Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ТК ВИКТОРИЯ" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Организатор пассажирских перевозок Пермского края" (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам Пермского края (709,767,793,801) (изв. N 0156200009921000620),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009921000620 Уполномоченным органом проводилась закупка на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам Пермского края (709,767,793,801).
В соответствии с извещением о проведении закупки, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 10.08.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 302 472 831,14 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 14.09.2021 г.
В соответствии с ч.1 ст.54.1 Закона о закупках, под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 54.3 Закона о закупках конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчик.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В ч.2 ст.54.3 Закона о закупках установлено, что при проведении закупок на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются дополнительные требования к содержанию конкурсной документации в соответствии с федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а именно Федеральным законом N 220-ФЗ от 13.07.2015 г. "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - 220-ФЗ).
В соответствии с ч.3 ст.54.3 Закона о закупках, к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Согласно п.3 раздела 5 информационной карты конкурсной документации описание объекта закупки, информация о количестве товара указаны в Приложении 3 "Техническое задание", в Приложении 4 "Проект контракта".
Во исполнение упомянутых выше требований Закона о закупках Заказчиком, Уполномоченным органом опубликован проект контракта, являющийся неотъемлемой частью конкурсной документации.
1. Заявитель полагает, что Заказчик неправомерно не предоставил информацию о стоимости услуг и тарифов, установленных автовокзалами и автостанциями, а также не предоставлены проекты договоров, не предоставлен список организаций, с которыми Подрядчик обязан заключить упомянутые договоры.
Согласно п. 3. Приложения N 22 к Контракту в целях реализации билетов на перевозки пассажиров и багажа на автовокзалах, кассовых пунктах, путем использования валидаторов (ЭСПД, платежные карты, наличные денежные средства и т.д.) Подрядчик на срок действия государственного контракта обязуется заключить договоры на реализацию билетов, предоставить заверенные копии указанных договоров Заказчику в срок до 1 рабочего дня с момента заключения данного соглашения и предоставить доступ в личный кабинет Подрядчика в части расчетных данных (количество, сумма и т.д.) по реализации билетов по контракту.
Проект контракта не содержит сведений о стоимости услуг и тарифов автовокзалов и автостанций, не предоставлены проекты договоров, не предоставлен список организаций, с которыми Подрядчик обязан заключить упомянутые договоры.
Комиссия отмечает, что нормами 220-ФЗ, Закона о закупках не установлена обязанность Заказчика по предоставлению в составе конкурсной документации оспариваемых сведений.
Автовокзалы и автостанции являются самостоятельными юридическими лицами, которые самостоятельно формируют тарифы, устанавливают цены на предоставляемые услуги. Заказчик и Уполномоченный орган не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность третьих лиц. Участник закупки вправе самостоятельно осуществить сбор необходимой для формирования ценового предложения информации. Более того, данная информация находится в открытом доступе, равно как и форма типовых договоров на оказание услуг автовокзалов.
Участник вправе осуществить сбор необходимой информации, например, на сайте https://avperm.ru/info-perevozchikov. Указанный сайт находится в открытом доступе, а также содержит типовой договор на оказание услуг.
Перечень автовокзалов и кассовых пунктов, с которыми Подрядчику необходимо заключить договоры на оказание услуг, возможно установить из Приложения N1 к проекту контракта, в котором перечислены автовокзалы и кассовые пункты, расположенные на каждом из маршрутов.
Исходя из совокупности изложенного, нарушений требований Закона о закупках в действиях Заказчика, Уполномоченного органа не может быть установлено.
2. Согласно п.4.1 проекта контракта, Подрядчик перечисляет Заказчику денежные средства, полученные Подрядчиком от реализации пассажирам билетов, не позднее 2 рабочих дней со дня их реализации.
В соответствии с п. 4 приложения N22 к проекту контракта, Подрядчик обязуется в соответствии с п. 4.1. государственного контракта перечислять Заказчику денежные средства, полученные от реализации пассажирам билетов на перевозки пассажиров и багажа за вычетом стоимости услуг по реализации билетов по договорам, указанным в п. 3 настоящего соглашения.
Возмещение расходов Подрядчика, связанных с оплатой услуг автовокзалов и кассовых пунктов только по реализации билетов предусмотрена приказом Минтранса России N158 от 30.05.2019 г. "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (далее - Порядок), а также Приказом Министерства транспорта Пермского края N СЭД-44-01-02-229 от 05.09.2016 г. "Об утверждении Методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет пермского края, по которым полномочия главного администратора доходов краевого бюджета осуществляет Министерство транспорта Пермского края".
Упомянутые нормативно-правовые акты не содержат указаний на то, что Подрядчику возмещаются расходы, связанные с оказанием услуг автовокзала помимо услуг по реализации билетов.
Спорная формулировка соответствует нормам законодательства, доказательств обратного материалы жалобы не содержат. Довод Заявителя не может быть признан обоснованным.
