На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 23.06.2021 N 629/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение
ООО "Визум" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях аукционной комиссии Счетной палаты Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия) при проведении Счетной палатой Российской Федерации (далее - Заказчик), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку аппаратно-программного комплекса контроля действий привилегированных пользователей Счетной палаты Российской Федерации, включая его установку и настройку в рамках цифровизации Счетной палаты Российской Федерации субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100008721000052) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 23.06.2021 N 629/21,
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, неправомерно принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом обращения Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 20.08.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 19 272 840 рублей;
4) источник финансирования - средства федерального бюджета, предусмотренные Счетной палате Российской Федерации на 2021 год, КБК 3050106234D685300242;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 03.09.2021;
6) на участие в Аукционе подана единственная заявка от участника закупки, которая допущена к участию в Аукционе;
7) в соответствии с частью 7 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся, поскольку по окончанию срока подачи заявок подана единственная заявка ООО "АйтиАнгел", которая признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
8) Заказчиком с ООО "АйтиАнгел" заключен государственный контракт от 20.09.2021 N 16-04р-21-2901 (номер реестровой записи 1770216661021000062) по цене в размере 19 272 840 рублей.
1. Согласно доводу обращения Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в допуске к участию в электронном аукционе участникам закупки.
Подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В силу части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.09.2021 N 0173100008721000052-1 (далее - Протокол) участнику закупки с идентификационным номером "155" (Заявитель) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с не предоставлением информации о конкретных показателях товара, а именно не указаны технические характеристики программно-аппаратного комплекса в соответствии с подпунктом 2.5 "Общие требования к аппаратному обеспечению" пункта 2 "Описание объекта закупки" части 3 "Техническая часть. Техническое задание" (далее - Техническое задание) документации об Аукционе.
Подпунктом 1.10.3 пункта 1.10 документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать "согласие участника Аукциона на поставку товара", а также "конкретные показатели (функционал) товара (программного обеспечения), соответствующие значениям, установленным в Документации об аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в Аукционе в случае отсутствия в Документации об аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".
Комиссией установлено, что в Техническом задании документации об Аукционе к программно-аппаратному комплексу установлены в том числе следующие показатели: "2.4. Общие требования к программному обеспечению", "2.5. Общие требования к аппаратному обеспечению".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что по пункту "2.4. Общие требования к программному обеспечению" Технического задания документации об Аукционе участнику закупки в составе первых частей заявки на участие в Аукционе необходимо представить только согласие, а по конкретным показателям товара участнику Аукциона необходимо представить информацию согласно пункту "2.5 Общие требования к аппаратному обеспечению" Технического задания документации об Аукционе.
Вместе с тем Комиссией установлено, что согласно подпункту 1.10.3 пункта 1.10 документации об Аукционе в отношении характеристик, указанных в пункте "2.4. Общие требования к программному обеспечению" Технического задания документации об Аукционе, необходимо представить конкретные показатели товара. При этом указанное положение документации об Аукционе не соответствует позиции, изложенной представителем Заказчика.
С учетом изложенного, вышеуказанные положения документации об Аукционе не позволяют однозначным образом определить состав первой части заявки на участие в закупке.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии представил сведения и пояснил, что в соответствии с подпунктом 1.10.3 пункта 1.10 документации об Аукционе и пунктом "2.4. Общие требования к программному обеспечению" Технического задания документации об Аукционе Заявителем в составе заявки дано исключительно согласие на поставку товара.
Кроме того, Комиссией установлено, что из подпункта 1.9.5 пункта 1.9 инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе документации об Аукционе (далее - Инструкция) не представляется возможным определить порядок указания в первой части заявки конкретных показателей характеристик товара, указанного в пункте "2.4. Общие требования к программному обеспечению" Технического задания документации об Аукционе, что, по мнению Комиссии, вводит участников закупки в заблуждение.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что положения Инструкции не позволяют однозначным образом определить порядок заполнения сведений в отношении указанных показателей и заполнить заявку, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе в допуске к участию в Аукционе заявки Заявителя, противоречат требованиям Закона о контрактной системе и нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, а также содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 10 части 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 2.1 Постановления N 1236 установлено, что для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения контрактных обязательств на поставку на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных.
В случае невозможности применения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранного государства, Постановлением N 1236 определен Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 6 Порядка размещение обоснования в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Вместе с тем в пункте "2.3.2. Интернет-сегмент информационно-телекоммуникационной системы "Контроль" Технического задания документации об Аукционе установлено, что объектом закупки является поставка оборудования, включающего в себя предустановленное программное обеспечение, в том числе "ОС MS Windows Server 2012 Standard R2 x64, Ubuntu версия 12 и выше, Linux CentOS версия 7 и выше, Oracle Linux", "ПО виртуализации (для функционирования виртуальной серверной платформы) VMware vSphere 5.5 Standard и Enterprise Plus", "ПО Nginx, PostFixAdmin, Postfix+Dovecot".
При этом согласно извещению, а также документации об Аукционе запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии Постановлением N 1236 не установлен, а также не размещено в ЕИС обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 23.06.2021 N 629/21, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку заключен государственный контракт.
4. Передать материалы от 06.10.2021 по делу N П-134/21 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 октября 2021 г. N П-134/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.10.2021