Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Полимерспецстрой" (далее - Заявитель) на действия АО "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "ЭТП ГПБ" (далее - Оператор электронной площадки) запроса предложений в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 2073400001221000006) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) неправомерно установившего требование о предоставлении в составе заявки на участие в Запросе предложений сведений о наименовании страны происхождения товаров;
2) не установившего типовые условия контракта в соответствии с постановлением Правительства от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (далее - Постановление N 606);
3) в документации о проведении Запроса предложений ненадлежащим образом установлен график выполнения строительно-монтажных работ;
4) не разместившего в ЕИС в составе документации о проведении Запроса предложений проект сметы контракта;
5) ненадлежащим образом установившего в документации о проведении Запроса предложений виды работ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570);
6) не установившего в документации о проведении Запроса предложений положение о выплате аванса.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 07.09.2021 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 09.09.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений:
1) извещение о проведении Запроса предложений размещено в ЕИС - 27.08.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос предложений в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 376 520 210 рублей;
4) источник финансирования - Федеральный бюджет Российской Федерации и собственные средства АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева", КБК - 00000000000000000414;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений - 03.09.2021;
6) на участие в Запросе предложений подана 1 заявка от ООО "НПО Гидро-Автоматика" с предложением о цене контракта - 4 365 578 000 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Запросе предложений сведений о наименовании страны происхождения товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе документация о Запросе предложений должна содержать требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений в электронной форме и инструкция по их заполнению. Такие требования должны предусматривать включение в заявку на участие в запросе предложений в электронной форме также наименование страны происхождения закупаемого товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого запроса или доступа к участию в таком запросе.
Согласно части 10 статьи 83.1 Закона о контрактной системе требовать от участника запроса предложений в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, не допускается.
Пунктом 2 раздела II.III документации о проведении Запроса предложений установлено требования к содержанию заявки на участие в Запросе предложений о предоставлении наименования страны происхождения закупаемого товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
В соответствии с документацией о проведении Запроса предложений объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция и техническое перевооружение сборочных производств водородных ступеней и разгонных блоков АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева", г. Москва".
Согласно письменным пояснениям Заказчика в проектной документации, размещенной в ЕИС, содержится информация о поставляемом оборудовании, изделиях и материалах, в связи с чем Заказчик обязан запрашивать информацию о стране происхождения закупаемого товара, в том числе поставляемого при выполнении работ в рамках исполнения контракта.
Вместе с тем из документации о проведении Запроса предложений, проектной документации, размещенной в ЕИС, не представляется возможным определить в отношении каких товаров необходимо предоставлять сведения о наименовании страны происхождения товара.
Таким образом, указанные действия Заказчика, нарушают пункт 2 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в проекте контракта документации о проведении Запроса предложений не учтены типовые условия о приемке и оплате выполненных работ в соответствии с пунктом 5 типовых условий контракта, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.01.2020 N 9/пр "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта" (далее - Типовые условия контракта) в соответствии с Постановлением N 606.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Постановления N 606 типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.
Из жалобы Заявителя следует, что в проекте контракта документации о проведении Запроса предложений не установлены Типовые условия контракта о приемке и оплате выполненных работ в соответствии с пунктом 5 Типовых условий контракта.
На заседании Комиссии установлено, что пункты 10.5, 10.7, 10.8, 10.9, 10.10, 10.11 проекта контракта документации о проведении Запроса предложений содержат указанные положения в соответствии с Типовыми условиями контракта и Законом о контрактной системе.
Вместе с тем Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом составлен график выполнения работ.
В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Пунктом 2.9 приказа Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" (далее - Методика) установлено, что в графике выполнения работ дополнительно должны быть отражены даты, не позднее которых должны состоятся следующие события, например: подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта; передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта и другие.
На заседании Комиссии установлено, что обязательным приложением к проекту контракта документации о проведении Запроса предложений является график выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 4). При этом в графике выполнения строительно-монтажных работ не учтены требования пункта 2.9 Методики, что не позволяет участникам закупки определить порядок выполнения и оплаты строительно-монтажных работ.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в ЕИС в составе документации о проведении Запроса предложений неправомерно не размещен проект сметы контракта.