3. Заявитель полагает, что Заказчиком в составе конкурсной документации неправомерно не предоставлена информация о действующих тарифах на проезд. Кроме того, тариф на перевозку пассажиров не зафиксирован на весь срок действия Контракта.
В письменных пояснения Заказчик указал, что установленный тариф не влияет на цену контракта, соответственно, не может оказывать влияние на предложение участников. Денежные средства, поступающие от реализации билетов, подлежат перечислению в бюджет Пермского края и не учитываются при формировании НМЦК.
В соответствии с ч. 5 ст. 14 220-ФЗ, документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) могут устанавливаться:
1) обязанность подрядчика перечислять полученную им плату за проезд пассажиров и провоз багажа заказчику или оставлять ее в своем распоряжении;
2) назначение и размеры субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ;
3) порядок оплаты государственного или муниципального контракта исходя из фактически выполненного объема таких работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом, по цене единицы работы, предусмотренной контрактом.
Как было указано выше, в соответствии с условиями проекта контракта, Подрядчик перечисляет Заказчику денежные средства, полученные Подрядчиком от реализации пассажирам билетов. Денежные средства, поступающие от реализации билетов, подлежат перечислению в бюджет Пермского края, не учитываются при формировании НМЦК.
Следовательно, установленные тарифы на перевозку, количество проданных билетов, а значит пассажиропоток, не влияют на цену контракта, не препятствуют возможности участника закупки сформировать ценовое предложение.
В соответствии с п.2.5 проекта контракта Заказчик оплачивает Подрядчику фактически выполненный объем работ в течение срока действия Контракта (этапа исполнения Контракта), но не превышающий объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с приложением N 3 к Контракту, по цене единицы работы, определенной в соответствии с приложением N 5 к Контракту.
Согласно приложению N5 к проекту контракта единица работы - 1 километр пробега транспортных средств.
Согласно п. 1.3. Постановления Правительства Пермского края от 29.05.2020 N 382-п органом, устанавливающим Тариф, стоимость проезда на Маршруте, участке Маршрута, является Министерство транспорта Пермского края.
Следовательно, вопрос фиксации установленного тарифа на весь срок исполнения Контракта не входит в компетенцию Заказчика.
Согласно п. 3.3. Постановления Правительства Пермского края от 29.05.2020 N 382-п пересмотр тарифов на маршрутах производится не чаще одного раза в год, в том числе с учетом уровня инфляции, определенного в соответствии со сценарными условиями для формирования вариантов развития экономики Пермского края и основных показателей прогноза социально-экономического развития Пермского края, используемыми при формировании бюджета Пермского края на соответствующий период.
Следовательно, установить фиксированный тариф на 5 лет не представляется возможным в связи с тем, что меняются цены на услуги, изменяется и уровень инфляции.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что обжалуемые действия Заказчика не противоречат положениям Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода Заявителя.
4. Относительно довода Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в нарушение требований законодательства применен понижающий коэффициент к начальной (максимальной) цене контракта, Комиссия поясняет следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок осуществляется контроль в сфере закупок за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи.
В ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
Исходя из совокупности изложенного, у Комиссии Пермского УФАС России отсутствуют полномочия для рассмотрения доводов жалобы относительно формирования начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссия отмечает, что предоставление сведений, которые, по мнению подателя настоящей жалобы, подлежат включению в состав конкурсной документации, не предусмотрено требованиями Закона о закупках, 220-ФЗ.
Комиссией также учитывается, что ООО "ТК Виктория", являясь коммерческой организацией, осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли и вправе самостоятельно, опираясь на собственный опыт, оценивать рентабельность заключенного договора.
Комиссия учитывает, что Заказчиком, Уполномоченным органом в регламентированный Законом о закупках срок предоставлены разъяснения конкурсной документации, опубликованные в ответ на запрос, поданный Заявителем, воспользовавшимся правом, предоставленным ч.7 ст.54.3 Закона о закупках.
Вывод о том, что сведения, предоставленные в конкурсной документации позволяют участнику закупки сформировать ценовое предложение и подать заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, также подтверждается тем, что в соответствии с пояснениями представителя Уполномоченного органа, на участие в закупке подано три заявки.
Более того, в нарушение требований ч.9 ст.105 Закона о закупках в материалах жалобы отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность доводов Заявителя, представителем Заявителя также не доказано, что оспариваемые положения конкурсной документации не позволили ООО "ТК Виктория" подать заявку на участие в оспариваемой закупке.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в данном случае нарушений требований Закона о закупках в действиях Заказчика, Уполномоченного органа не может быть установлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТК ВИКТОРИЯ" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытого конкурс в электронной форме на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам Пермского края (709,767,793,801) (изв. N 0156200009921000620) необоснованной.
2. Передать материалы настоящей жалобы в части рассмотрения доводов относительно нарушения Заказчиком требований ст. 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" в отдел контроля органов власти и процедур торгов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 сентября 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2021