Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Медлабком" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии N1 (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на поставку электродов нейтральных для нужд ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье" (изв. N 0356500003321000375),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Аукционной комиссии.
В соответствии с уведомлением (исх.N11249-21 от 17.09.2021 г.) рассмотрение жалобы назначено на 21.09.2021 г. в 11.30 часов.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 16:00 ч. 24.09.2021 с целью анализа доводов жалобы, аукционной документации и принятия решения. После перерыва рассмотрение жалобы продолжено Комиссией в прежнем составе без вызова сторон. Резолютивная часть решения оглашена 24.09.2021 г.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500003321000375 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку электродов нейтральных для нужд ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье".
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 26.08.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 041 495,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 14.09.2021 г.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.09.2021 г. подателю жалобы (номер заявки - 7) отказано в допуске к участию в закупке по причине несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ и п. 1 раздела 8 документации об аукционе, требованиям документации об аукционе (п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ и п/п 2 п. 3 раздела 12 документации об аукционе).
По мнению Заявителя участнику неправомерно отказано в допуске к участию в закупке.
Более того, Заявитель полагает, что требования аукционной документации противоречат положениям Закона о закупках.
Согласно письменным пояснениям представителя Аукционной комиссии участнику с порядковым номером заявки 7 отказано в допуске к участию в соответствии с требованиями Закона о закупках. В соответствии с пояснениями Заказчика, положения аукционной документации соответствуют требованиям Закона о закупках.
В п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках установлено, что аукционная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.п.1,2 ч.1 ст.33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч.3 ст.66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с п.3 раздела 5 информационной карты описание объекта закупки, информация о количестве товара указаны в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)", в Приложении 3 "Проект контракта".
Согласно техническому заданию Заказчиком закупается электрод пациента возвратный двухсекционный, одноразовый к элетрокоагулятору серии Force Triad, Covidien, США, имеющемуся у заказчика (Инв. N424070554, 424070553, 424040552, 424070551, 424070550, 424070549).
В числе прочих, в техническом задании установлено требование к весу пациента > 13,6 кг.
Заказчиком также опубликована инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Требования к составу заявки, соответствующие положениям ч.3 ст.66 Закона о закупках установлены Заказчиком в п.1 раздела 8 информационной карты аукционной документации.
Знак > (больше) в общепринятом толковании - математический символ, обозначающий неравенство между двумя значениями, одно из которых является строго больше другого.
Иного исключительного толкования данного знака инструкцией по заполнению заявки не установлено.
Таким образом, значение показателя, требования к которому установлены техническим заданием, должно быть больше минимально допустимого техническим заданием значения, то есть больше 13,6 кг.
В заявке ООО "Медлабком" предлагается к поставке товар со следующим значением оспариваемого показателя:
Вес пациента - 13,6 кг.
Комиссия приходит к выводу, что указанное значение показателя не больше установленного требованиями аукционной документации, следовательно, предоставленные участником сведения не соответствуют требованиям, установленным Заказчиком в аукционной документации.
Запросов на разъяснение положений аукционной документации в части оспариваемого довода в адрес Заказчика не направлялось.
В соответствии с ч.1 ст.67 Закона о закупках, Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч.3 ст.67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В ч.4 ст.67 Закона о закупках установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
При этом согласно ч.5 ст.67 Закона о закупках отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Исходя из совокупности изложенного, поскольку заявка подателя жалобы содержала информацию, несоответствующую требованиям, установленным в аукционной документации, в действиях Аукционной комиссии нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
Комиссия также отмечает, что в соответствии с ч.4 ст.105 Закона о закупках, жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
В соответствии с извещением о проведении оспариваемой закупки, окончание срока подачи заявок на участие в аукционе - 14.09.2021 г. в 07:00 часов.
Жалоба ООО "Медлабком" подана в адрес Пермского УФАС России посредством электронной почты 16.09.2021 г. в 17.04 часа, то есть по истечение срока, регламентированного Законом о закупках для обжалования положений аукционной документации.
Исходя из изложенного, доводы жалобы в части нарушения Заказчиком требований Закона о закупках не подлежат рассмотрению.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки закупки Комиссией установлено следующее.
Как было указано выше, Заказчик самостоятельно формирует объект закупки, исходя из целей осуществления закупки и собственных потребностей.
Заказчиком закупается расходный материал к оборудованию, имеющемуся и используемому Заказчиком, а именно к энергетической платформе Valleylab Force Triad производства Medtronic (Coviden).
В соответствии с ответом производителя на запрос Заказчика (письмо ООО "Медтроник" N М849 от 17.09.2021 г.), предоставленным в материалы жалобы, при использовании не оригинальных расходных материалов к оборудованию, производитель не гарантирует исправную работу оборудования, что также подтверждается руководством по эксплуатации упомянутого оборудования, а именно:
"Компания ООО "Медтроник" не гарантирует корректную и безопасную работу встроенных систем и режимов энергетической платформы Valleylab Force Triad при использовании инструментов и расходных материалов производства других (не Covidien) компаний, а также снимает с себя ответственность в случае причинения вреда жизни и здоровью больным и медицинским работникам или выхода оборудования из строя в результате некорректной работы таких инструментов".
Вместе с тем, согласно каталогу производителя закупаемого Заказчиком товара, оспариваемый показатель веса пациента является диапазонным значением, то есть закупаемые электроды используются для пациентов, вес которых превышает 13,6 кг. Максимальная граница допустимого веса производителем не установлена. Следовательно, значение показателя не может быть указано конкретным значением.
Комиссия отмечает, что инструкция по заполнению заявки не содержит указания на то, каким образом необходимо предоставить сведения для значения показателя, требования к которому установлены с использованием знака ">".
Вместе с тем, формулировки инструкции по заполнению заявки и технического задания должны быть понятными, лаконичными, непротиворечивыми, соответствовать сложившейся практике и обычаям делового оборота, не должны противоречить законодательству, поскольку Заказчик должен быть заинтересованы в едином понимании всеми субъектами (участниками закупки, членами единой комиссии и пр.) положений аукционной документации, что обусловит правильное и единообразное заполнение заявок участниками закупки, обеспечит единый подход к рассмотрению заявок на участие в аукционе Аукционной комиссией, чего в данном случае не прослеживается.
Исходя из совокупности изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком нарушены требования п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медлабком" на действия Единой комиссии N1 при проведении электронного аукциона на поставку электродов нейтральных для нужд ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье" (изв. N 0356500003321000375) необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Медлабком" на действия ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье" при проведении электронного аукциона на поставку электродов нейтральных для нужд ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье" (изв. N 0356500003321000375) не подлежащей рассмотрению.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки закупки.
4. В целях устранения выявленного нарушения выдать предписание Заказчику, Аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки.
5. Передать материалы по жалобе должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 сентября 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2021