В соответствии с частью 6.1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Также частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 2 приложения N 2 "Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства" к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.12.2019 N 841/пр (далее - Методика) смета контракта на выполнение подрядных работ по строительству некапитальных строений и сооружений, а также других подрядных работ, указанных в разделе VI порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее - Порядок), по соглашению сторон контракта может быть составлена в соответствии с Методикой, если в составе документации о закупке размещен проект сметы контракта.
Пунктом 4 Методики установлено, что при осуществлении закупки подрядных работ по строительству и реконструкции путем проведения конкурентных способов определения подрядчиков смета контракта составляется заказчиком на основании размещенного в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, установленном в порядке, проекта сметы контракта посредством указания цены каждого конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ с учетом пропорционального снижения начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, обязательной частью которой являются сметы.
На заседании Комиссии установлено, что в ЕИС размещена документация о закупке, а также сметы на строительство, что не противоречит законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в ЕИС проектная документация размещена в полном объеме, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы, выданное ФАУ "Главгосэкспертиза России".
Вместе с тем Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, а также в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации о проведении Запроса предложений ненадлежащим образом установлены виды работ, утвержденные Постановлением N 570.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением N 570 установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт - это гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.
Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о контрактной системе муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 5.3.2 проекта контракта документации о проведении Запроса предложений "в течение 60 (шестидесяти) дней с даты подписания Контракта оформить и согласовать с заказчиком приложение N 6 к контракту "Перечень видов работ, которые Генеральный подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, и объем таких работ", из перечня "Виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам" утвержденного Постановлением N 570. Конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта".
Вместе с тем заказчиком по указанной закупке является Акционерное общество "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева", которое не является, государственным, муниципальным заказчиком и не заключает государственные, муниципальные контракты в соответствии с Законом о контрактной системе, в связи чем требование об установлении положений, предусмотренных Постановлением N 570, к закупке не применяется.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно установившего в документации о проведении Запроса предложений требования в соответствии с Постановлением N 570, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно доводу Заявителя Заказчиком документации о проведении Запроса предложений неправомерно не установлено положение выплата аванса.
В соответствии с пунктом 12 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере аванса в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (если предусмотрена выплата аванса).
Таким образом, согласно положениям Закона о контрактной системе у заказчика отсутствует обязанность установления выплаты аванса.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, не установившего в проекте контракта документации о проведении Запроса предложений выплату аванса, не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено.
7. Решением Комиссии ФАС России от 09.09.2021 по делу N 28/06/105-588/2021 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:
- части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном выборе способа определения исполнителя (поставщика) путем проведения запроса предложений в электронной форме;
- пункта 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия в части неустановления предельного максимального значения показателя нестоимостного критерия оценки;
- пункта 2 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего описания объекта закупки в части установления в извещении о проведении Запроса предложений, размещенном в ЕИС, и в документации о проведении Запроса предложений противоречивых сведений о наименовании объекта закупки; в части невозможности определения, в отношении какого товара необходимо предоставить наименование страны происхождения товара в составе заявки на участие в закупке; в части установления в извещении о проведении Запроса предложений и в документации о проведении Запроса предложений противоречивых сведений в отношении требования казначейского сопровождения контракта; в части отсутствия срока согласования плана расходов;
- части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении в документации о проведении Запроса предложений об установлении видов работ, утвержденных в соответствии с Постановлением N 570;
- части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в формировании графика строительно-монтажных работ без учета требований пункта 2.9 приказа Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ".
На основании Решения Заказчику, Оператору электронной площадки выдано предписание от 09.09.2021 по делу N 28/06/105-588/2021, согласно которому Заказчику необходимо аннулировать определение поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения государственного контракта на выполнение "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки" (номер извещения - 2073400001221000006). Срок исполнения предписания - 28.09.2021.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Полимерспецстрой" обоснованной в части пунктов 1, 3, 5 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 24, части 3, пунктов 2, 7 части 6 статьи 83.1, частей 2, 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 09.09.2021 по делу N 28/06/105-588/2021, предписание по настоящему делу не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 09.09.2021 по делу N 28/06/105-588/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 сентября 2021 г. N 28/06/105-587/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2021