Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии:
Гребенюковой М.Е. - заместителя начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Четвертак И.С. - специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей
ГОКУ "Центр обеспечения судебных участков мировых судей Мурманской области" - Юдина П.Б. (директор), Жучковой И.В. (по доверенности),
ООО "Ситэк-проект" - Серякова Д.А. (директор), Попова В.Н. (по доверенности),
рассмотрев обращение ГОКУ "Центр обеспечения судебных участков мировых судей Мурманской области" о включении сведений в отношении ООО "Ситэк-проект" в реестр недобросовестных поставщиков и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проверку порядка расторжения со стороны заказчика контракта, а также порядка и сроков направления заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Мурманского УФАС России от 25.01.2021 N 08,
УСТАНОВИЛА:
23.09.2021 в Мурманское УФАС России поступило заявление ГОКУ "Центр обеспечения судебных участков мировых судей Мурманской области" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ООО "Ситэк-проект" (далее - Общество, Подрядчик) (г. Мурманск, ул. Самойловой, д. 12, кв. 68, ИНН 5190084100, ОГРН 1205100003107, учредитель, директор Серяков Дмитрий Андреевич, ИНН 519035610645) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для капитального ремонта объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Мурманская область, г. Кировск, ул. Мира, д. 8.
В связи со сложившейся ситуацией распространения коронавирусной инфекции, по указанию ЦА ФАС России, заявление о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков Общества рассмотрено дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи.
Изучив представленные материалы, Комиссия установила следующее.
По итогам проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для капитального ремонта объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Мурманская область, г. Кировск, ул. Мира, д. 8 (номер извещения 0149200002321003747), 23.06.2021 между ГОКУ "Центр обеспечения судебных участков мировых судей Мурманской области" и ООО "Ситэк-проект" был заключен государственный контракт N 0149200002321003747 (далее - контракт).
Предмет контракта: разработка проектно-сметной документации для капитального ремонта объекта капитального строительства.
Реестровый номер контракта: 2519000340821000053.
Цена контракта: 1 500 000,00 руб.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 12.2 контракт расторгается по решению суда, а также в одностороннем порядке в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей Поставщиком (Исполнителем, Подрядчиком).
В связи с невыполнением условий контракта, в соответствии с пунктом 12.2 контракта, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения договора.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Надлежащей датой уведомления Общества является дата получения нарочно Исполнителем решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть 09.09.2021. Ввиду чего датой расторжения контракта Заказчик посчитал 20.09.2021.
14.09.2021 Заказчик разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе, а сведения о расторжении контракта - 22.09.2021.
Заявление ГОКУ "Центр обеспечения судебных участков мировых судей Мурманской области" о включении сведений в отношении ООО "Ситэк-проект" в реестр недобросовестных поставщиков было направлено в адрес Мурманского УФАС России в установленный частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе срок 22.09.2021.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, с которыми контракты расторгнуты, в том числе, на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Комиссия полагает, что для решения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков необходимо подходить в каждом случае индивидуально, учитывая все обстоятельства дела.
Согласно условиям контракта, с момента заключения контракта и по 15.08.2021 Общество приняло на себя обязательство оказать услугу по разработке проектно-сметной документации для капитального ремонта объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Мурманская область, г. Кировск, ул. Мира, д. 8, в соответствии с Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта. Срок выполнения работ включает в себя срок для разработки проектно-сметной документации, а также срок для проведения государственной экспертизы определения сметной стоимости капитального ремонта.
По окончании оказания услуг Подрядчик должен предоставить: счет, счет-фактуру, акт о приемке выполненных работ, акт приема-передачи технической документации, проектная и рабочая документация (чертежи в формате DWG (AutoCAD); текстовая часть - MSWord; сметная документация - в программе "АО"; на бумажном носителе (в сброшюрованном виде с подлинными печатями на титульных листах) - 4 экз.; на USB-флеш-накопителе - 2 экз. Сметы на USB-флеш-накопителе в формате Exсel и в программном файле - 2 экз.
