Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей ГБОУ СОШ N 544 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ИП Сараевой А.С. (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленной о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 29930-ЭП/21 от 21.09.2021) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения аукциона в электронной форме на поставку акустического оборудования по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Глеба Успенского д.9, стр.1 для нужд ГБОУ школы N544 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга в 2021 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 06.09.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200035521000036. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 640 306, 00 рублей.
В жалобе ИП Сараева А.С. указывает на неправомерные действия аукционной комиссии, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.09.2021 N0372200035521000036-1, Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям:
"п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе: В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, участником закупки указаны значения показателей, не соответствующие значениям, указанным заказчиком в аукционной документации:
В п. 3 Приложения N 2 к документации об электронном аукционе Заказчик указывает: "Диапазон частот (при -10 дБ) 45 Гц...20 кГц, (при -3 дБ) в диапазоне 50 Гц-19 кГц"
В заявке участника: "Диапазон частот (при -10 дБ) 45 Гц-20 кГц, (при -3 дБ) в диапазоне 50 Гц-19 кГц" - не соответствует Инструкции в разделе 19 Документации об электронном аукционе:
В случае указания формулировки "в диапазоне", "Диапазон" в тексте требования к значению показателя (или в наименовании показателя), а также в случае указания нижней и верхней границы диапазона, разделенных знаками "-", "...", предлогами "от", "до", "не менее", "не уже", "не ниже", "менее", "уже", "ниже", "не более", "не шире", "не выше", "более", "шире", "выше" и аналогичными (в т. ч. производными) предлогами, словами или словосочетаниями, участнику следует указать диапазон значений - нижнюю и верхнюю границу значения показателя, в соответствии с установленными требованиям к указанию границ значений показателя. При установленных требованиях "до", "менее", "уже", "ниже" и аналогичных (в т. ч. производных) требованиях, а также при использовании знаков и символов "<", "-", необходимо указать значение показателя, которое будет меньше установленного в ТЗ значения показателя. При установленных требованиях "от", "более", "шире", "выше" и аналогичных (в т. ч. производных) требованиях, а также при использовании знаков и символов ">", "-", необходимо указать значение показателя, превышающее значение показателя, установленное в ТЗ. В п. 3 Приложения N 2 к документации об электронном аукционе Заказчик указывает: "Максимальная мощность 600...700 Вт, пиковая мощность 2200-2500 Вт" В заявке участника: "Максимальная мощность 600 Вт, пиковая мощность 2200 Вт" - не соответствует Инструкции в разделе 19 Документации об электронном аукционе: Для показателей, определяемых множеством допустимых значений, требуется указать одно конкретное значение показателя, если определены нижняя и верхняя границы допустимых значений, разделенные знаком "-", "...", предлогами "от", "до", кроме случаев, если в тексте требования указано словосочетание "в диапазоне", "диапазон", или иное не определено настоящей инструкцией. При установленных требованиях "до", "менее", "уже", "ниже" и аналогичных (в т. ч. производных) требованиях, а также при использовании знаков и символов "<", "-", необходимо указать значение показателя, которое будет меньше установленного в ТЗ значения показателя. При установленных требованиях "от", "более", "шире", "выше" и аналогичных (в т. ч. производных) требованиях, а также при использовании знаков и символов ">", "-", необходимо указать значение показателя, превышающее значение показателя, установленное в ТЗ. В п. 3 Приложения N 2 к документации об электронном аукционе Заказчик указывает: "Кроссовер 1,2-1,6 кГц" В заявке участника: "Кроссовер 1,2кГц" - не соответствует Инструкции в разделе 19 Документации об электронном аукционе: Для показателей, определяемых множеством допустимых значений, требуется указать одно конкретное значение показателя, если определены нижняя и верхняя границы допустимых значений, разделенные знаком "-", "...", предлогами "от", "до", кроме случаев, если в тексте требования указано словосочетание "в диапазоне", "диапазон", или иное не определено настоящей инструкцией. При установленных требованиях "до", "менее", "уже", "ниже" и аналогичных (в т. ч. производных) требованиях, а также при использовании знаков и символов "<", "-", необходимо указать значение показателя, которое будет меньше установленного в ТЗ значения показателя. При установленных требованиях "от", "более", "шире", "выше" и аналогичных (в т. ч. производных) требованиях, а также при использовании знаков и символов ">", "-", необходимо указать значение показателя, превышающее значение показателя, установленное в ТЗ. В п. 4 Приложения N 2 к документации об электронном аукционе Заказчик указывает: "Диапазон частот (при -10 дБ) в диапазоне 35 Гц...200 Гц, (при -3 дБ) в диапазоне 38 Гц-160 Гц" В заявке участника: "Диапазон частот (при -10 дБ) в диапазоне 35 Гц-200 Гц, (при -3 дБ) в диапазоне 38 Гц-160 Гц" - не соответствует Инструкции в разделе 19 Документации об электронном аукционе: В случае указания формулировки "в диапазоне", "Диапазон" в тексте требования к значению показателя (или в наименовании показателя), а также в случае указания нижней и верхней границы диапазона, разделенных знаками "-", "...", предлогами "от", "до", "не менее", "не уже", "не ниже", "менее", "уже", "ниже", "не более", "не шире", "не выше", "более", "шире", "выше" и аналогичными (в т. ч. производными) предлогами, словами или словосочетаниями, участнику следует указать диапазон значений - нижнюю и верхнюю границу значения показателя, в соответствии с установленными требованиям к указанию границ значений показателя. При установленных требованиях "до", "менее", "уже", "ниже" и аналогичных (в т. ч. производных) требованиях, а также при использовании знаков и символов "<", "-", необходимо указать значение показателя, которое будет меньше установленного в ТЗ значения показателя. При установленных требованиях "от", "более", "шире", "выше" и аналогичных (в т. ч. производных) требованиях, а также при использовании знаков и символов ">", "-", необходимо указать значение показателя, превышающее значение показателя, установленное в ТЗ".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичные требования установлены Заказчиком в документации об аукционе.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложении N 2 к документации об электронном аукционе.
