалинское региональное отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чукотскому АО, Магаданское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Еврейской автономной области при осуществлении централизованной закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов в 2021 году (извещение N0222100000221000199 от 14.08.2021).
Заявитель указывает в своей жалобе на нарушения организатором торгов законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выражающиеся в следующем:
1) организатором торгов неправомерно объединены в одной закупке несколько заказчиков из разных субъектов Российской Федерации;
2) критерии оценки заявок участников конкурса определены с нарушением требований законодательства Российской Федерации.
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам проведения которой установлено следующее.
Извещение N 0222100000221000199 о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 14.08.2021.
Объект закупки: выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов в 2021 году.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 41 379 724,19 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок: 14.08.2021 13:54 (МСК+7).
Дата и время окончания срока подачи заявок: 06.09.2021 07:00 (МСК+7).
Согласно извещению об осуществлении закупки, рассматриваемая закупка является совместной.
В ходе проведения внеплановой проверки Организатором торгов представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Представители Заказчика в рамках заседания Комиссии Хабаровского УФАС России поддержали доводы отзыва на жалобу в полном объеме.
Изучив материалы дела N027/06/54.3-1122/2021, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Статьей 25 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что заказчиком осуществляется проведение закупки в соответствии с положениями ст. 25 Закона о контрактной системе. Таким образом, отклоняются доводы жалобы о неправомерном объединении организатором торгов закупки по территориальному признаку, поскольку указанное обусловлено осуществлением совместной закупки с несколькими заказчиками.
Описание объекта закупки, отраженное в конкурсной документации, обусловлено проведением совместной закупки и отражает потребность каждого из заказчиков в выполнении работ по изготовлению ортопедической обуви.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к необоснованности довода жалобы о неправомерном объединении в одной закупке несколько заказчиков из разных субъектов Российской Федерации.
2. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закон о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 11 Правил, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Как следует из материалов дела, Заказчиком сформулированы критерии стоимостные (цена контракта, значимость 0,6) и нестоимостные (квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, значимость 0,4) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
В свою очередь нестоимостные критерии делятся на следующие:
- Опыт участника закупки по успешному выполнению работ по изготовлению сложной ортопедической обуви сопоставимого характера и объема (значимость 0,6);
- Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (значимость 0,4).
Применительно к опыту участника закупки оценивается наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ по изготовлению сложной ортопедической обуви сопоставимого характера и объема. Оценивается суммарный объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению сложной ортопедической обуви), исчисляемый в рублях по контрактам, заключенным за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе и исполненных до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе. При этом объем выполняемых работ (а именно выполнение работ по изготовлению сложной ортопедической обуви) исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 10 000 000 рублей.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных и муниципальных контрактов, контрактов в полном объеме (включая приложения) (с актами выполненных работ /оказанных услуг/ акты сдачи-приемки), заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения об объеме выполненных работ, а также копиями контрактов (договоров) в полном объеме (включая приложения) (с актами выполненных работ /оказанных услуг/ акты сдачи-приемки), заключенных в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ, сведения о которых опубликованы на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Дополнительно в конкурсной документации отмечено, что не представление в составе заявки на участие в закупке таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в закупке.
Закон о контрактной системе не содержит норм, непосредственно конкретизирующих содержание критериев, сведений относящихся к критериям, порядок оценки и сопоставления заявок. Сам по себе факт установления нестоимостных критериев не свидетельствует об ограничении количества участников.
Вопреки доводам жалобы, критерий о минимальном значении цены контракта (договора), подлежащего оценке, в размере не менее 10 000 000 рублей не ограничивает конкуренцию, не является препятствием к подаче заявки, а также не предоставляет преимущества конкретному участнику закупки.
Таким образом, указанное условие не является нарушением Закона о контрактной системе, обоснованно способствует выявлению лучшего предложения из числа участников закупки, обладающего соответствующим опытом сопоставимых работ.
Изучив материалы дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что установленные в конкурсной документации критерии оценки были выбраны заказчиком исходя из его права на установление критериев, позволяющих определить участника закупки, наиболее удовлетворяющего потребностям заказчика.
При этом представитель Заявителя на заседание Комиссии Хабаровского УФАС России не явился, а также не представил доказательств обоснованности доводов жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Кулакова Александра Викторовича (проводится внеплановая проверка действий организатора торгов (заказчика) - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Организатор торгов), заказчиков - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Сахалинское региональное отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чукотскому АО, Магаданское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Еврейской автономной области при осуществлении централизованной закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов в 2021 году (извещение N0222100000221000199 от 14.08.2021) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 6 сентября 2021 г. N 7-1/431
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2021