Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Белая мебель" на действия Заказчика - КГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" при проведении электронного аукциона на поставку кроватей больничных (извещение N0820500000821005699) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ) так как описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе содержит требования которые влекут ограничение количества участников закупки.
Также заявитель считает, что заказчик допустил нарушение порядка разъяснения положений документации об аукционе.
Заказчик представил письменные пояснения не согласившись с доводами жалобы.
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Заказчиком был получен запрос о даче разъяснений положений документации N 1421523 от 16.09.2021 г. в 19:20 часов. В соответствии с ч. 4 статьи 65 Закона N 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе. Вместе с тем, на основании статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Так как последний день срока размещения Заказчиком разъяснения положений документации об электронном аукционе выпал на 18 сентября 2021 г. (нерабочий день), такое разъяснение было опубликовано 20 сентября 2021 г. (в ближайший рабочий день)
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностями заказчика.
Комиссия Приморского УФАС России установила, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ по следующим основаниям.
Заказчик, с учетом положений содержащихся в статье 33 Закона N 44-ФЗ, вправе включить в документацию об аукционе такие товары и требования к товару, их технические и функциональные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.
Согласно пояснениям заказчика оспариваемые требования к объекту закупки необходимы для выполнения им соответствующих государственных функций, а именно для оказания качественной, квалифицированной медицинской помощи, так как по Приказу от 24.01.2020 г. N18/пр/66 Министерства здравоохранения Приморского края "О совершенствовании работы по реализации мероприятий регионального проекта "Старшее поколение" (Приложение 3) на базе КГБУЗ "ГВВ" созданы отделение паллиативной помощи, гериатрическое отделение, отделения для медицинской реабилитации для пациентов с нарушением периферический нервной системы и опорно-двигательного аппарата, следовательно, наличие указанных Заказчиком в техническом задании характеристик многофункциональных кроватей необходимо больным.
В соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия" (утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 января 2016 г. N 38н) (Приложение 4), Заказчик обязан обеспечить систему мер, направленных на оказание медицинской помощи пациентам с целью сохранения или восстановления их способности к самообслуживанию, физической и функциональной активности, автономности (независимости от посторонней помощи в повседневной жизни). Одной из таких мер является приобретение Заказчиком многофункциональных кроватей.
Требования Заказчика к наличию в комплектации многофункциональных кроватей туалетного судна со съемной ручкой и устройства, позволяющего пациенту самостоятельно пользоваться туалетом, указанному в п. 2.6.2, 2.6.3 Технического задания, являются приоритетными, так как гериатрические и паллиативные пациенты в 90% случаев бывают частично обездвижены, не имеют возможности самостоятельно пользоваться туалетом, находящимся в палате, а у Заказчика нет возможности обеспечить круглосуточный медицинский пост возле каждого пациента.
Заказчик не обязан включать в документацию показатели и значения характеристик, которые бы подразумевали поставку схожего по назначению товара всех возможных производителей.
Отсутствие у Заявителя возможности поставить товар, являющийся объектом закупки, в полном объеме удовлетворяющий потребности Заказчика, не может быть расценено, как неправомерные действия со стороны Заказчика, поскольку отсутствие такой возможности у хозяйствующего субъекта не свидетельствует о совершении Заказчиком действий, ограничивающих количество участников закупки. Включение в документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Доказательств наличия объективных оснований, препятствующих поставщикам, участвующим в закупке, осуществить закупку товара с указанным в аукционной документации техническим заданием в жалобе Заявителем не представлено.
Заказчик не предъявляет дополнительных требований ни к производителю товара, ни к участнику закупки, а только конкретизирует предмет закупки.
Законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для нужд заказчика товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы абсолютно всем существующим типам, видам, моделям товара.
Отсутствие товаров с необходимыми характеристиками у одного из участников закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.
Требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара являются значимыми для заказчика, и по общему правилу указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Документальных доказательств невозможности поставить товар, указанный в документации, заявителем также не представлены.
Следовательно, заказчик, описав объект закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, не допустил нарушение Закона N 44-ФЗ.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России нарушений Закона N 44-ФЗ не выявила.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Белая мебель" на действия Заказчика - КГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" при проведении электронного аукциона на поставку кроватей больничных (извещение N0820500000821005699) необоснованной.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 29 сентября 2021 г. N 025/06/64-1165/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2021