Комиссией УФАС установлено, что при описании товарной позиции "Акустическая система тип 1" Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование: Диапазон частот (при -10 дБ) 45 Гц...20 кГц, (при -3 дБ) в диапазоне 50 Гц-19 кГц.
Согласно установленной Заказчиком инструкции по заполнению первой части заявки следует, что в случае указания формулировки "в диапазоне", "Диапазон" в тексте требования к значению показателя (или в наименовании показателя), а также в случае указания нижней и верхней границы диапазона, разделенных знаками "-", "...", предлогами "от", "до", "не менее", "не уже", "не ниже", "менее", "уже", "ниже", "не более", "не шире", "не выше", "более", "шире", "выше" и аналогичными (в т. ч. производными) предлогами, словами или словосочетаниями, участнику следует указать диапазон значений - нижнюю и верхнюю границу значения показателя, в соответствии с установленными требованиям к указанию границ значений показателя.
Также в инструкции установлено правило, в силу которого при установленных требованиях "до", "менее", "уже", "ниже" и аналогичных (в т. ч. производных) требованиях, а также при использовании знаков и символов "<", "-", необходимо указать значение показателя, которое будет меньше установленного в ТЗ значения показателя. При установленных требованиях "от", "более", "шире", "выше" и аналогичных (в т. ч. производных) требованиях, а также при использовании знаков и символов ">", "-", необходимо указать значение показателя, превышающее значение показателя, установленное в ТЗ.
Из содержания первой части заявки Заявителя следует, что в отношении рассматриваемой товарной позиции им указаны, в том числе, следующие сведения: "Диапазон частот (при -10 дБ) 45 Гц-20 кГц, (при -3 дБ) в диапазоне 50 Гц-19 кГц".
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае участник закупки пренебрег требованиями инструкции и указал значение показателя, выходящее за пределы установленного Заказчиком значения, что не соответствует требованиям документации об аукционе.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика имела основания для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе (по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок) в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контактной системе, исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, заключение контракта с участником закупки, первая часть заявки которого не соответствует требованиям документации о закупке (в том числе, инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе) не позволяет осуществить приемку выполненной работы, оказанной услуги, поставленного товара в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Исходя из изложенного, в случае установления аукционной комиссией хотя бы одного основания для отказа в допуске к участию в аукционе в связи с несоответствием первой части заявки участника закупки требованиям документации о закупке, в случае признания Комиссией УФАС такого основания законным и обоснованным, правовая оценка остальных оснований для отказа в допуске к участию в аукционе, указанных в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, Комиссией УФАС не проводится.
Следовательно, доводы Заявителя о незаконном отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе Комиссия УФАС находит необоснованными.
2. В результате внеплановой проверки обстоятельств размещения рассматриваемой закупки Комиссией УФАС установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первых частей представлена в разделе 19 документации об аукционе на трех страницах сплошного и сложно воспринимаемого текста, не имеющего логической структуры.
Анализ указанных положений инструкции, в том числе, послуживших причиной указания Заявителем ненадлежащих характеристик товара, позволяет прийти к выводу о том, что инструкция по заполнению заявок не только определяет порядок заполнения заявок, но и в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару. Более того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что по своему содержанию положения инструкции не определяют порядок заполнения заявок, а дают разъяснения относительно тех или иных значений, установленных Заказчиком, что не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок.
Кроме того, установленная Заказчиком инструкция содержит излишнее описание правил представления сведений о товаре, которые содержат достаточно двусмысленные условия, что в определенной степени затрудняет правильное заполнения заявок.
Принимая во внимание совокупность вышеуказанных обстоятельств, а также необходимость указания участниками закупки в составе первой части заявки сведений о поставляемых товарах, требования к которым составляют значительный объем трудно воспринимаемого текста, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению первой части заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями документации, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Сараевой А.С. необоснованной
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 сентября 2021 г. N 44-4469/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2021