Резолютивная часть решения оглашена 13 сентября 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 13 сентября 2021 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:., Членов Комиссии:.,
представители МАУ "Спортивная школа "Свобода" на рассмотрение не явились, направив в адрес Комиссии письменные пояснения по существу и запрашиваемые документы,
представители ООО "Джули" на рассмотрении не присутствовали, о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Джули" на действия МАУ "Спортивная школа "Свобода" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение реконструкции стадиона "Локомотив", по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Спортивная, дом N 2, "Б" (номер извещения N 1053600002421000001),
УСТАНОВИЛА:
06.09.2021 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "Джули" (далее - Заявитель) на действия МАУ "Спортивная школа "Свобода" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение реконструкции стадиона "Локомотив", по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Спортивная, дом N 2, "Б" (номер извещения N 1053600002421000001) (далее - Закупка).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из содержания жалобы следует, что 1) требования о предоставлении исполненных контрактов без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта является ограничивающим, поскольку не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса; 2) Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", а именно: по вышеуказанному показателю оцениваются исключительно контракты (договоры), которые исполнены не ранее, чем за три года до даты окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, что может привести к нарушению прав и интересов потенциальных участников конкурса, имеющих исполненные контракты ранее указанного срока; 3) в конкурсной документации, размещенной Заказчиком, отсутствуют локальные сметные расчеты , что приводит к невозможности формирования участниками закупок предложения по исполнению такого контракта и нарушает требования ст. 33 Закона о контрактной системе, ст. 48 ГрК РФ.
Заказчик в письменных пояснениях просил признать жалобу Заявителя необоснованной, уточнив, конкурсная документация составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе, доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных доводов ООО "Джули" не представило. Кроме того, уточнили, что ООО "Джули" не могло быть участником настоящей закупки, поскольку сведения о Заявителе отсутствуют в Едином реестре членов СРО, вследствие чего его права и законные интересы требованиями проводимой закупки не нарушены.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
16.08.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация на проведение открытого конкурса в электронной форме на выполнение реконструкции стадиона "Локомотив", по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Спортивная, дом N 2, "Б" (номер извещения N 1053600002421000001).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 269 601 926,18 рублей.
Конкурсная документация утверждена Заказчиком.
1-2) В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничения доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно п. 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 11 Правил по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с п.3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
Комиссией установлено, что конкурсная документация Заказчика закрепляет следующий порядок оценки по нестоимостному критерию:
2. Оценка заявок по не стоимостным критериям оценки
Оценка заявок по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется на основании установленных в конкурсной документации показателей, раскрывающих содержание критерия оценки:
Значимость критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"" составляет 40 %.
2.1. Оценка заявок по показателю "общая стоимость исполненных контрактов (договоров)"
Значимость показателя "общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" составляет 50 %, коэффициент значимости показателя - 0,5.
Оценивается общая стоимость исполненных контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), исполненных за период с 2018 - до даты окончания приема заявки по данной закупке без применения к исполнителю неустоек (штрафов, пеней). Для оценки учитываются только копии исполненных контрактов (договоров) (включая все дополнительные соглашения) с актами приёмки выполненных работ (КС-2 и/или иные формы актов) и (или) Актом приемки законченного строительством объекта (КС-11 и/или иные формы актов) или иные документы, подтверждающие исполнение контрактов (договоров) в полном объеме, предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов).
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки (пункт 10 Правил).
В соответствии с пунктом 13 Правил не допускается использование заказчиком не предусмотренных указанными Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 Правил.
Оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил (п. 28 Правил).
Критериями оценки, утвержденными Заказчиком, установлено, в том числе, следующее:
Оценка заявок по показателю "общая стоимость исполненных контрактов (договоров)"
Оценивается общая стоимость исполненных контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), исполненных за период с 2018 - до даты окончания приема заявки по данной закупке без применения к исполнителю неустоек (штрафов, пеней).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно установлены требования о предоставлении копий исполненных контрактов без применения к исполнителю неустоек (штрафов, пеней). Кроме того, Заказчиком ненадлежащим образом установлено требование по показателю "наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" в части оценки представленных участниками контрактов, которые исполнены не ранее, чем за три года до даты окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, что приводит к нарушению прав и интересов потенциальных участников конкурса, имеющих исполненные контракты ранее указанного срока.
