На основании Уведомления о проведении внеплановой проверки от 21.09.2021 г. N 011435-21 в связи с поступившей в Пермское УФАС России информацией (вх. N 014953/э от 06.09.2021 г.) из ЦА ФАС России была проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках, Закон о контрактной системе, 44-ФЗ) при проведении при проведении закупок N 0156600016921000075, 0156600016921000144, 0156600016921000209, 0156600016921000210, 0156600016921000230, 0156600016921000239.
Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом требований Закона о закупках при проведении закупок N 0156600016921000075, 0156600016921000144, 0156600016921000209, 0156600016921000210, 0156600016921000230, 0156600016921000239.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно извещению N 0156600016921000075 МБДОУ "Полазненский детский сад N 7" (далее - Заказчик), администрацией Добрянского городского округа (далее - Уполномоченный орган) проводился электронный аукцион на поставку сгущенного молока и сливочного масла. НМЦК составляет 148 194,63 руб.
Для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе (ч. 4 ст. 59 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В ч. 11 ст. 34 Закона о закупках установлено, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 (ред. от 27.12.2019) "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (вместе с "Правилами разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов") (далее - Порядок).
Согласно п. 6 Порядка типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей:
а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке;
б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания (п.7 Порядка).
В соответствии с п. 14 Порядка Утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15 - 17 настоящих Правил, за исключением закупок, указанных в пункте 18 настоящих Правил, в следующих случаях:
а) подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;
б) подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;
в) заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта (п. 15 Порядка).
Согласно п. 16 Порядка условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям:
а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).
Типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15 и 16 настоящих Правил при отсутствии типовых контрактов, предназначенных для закупки соответствующих товаров, работ, услуг.
Типовые контракты, типовые условия контрактов могут не применяться при осуществлении:
а) закупок за наличный расчет, если иное не предусмотрено показателями для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанными в информационной карте;
б) закупок, предусмотренных статьями 75 и 76, пунктами 2, 3, 5 и 10 части 2 статьи 83, а также пунктами 2 (если в правовых актах Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации указана возможность заключения контракта без использования типового контракта, типовых условий контракта), 4, 5, 9, 15, 17, 26, 28, 33 и 34 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если необходимость применения типового контракта, типовых условий контракта не предусмотрена в указанных случаях информационной картой (п.18 Правил).
Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N140 утвержден типовой контракт на поставку продуктов питания. В Информационной карте типового контракта указаны код ОКПД2 10.51. Также предусмотрено, что типовой контракт применяется при любом размере начальной (максимальной) цены, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.
Согласно извещению закупки закупаемый товар имеет следующий код ОКПД2: 10.51.30.111., 10.51.51.113. Соответственно, закупаемые товары имеют классы ОКПД2, установленные в информационной карте типового контракта.
Следовательно, с учетом объекта закупки и указанного Заказчиком, Уполномоченным органом в извещении кода ОКПД2 данный типовой контракт подлежал применению.
Комиссия, изучив опубликованный в ЕИС проект контракта, пришла к выводу, что типовой контракт Заказчиком, Уполномоченным органом не применен. Так, например, положения раздел 4 проекта контракта, регламентирующие права и обязанности сторон контракта, не соответствуют правам и обязанностям сторон, указанным в разделе 4 "Взаимодействие сторон" типового контракта. Раздел 5 "Упаковка товара" типового контракта в проекте контракта отсутствует.
Заказчик, Уполномоченный орган письменных пояснений относительно использования типового контракта не представил.
Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом нарушена ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе.
В указанных действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Аналогичные нарушения Заказчиком, Уполномоченным органом допущены при формировании проекта контракта по закупкамN 0156600016921000144, 0156600016921000209, 0156600016921000210, 0156600016921000230, 0156600016921000239.
На основании статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Заказчиком, уполномоченным органом при проведении закупок N 0156600016921000075, 0156600016921000144, 0156600016921000209, 0156600016921000210, 0156600016921000230, 0156600016921000239 нарушены требования ч. 11 ст. 34 Закона о закупках.
2. Предписание не выдавать, т.к. заключены контракты.
3. Материалы проверки передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 октября 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2021