Как следует из представленных материалов, письмом от 08.07.2021 N 324 Заказчик согласовал выполненный Подрядчиком поэтажный план помещений.
Письмом от 15.07.2021 N 351 Заказчик отказал Подрядчику в исключении из проектной документации раздела "Схема планировочной организации земельного участка" (запрос Подрядчика не представлен).
24.08.2021 Заказчик направил Обществу претензию (исх. N 435) о нарушении сроков исполнения контракта с предложением в срок, не превышающий 5 календарных дней, предоставить Заказчику результаты работ.
Письмом от 26.08.2021 Общество, перечислив свои действия по выполнению контракта, подчеркивает, что предпринимает все усилия для скорейшего завершения работ по контракту.
По состоянию на 31.08.2021 Общество не представило Заказчику результат работ, предусмотренных контрактом, о чем уполномоченным лицом Заказчика 08.09.2021 было составлено экспертное заключение, на основании которого было принято решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта.
В ходе заседания Комиссии установлено, что 06.09.2021 ООО "Ситэк-проект" было принято решение об одностороннем отказе подрядчика от исполнения контракта, на основании того, что по результатам полученных от ресурсоснабжающих организаций технических условий и проведенной работы по дополнительному техническому обследованию было выявлено, что выполнение отдельных работ не представляется возможным.
В силу части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как было указано выше, в соответствии с пунктом 12.2 контракт расторгается по решению суда, а также в одностороннем порядке в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей Поставщиком (Исполнителем, Подрядчиком).
Согласно пункту 12.6 контракта во всех иных случаях, расторжение контракта происходит в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации или по обоюдному соглашению сторон.
В соответствии с частью 20 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.
Руководствуясь пунктами 12.2, 12.6 контракта, частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе 06.09.2021 Подрядчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Указанное решение получено и зарегистрировано Заказчиком 07.09.2021 за входящим номером N 227.
Письмом N 467 от 09.09.2021 Заказчик уведомил ООО "Ситэк-проект", что оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта у Общества не имеется. И в этот же день принял собственное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчика о принятом Подрядчиком решении является 07.09.2021, датой расторжения договора - 18.09.2021.Как указано ранее, дата вступления в силу решения Заказчика о расторжении контракта - 20.09.2021.
Следовательно, решение Общества об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу 18.09.2021, момент вступления в законную силу отказа Подрядчика от исполнения контракта произошел раньше вступления в законную силу такого отказа Заказчика.
В рассматриваемом случае Комиссия считает необходимым отметить, что возникшие в ходе исполнения Контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении Подрядчика, направленном на намеренный срыв исполнения Контракта.
Более того, наличие подобных разногласий свидетельствует о наличии гражданско-правового спора у сторон Контракта, возникшего при его исполнении.
При этом с момента заключения контракта между его сторонами возникают гражданско-правовые отношения, оценку которым антимонопольный орган в рамках рассмотрения одностороннего отказа заказчика либо подрядчика от исполнения контракта в качестве основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков давать не вправе.
При осуществлении проверки одностороннего отказа от исполнения контракта антимонопольный орган оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение сторонами контракта процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе во избежание нарушения прав каждой из сторон контракта, установленных указанным Законом.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В свою очередь статья 104 Закона о контрактной системе, Правила не содержат такого основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
На момент вступления в законную силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, обязательства сторон по контракту были прекращены, а контракт прекратил свое действие в связи с вступлением в законную силу Решения Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
При таких обстоятельствах, оснований для рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации в отношении ООО "Ситэк-проект" у Комиссии не имеется.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать ГОКУ "Центр обеспечения судебных участков мировых судей Мурманской области" во включении сведений в отношении ООО "Ситэк-проект" (г. Мурманск, ул. Самойловой, д. 12, кв. 68, ИНН 5190084100, ОГРН 1205100003107, учредитель, директор Серяков Дмитрий Андреевич, ИНН 519035610645) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: М.Е. Гребенюкова
И.С. Четвертак
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 29 сентября 2021 г. N 051/06/104-681/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.10.2021