Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Заместитель председателя комиссии - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены комиссии: старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
в присутствии представителей Уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" (далее - Уполномоченное учреждение),
в присутствии представителя закрытого акционерного общества "МОДУС" (далее - ЗАО "МОДУС", Заявитель),
в отсутствие представителей Государственного бюджетного учреждения "Курганская областная клиническая больница" (далее - ГБУ "КОКБ"), о времени и месте рассмотрения обращения извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы в единой информационной системе, явку представителей не обеспечили, ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя не представил,
рассмотрев жалобу ЗАО "МОДУС" на действия Заказчика - ГБУ "КОКБ" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий потолочного бестеневого хирургического светильника стационарного (на потолочной консоли), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (извещение N 0843500000221002955) и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Курганского УФАС России поступила жалоба ЗАО "МОДУС" на действия Заказчика - ГБУ "КОКБ" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий потолочного бестеневого хирургического светильника стационарного (на потолочной консоли), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (извещение N 0843500000221002955).
В жалобе Заявитель указал, что Заказчик неправомерно отклонил его заявку от дальнейшего участия в аукционе.
Заявитель просит признать отклонение его заявки необоснованной, а также выдать Заказчику предписание о заключении контракта с единственным участником ЗАО "МОДУС".
Представители Уполномоченного учреждения с доводами, изложенными Заявителем в жалобе не согласны по основаниям, изложенным в возражениях, которые направлены заблаговременно и приобщены к материалам дела по рассмотрению данной жалобы.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 г. N 727/14, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 11.08.2021 г. в единой информационной системе (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий потолочного бестеневого хирургического светильника стационарного (на потолочной консоли), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (извещение N 0843500000221002955).
Заказчиком является Государственное бюджетное учреждение "Курганская областная клиническая больница".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 205 440 руб. 00 коп.
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком и приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 5 информационной карты документации об аукционе (извещение N 0843500000221002955) объектом закупки является поставка медицинских изделий потолочного бестеневого хирургического светильника стационарного (на потолочной консоли), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Пунктом 23 информационной карты документации об аукционе (извещение N 0843500000221002955) установлено требование к участникам аукциона, а именно: наличие у участника аукциона действующей лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники в части технического обслуживания: монтаж и наладка медицинской техники.
Из пункта 1.1 проекта контракта, являющегося частью аукционной документации (извещение N 0843500000221002955) следует, что Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий потолочного бестеневого хирургического светильника стационарного (на потолочной консоли) (код ОКПД 2 - 32.50.50.190) (далее - Оборудование) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование и специалистов Заказчика, осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образам оказанные Услуги.
Пунктом 11.1 проекта контракта предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае привлечения к исполнению Контракта соисполнителей, ответственность перед Заказчиком за неисполнение обязательств по Контракту несет Поставщик.
Таким образом, участник закупки должен не только обеспечить поставку медицинского изделия, но и осуществить действия по его монтажу и вводу в эксплуатацию.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме (извещение N 0843500000221002955) от 25.08.2021 г., до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме подана только одна заявка, которая была признана не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе, а именно: не предоставлена копия действующей лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники в части технического обслуживания: монтаж и наладка медицинской техники или выписка из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий", подтверждающей наличие у участника аукциона действующей лицензии производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники: техническое обслуживание следующих групп медицинской техники класса 2а потенциального риска применения: вспомогательные и общебольничные медицинские изделия.
Как следует из представленных на заседание Комиссии Курганского УФАС России документов, ЗАО "МОДУС" к своей заявке на участие в аукционе приложило следующие документы:
- копия договора N 19-084 на техническое обслуживание медицинской техники от 01.02.2021 г.;
- копия лицензии ФС-99-04-003624 от 18.04.2016 г., выданная обществу с ограниченной ответственностью "Метрика Сервис" на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, законодательством Российской Федерации о контрактной системе установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии на оказание услуг непосредственно у участника закупки, в случае, если оказание данных услуг является лицензируемым видом деятельности.
Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) определено, что лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о лицензировании, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Законом о лицензировании определены виды деятельности, которые подлежат лицензированию.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, обязательному лицензированию подлежит деятельность по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
Положение о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники утверждено постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 г. N 469 (далее - Положение N 469).
В соответствии с Положением N 469, понятие "медицинская техника" означает медицинские изделия, представляющие собой инструменты, аппараты, приборы, оборудование, применяемые в медицинских целях отдельно и в сочетании, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В соответствии с пунктом 2 приложения к Положению N 469, лицензируются следующие виды деятельности в части технического обслуживания медицинской техники:
а) монтаж и наладка медицинской техники;
б) контроль технического состояния медицинской техники;
в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
г) ремонт медицинской техники.
