Резолютивная часть оглашена
13.09.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Новокуйбышевская центральная городская больница" (далее - ГБУЗ СО "Новокуйбышевская ЦГБ", Заказчик) о включении сведений об ООО "Премиум Вип Строй" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с нарушением контрактных сроков по итогам проведенного электронного аукциона по объекту закупки: "текущий частичный ремонт мягкой кровли из наплавляемых материалов галереи из хирургического корпуса в здание поликлиники, расположенной по адресу: Самарская область, г.Новокуйбышевск, ул.Пирогова,1" (извещение N 0142200001321007051, начальная (максимальная) цена контракта - 438 995,99 руб.).
В присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России, поступило обращение ГБУЗ СО "Новокуйбышевская ЦГБ" о включении сведений об ООО "Премиум Вип Строй" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно обращению Заказчика, ООО "Премиум Вип Строй" ненадлежащим образом исполнял обязательства, предусмотренные контрактом. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Участнике закупки в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения от Заказчика, Уполномоченного органа, Оператора электронной площадки и проведя проверку, установила следующее.
09.04.2021 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона по объекту закупки: "текущий частичный ремонт мягкой кровли из наплавляемых материалов галереи из хирургического корпуса в здание поликлиники, расположенной по адресу: Самарская область, г.Новокуйбышевск, ул.Пирогова,1" (извещение N 0142200001321007051, начальная (максимальная) цена контракта - 438 995,99 руб.). Электронный аукцион проводился на электронной торговой площадке ЭТП ТЭК-Торг.
Согласно Протокол подведения итогов электронного аукциона от 23.04.2021 N0142200001321007051-3, аукционная комиссия признала победителем аукциона ООО "Премиум Вип Строй" (ИНН 6316199841).
13.05.2021 г. между ГБУЗ СО "Новокуйбышевская ЦГБ" и ООО "Премиум Вип Строй" заключен контракт N0142200001321007051_193992.
Согласно пункту 1.1 контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по текущему частичному ремонту мягкой кровли из наплавляемых материалов галереи из хирургического корпуса в здание поликлиники, расположенной по адресу: Самарская область, г.Новокуйбышевск, ул.Пирогова,1 помещений/здания (далее - Объект), указанных в Техническом задании (Приложение N1), а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Пунктом 4.1.1. контракта установлено, что сроки выполнения работ в полном объеме определены сторонами:
Начало работ: в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1).
Окончание работ: в соответствии с Техническим заданием (приложение N1).
Из пункта 4.1.2. контракта следует, что выполнение работ производится в один этап.
В соответствии с Техническим заданием срок выполнения работ по Контракту: с момента заключения контракта, но не ранее 17.05.2021 г. в течение 60 дней (ежедневно с 08:00 до 20:00 часов).
Таким образом ООО "Премиум Вип Строй" должно было завершить работы по контракту в срок до 20:00 16.07.2021 г.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно части 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Согласно части 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В соответствии с частью 2 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Пунктом 3 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 10.7. контракта установлено, что настоящий Контракт может быть расторгнут:
- по соглашению сторон;
- в судебном порядке;
- в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
- в случае если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (ст. 715 ГК РФ);
- в случае если отступления в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (ст.723 ГК РФ);
- по иным основаниям предусмотренным гражданским законодательством.
Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Подрядчика.
Согласно пункту 10.8.1 контракта при нарушении Контракта Подрядчиком:
- нарушение Подрядчиком сроков выполнения работ, включая сроки начала выполнения работ и/или промежуточные сроки, установленные Техническим заданием, Графиком выполнения работ (приложение N 4 к Контракту) (при наличии) более чем на 7 (семь) рабочих дней;
- при наличии двух и более претензий по качеству и/или объему работ.
В соответствии с пунктом 4.3.3. контракта Подрядчик предъявляет выполненные в полном объеме работы к приемке в течение трех дней после их окончания по акту N КС-2 и представляет Заказчику комплект исполнительной документации на законченные работы согласно требованиям соответствующей главы СНиП по видам производимых работ, в том числе подписанные Заказчиком акты освидетельствования скрытых работ, журнал учета выполненных работ (форма КС-6а), а также пакеты документации на гарантийные сроки эксплуатации от поставщиков и подрядчиков. Вышеперечисленные документы представляются Заказчику Подрядчиком с сопроводительным письмом и реестром прилагаемых документов.
Из обращения Заказчика следует, что 08.06.2021 г. представитель ООО "Премиум Вип Строй" приезжал на предварительный осмотр объекта. 01.07.2021 г. представитель Подрядчика повторно приезжал на объект. Заказчик неоднократно звонил Подрядчику по вопросу проведения ремонтных работ на объекте, каждый раз Подрядчик уверял, что работы по контракту будут выполнены в полном объеме и в срок. Однако по состоянию на 20.07.2021 г. к выполнению работ ООО "Премиум Вип Строй" так и не приступило.
20.07.2021 г. Заказчиком было принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта размещено в ЕИС 20.07.2021 г. и направлено в адрес ООО "Премиум ВС" по электронной почте premium.vs@inbox.ru и заказным письмом с уведомлением, однако письмо Обществом не получено.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе выполнение заказчиком требований надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с пунктом 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Таким образом, законодательством для Участника закупки закреплен десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта. Однако, ООО "Премиум Вип Строй" указанным правом не воспользовалось, в указанный срок нарушения положений контракта не устранило.
Таким образом, Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 02.09.2021 г
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
В рассматриваемом случае Обществом не приняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения государственного контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "Премиум Вип Строй" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения договора надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм подрядчика. Однако, работы, предусмотренные контрактом, Подрядчиком выполнены не были. В десятидневный срок, предусмотренный законодателем для устранения допущенных нарушений, Общество не предприняло каких-либо мер для исправления сложившейся ситуации.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Доказательств возникновения у Общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в Самарское УФАС России не представлено.
Действуя в рамках заключенного договора, Общество должно осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, в данном случае средства бюджетного учреждения, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
В указанном случае Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в поведении Подрядчика наличествуют признаки недобросовестности и включение Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением государственных заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
ООО "Премиум Вип Строй" неоднократно было уведомлено о рассмотрении обращения Заказчика в Самарском УФАС России, однако участия в рассмотрении обращения не принял.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об ООО "Премиум Вип Строй" (ОГРН: 1146316005648, ИНН: 6316199841, КПП: 631701001, адрес: ул. Водников, дом 111Б, офис 1, г.Самара, 443086; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: Чишневский Дмитрий Андрианович, ИНН: 631606338236; сведения об учредителях (участниках) юридического лица: Чишневский Дмитрий Андрианович, ИНН: 631606338236, в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "Премиум Вип Строй", сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, сведения об учредителях (участниках) юридического лица из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 15 сентября 2021 г. N РНП-63-304
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2021