Заказчик в письменных пояснениях уточнил, что установление требования о представлении копии исполненного контракта без применения к исполнителю штрафных санкций направлено на выявление лучшего победителя закупки и никаким образом не нарушает права участников, так как участник вправе, даже при наличии контрактов (договоров) при исполнении которых к нему были применены штрафные санкции, предоставить для оценки контракты (договоры), исполненные без их применения. Учитывая НМЦК контракта, сложность выполняемых работ, повышенных требований к участникам - в том числе участие их в СРО, установление требования о предоставлении контрактов (договоров), исполненных без применения штрафных санкций, в большей степени гарантирует Заказчику исполнение контракта надлежащим образом. В свою очередь, установление требования о предоставлении исполненных контрактов (договоров) предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), исполненных за период с 2018 - до даты окончания приема заявки по данной закупке, позволяет выбрать участника, который ведет деятельность по строительству, имеет постоянно обновляемый опыт, навыки строительства, умение выполнять работы в современных условиях. Без установления данного требования, победителем может стать лицо, которое имело опыт выполнения работ много лет назад, но на настоящий момент не ведет данную деятельность, не знаком с современными реалиями рынка строительных материалов, и нюансами выполнения соответствующих работ, в связи с чем возникают риски некачественности выполнения работ и отсутствия надлежащей квалификации подрядчика. По мнению Заказчика, указанные критерии и показатели (подкритерии) для его оценки полностью соответствует требованиям Закона о контрактной системе и Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085.
Комиссия контрольного органа, проанализировав представленные пояснения Заказчика, конкурсную документацию о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение реконструкции стадиона "Локомотив", по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Спортивная, дом N 2, "Б" (номер извещения N 1053600002421000001) приходит к следующим выводам:
Положения оспариваемой конкурсной документации не содержат такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки. Отсутствие опыта работы и (или) представление в качестве опыта - исполненного контракта с применением к исполнителю штрафных санкций не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика. В рассматриваемом случае закупка проводится способом открытый конкурс в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов, не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.
Заказчик самостоятельно определяет, что относится к опыту сопоставимости по характеру и объему, а также самостоятельно устанавливает величины предельно необходимых минимальных или максимальных количественных значений качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев.
Оренбургское УФАС отмечает, что стремление Заказчика определить победителем конкурса более профессионального и конкурентоспособного участника не свидетельствует об ограничении доступа к участию в конкурсе и не может рассматриваться как несоответствие целям правового регулирования.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителем не представлено доказательств в подтверждение своих доводов об ограничении прав участников закупки. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов, не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.
По поводу установления Заказчиком в качестве критерия оценки заявок требования о предоставлении исполненных контрактов (договоров) предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), исполненных за период с 2018 - до даты окончания приема заявки по данной закупке, Оренбургское УФАС России отмечает, что указанный критерий оценки, согласно пояснениям представителя Заказчика, позволяет выбрать участника, который ведет деятельность по строительству, имеет постоянно обновляемый опыт, навыки строительства, умение выполнять работы в современных условиях.
При этом, заказчик уточняет, что, без установления данного требования, победителем может стать лицо, которое имело опыт выполнения работ много лет назад, но на настоящий момент не ведет данную деятельность, не знаком с современными реалиями рынка строительных материалов, и нюансами выполнения соответствующих работ, в связи с чем возникают риски некачественности выполнения работ и отсутствия надлежащей квалификации подрядчика..
Кроме того, критерии и балльная система оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе являются едиными для всех участников конкурса.
Таким образом, по мнению Комиссии Оренбургского УФАС России, доказательств того, что спорный критерий оценки препятствует участию в конкурсе, предрешает исход закупки, создает преимущества конкретному лицу, а не направлен, прежде всего, на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика, на заседании Комиссии Оренбургского УФАС России не представлено.
Участник закупки, не набравший баллов по этому критерию, имеет возможность набрать большее количество баллов по другому показателю и стать победителем конкурса, так, например, по критерию "цена контракта". Отсутствие у него опыта работы в выполнении государственных заказов не ограничивает его право на участие в конкурсе.
Таким образом, доказательств ущемления прав и законных интересов Заявителя - ООО "Джули", свидетельствующих об ограничении конкуренции, Заявителем в адрес Комиссии не представлено. Довод в указанной части признается необоснованным.
3) Из жалобы ООО "Джули" следует, что в конкурсной документации Заказчика отсутствуют локальные сметные расчеты, что приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению контракта.
Заказчик с доводами жалобы не согласились, пояснив, что все необходимые объемы работ должны быть указаны в технической документации - в данном случае они указаны в размещенном в качестве приложения к документации проекте на выполнение работ. В качестве документа, определяющего цену размещен сводный сметный расчет.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно требованиям пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Согласно части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Р", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
Объектом настоящей закупки является: "Реконструкция стадиона "Локомотив", по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Спортивная, дом N 2, "Б", при этом в составе конкурсной документации размещены локальные сметные расчеты.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлено документальных доказательств, подтверждающих утверждение о том, что в составе такой документации отсутствуют локальные сметные расчеты.
Учитывая изложенное, Комиссия Оренбургского УФАС России признает довод жалобы необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Жалобу ООО "Джули" на действия МАУ "Спортивная школа "Свобода" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение реконструкции стадиона "Локомотив", по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Спортивная, дом N 2, "Б" (номер извещения N 1053600002421000001) признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 13 сентября 2021 г. N 056/06/54.3-980/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2021