Следовательно, заказчик при определении исполнителя на осуществление поставки медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, вправе установить в документации о закупке требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии на техническое обслуживание медицинской техники.
Поскольку в аукционной документации по рассматриваемому аукциону объектом закупки является поставка, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, то в отсутствие связи данных действий с процессом собственно медицинской деятельности, осуществляемой заказчиком, организация, совершающая данные действия, обязана иметь специальную лицензию на производство и техническое обслуживание медицинской техники.
Из вышеизложенного следует, что Заказчик, при определении исполнителя на осуществление поставки с монтажом, вводом в эксплуатацию, инструктажем специалистов на рабочем месте и последующим техническим обслуживанием в течение гарантийного срока аппарата искусственной вентиляции легких вправе установить в документации о закупке требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии на техническое обслуживание медицинской техники.
Возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта не исключает необходимость наличия действующей лицензии у участников закупки.
Согласно Методическим рекомендациям "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденными Минздравом России и Минпромнауки России 10.10.2003 г. (Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.10.2003 г. N 293-22/333 "О введении в действие методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники"), ввод в эксплуатацию медицинской техники - процедура проведения комплекса регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по подготовке к эксплуатации приобретенной медицинским учреждением медицинской техники, завершающаяся передачей медицинской техники медицинскому персоналу для использования по назначению. Техническое обслуживание медицинской техники - комплекс регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности медицинской техники при ее использовании по назначению, а также при хранении и транспортировании.
В соответствии с пунктом 5.2 вышеуказанных Методических рекомендаций, виды работ по техническому обслуживанию включают в себя:
- ввод в эксплуатацию;
- контроль технического состояния;
- периодическое и текущее техническое обслуживание;
- текущий ремонт.
Ввод в эксплуатацию изделий медицинской техники охватывает комплекс работ по их распаковке, расконсервации, установке, монтажу, сборке, настройке и регулировке, сдаче-приемке в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 3.3. указанных Методических рекомендаций - именно поставщик медицинской техники (предприятие-производитель или посредник), в соответствии с условиями, которые оговариваются в контракте на поставку медицинской техники, обеспечивает в гарантийный период техническое обслуживание и бесплатный ремонт поставленной медицинской техники.
Министерством здравоохранения РФ утвержден типовой контракт на поставку медицинских изделий (приказ от 15.10.2015 N 724н "Об утверждении Типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий"), который свидетельствует об установлении повышенного стандарта в сфере закупок именно медицинских изделий, исключающего разделение комплекса действий по поставке изделий, используемых при осуществлении медицинской деятельности, с сопутствующими им действиями по подготовке к эксплуатации приобретенной медицинским учреждением медицинской техники, завершающимися передачей медицинской техники медицинскому персоналу для использования по назначению, а также последующим техническим обслуживанием и ремонтом поставленной медицинской техники.
Поскольку поставка и ввод в эксплуатацию медицинской техники представляет собой единый непрерывный комплексный процесс, осуществление поставки и ввода в эксплуатацию медицинской техники разными исполнителями (в том числе исполнителем и соисполнителем) могло бы приводить к срыву обеспечения медицинских организаций необходимым оборудованием своевременно и надлежащим образом, с необходимым качеством, обеспечивающим безопасность последующего применения, поставленного оборудования, в том числе для пациентов и персонала.
При этом, возможность привлечения иных лиц в качестве соисполнителей на стороне поставщика, не свидетельствует о том, что непосредственные участники закупки не должны иметь требуемые по условиям закупки действующие лицензии, что подтверждается пунктом 7 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 г.
По итогам аукциона государственный контракт заключается с поставщиком (исполнителем, подрядчиком), подавшим заявку на участие в аукционе, именно указанное лицо (исполнитель) должно соответствовать требованиям, так как ответственность за действия привлеченных соисполнителей перед заказчиком несет исполнитель.
На основании вышеизложенного, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу о том, что ЗАО "МОДУС" было правомерно отстранено от участия в закупке на поставку медицинских изделий потолочного бестеневого хирургического светильника стационарного (на потолочной консоли), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (извещение N 0843500000221002955), так как обществом не представлена копия действующей лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники в части технического обслуживания: монтаж и наладка медицинской техники, что предусмотрено пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и пунктом 23 информационной карты документации об аукционе.
С учетом изложенного, Комиссия полагает необходимым признать доводы заявителя необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу закрытого акционерного общества "МОДУС" необоснованной.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии |
________________ |
Члены комиссии: |
________________ |
|
________________ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 3 сентября 2021 г. N 05-02/280-2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2021