На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), под. а п.19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, поручением ФАС России от 03.09.2021 исх. NПИ/74558/21, в соответствии с Приказом Брянского УФАС России N365 от 07.09.2021,
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "__."
В присутствии "__" представителя по доверенности N1 от 09.09.2021, осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком МБДОУ детский сад N 81 "Жаворонок" г. Брянска (далее ЗАКАЗЧИК) требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки N 0127300013121000077 на поставку круп, установила:
01.03.2021 15:06 (МСК) в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение и документация N 0127300013121000077 на поставку круп.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.03.2021 N0127300013121000077-1 на участие в аукционе подано 3 заявки на участие в закупке. Все участники закупки допущены к участию в аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 15.03.2021 N0127300013121000077-3 победителем электронного аукциона признана ИП "__"
29.03.2021 по итогам рассматриваемой закупки заключен контракт.
10.09.2021 поступили письменные пояснения заказчика, согласно которых при направлении проекта контракта на подписание победителю, все графы спецификации (Приложение N 1 к контракту) были заполнены, в том числе "остаточный срок годности", в проекте контракта при осуществлении данной закупки. В п. 8.6. "добавление слов "за каждый этап исполнения Контракта" является опечаткой.
По итогам проведения внеплановой проверки инспекция Брянского УФАС России установила следующее.
Согласно положениям части 11 ст. 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" утверждены "Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов", в пункте 1 которых указано настоящие Правила устанавливают порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов в соответствии с Законом о контрактной системе, составляющих библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения. (далее - Постановление N 606).
Согласно п. 6 Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных Постановлением N 606, типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140 "Об утверждении типового контракта на поставку продуктов питания" утвержден типовой контракт на поставку продуктов питания, применяемый с учетом показателей, определенных информационной картой типового контракта на поставку продуктов питания, содержащейся в приложении N 2 к настоящему приказу.
В Приложении N 2 Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140 "Об утверждении типового контракта на поставку продуктов питания" указаны следующие показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта:
а) наименование товара-продукты питания;
б) код (коды) предмета контракта:
по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2);по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2); по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (указывается с 1 января 2017 г.)
Согласно извещению о проведении совместной закупки за N 0127300013121000077 предметом электронного аукциона является поставка круп; ОКПД 2-10.61; КВЭД2-10.6; КТРУ- 10.61.10.000-00000003; 10.61.32.116-00000005; 10.61.33.111-00000003; 10.61.32.113-00000004; 10.61.31.111-00000004; 10.61.32.114-00000003; 01.11.75.110-00000001, следовательно, к рассматриваемой закупке применим типовой контракт на поставку продуктов питания, утвержденный Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140.
При обозрении размещенного в ЕИС в сфере закупок проекта контракта на поставку круп установлено:
1) что п. 8.6 дополнен заказчиком условием, не предусмотренным Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140.
Так п. 8.6 Типового контракта, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140, определено, что "денежные средства, внесенные Поставщиком в качестве обеспечения исполнения настоящего Контракта (если такая форма обеспечения исполнения настоящего Контракта применяется), в том числе части этих денежных средств, в случае уменьшения размера обеспечения исполнения настоящего Контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Закона N 44-ФЗ возвращаются Поставщику в течение ____ дней <113> с даты исполнения Поставщиком своих обязательств по настоящему Контракту", в то время как п. 8.6 разработанного заказчиком проекта контракта дополнен словами "за каждый этап исполнения контракта": "Денежные средства, внесенные Поставщиком в качестве обеспечения исполнения настоящего Контракта (если такая форма обеспечения исполнения настоящего Контракта применяется), в том числе части этих денежных средств, в случае уменьшения размера обеспечения исполнения настоящего Контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Закона N 44-ФЗ возвращаются Поставщику в течение 15 дней с даты исполнения Поставщиком своих обязательств по настоящему Контракту, за каждый этап исполнения Контракта".
Положениями Раздела III типового контракта, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140, предусмотрено 3 варианта условий и порядка поставки товара, которые выбираются исходя из имеющееся потребности заказчика:
Вариант 1 (выбирается при поставке Товара по заявкам, при этом в Контракте определено количество Товара, а также при поставке Товара в случае, если количество поставляемого Товара невозможно определить, и Заказчик, в соответствии с частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, определяет начальную цену единицы Товара, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены Контракта, а количество поставляемого Товара определяется по заявкам Заказчика). Товар Заказчику/Получателю <51>/Получение Товара Заказчиком/Получателем по месту нахождения Поставщика или в месте, определенном Поставщиком (далее - получение (выборка)) поставляется/осуществляется <52> партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика/Получателя на поставку Товара. Заказчик/Получатель направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка/получение (выборка) Товара на основании не подписанной Заказчиком/Получателем Заявки не допускается.
Вариант 2 (выбирается при поставке Товара не по заявкам, в случае, когда в Контракте определено необходимое количество Товара (единовременная поставка)).
Вариант 3 (выбирается при поставке Товара не по заявкам, в случае, когда Товар поставляется партиями и в Контракте определено необходимое количество Товара (график (этапы) поставки)). Товар поставляется Заказчику/Получателям партиями согласно Графику (этапам) поставки (Приложение N 5 к настоящему Контракту) и в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество Товара в каждой партии определяется настоящим Контрактом.
Условиями Раздела III проекта контракта, разработанного заказчиком в рамках рассматриваемой закупки, предусмотрена поставка товара по заявкам заказчика, каких либо этапов поставки условиями проекта контракта не определено, отсутствует предусмотренный Приложением N 5 к типовому контракту график (этапы) поставки. Следовательно, заказчиком неправомерно в п. 8.6 проекта контакта добавлено условие о возврате денежных средств в качестве обеспечения контракта "за каждый этап исполнения контракта".
2) что в отличие требований п. 6.4 типового контракта, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140, согласно которого остаточный срок годности Товара устанавливается Заказчиком в Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту), приложение N 1 к проекту контракта, разработанного заказчиком не содержит информации о конкретных остаточных сроках годности товара, установленных заказчиком.
Согласно ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 12 статьи 82.1, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно содержанию первой части заявки на участие в рассматриваемом электронном аукционе, в содержание конкретных показателей предлагаемого товара, указываемых в составе заявки участниками закупки, не входит остаточный срок годности предлагаемого к поставке товара, условие об остаточном сроке годности определяется изначально заказчиком и подлежит отражению согласно п. 6.4 типового контракта, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140, в спецификации к проекту контракта.
По итогам проведения внеплановой проверки, инспекция Брянского УФАС России,
решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.11 ст. 34 Закона о контрактной системе, п. 6.4, 8.6 типового контракта, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140.
2. Поскольку по итогам закупки контакт заключен, предписания об устранении выявленных нарушений не выдавать.
3. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель инспекции "___"
Члены инспекции "__."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 14 сентября 2021 г. N 032/06/64-914/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2021