Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
В присутствии:
- представителя министерства здравоохранения Кировской области, по доверенности (лично);
- представителей ООО "РБ Трейд", на основании доверенности (ВКС);
У С Т А Н О В И Л А:
05.10.2021 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "РБ Трейд" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - министерство здравоохранения Кировской области при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата "Этанерцепт" (номер извещения 0340200003321010503). Уполномоченным учреждением является КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок".
Заявитель считает, что Заказчиком нарушены нормы ч. 5 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также положения пп "а" п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 г. N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 1380) при формировании аукционной документации, а именно: Заказчиком в техническом задании по поставке лекарственного препарата с МНН "Этанерцепт" не указывается возможность для поставки его лекарственной формы "раствор для подкожного введения, 50 мг/мл", которая является взаимозаменяемой к указанной Заказчиком форме - "лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения", в соответствии с Перечнем ЖНВЛП, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р. Кроме того, по указанному Заказчиком обоснованию, согласно статистическим данным, в Кировской области за 2019 год реальная потребность в указанном препарате, дозировкой 25 мг, для детей до 12 лет является крайне ограниченной и не может составить указанное в техническом задании количество.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе, Заявителю, Заказчику, Уполномоченному учреждению направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 12.10.2021 года.
Уполномоченное учреждение письменно пояснило, что в соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков с уполномоченным учреждением проект контракта и техническое задание утверждаются Заказчиком. Считает, что требования, указанные Заказчиком в документации не накладывают каких-либо ограничений на участников закупки, которые могли бы расцениваться как ограничение конкуренции. Считает жалобу необоснованной. Уполномоченное учреждение направило ходатайство о рассмотрении материалов жалобы в отсутствие своего представителя.
Представитель Заказчика подтвердил письменные пояснения, согласно которым считает доводы жалобы необоснованными, закупка размещена с целью приобретения лекарственного препарата МНН "Этанерцепт" в конкретно указанной форме выпуска - лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения, для обеспечения конкретной категории граждан. Техническое задание разработано в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ N 1380, ст. 33 Закона о контрактной системе. Согласно ЕСКЛП, обязательного для использования Заказчиком, форма выпуска "лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения" дозировки 25 мг не входит в состав групп взаимозаменяемости формы выпуска "раствор для подкожного введения" дозировки 50 мг/мл МНН "Этанерцепт". В Техническом задании указаны дозировки согласно ЕСКЛП и ГРЛС. Кроме того, в соответствии с Правилами определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов, утвержденных Постановлением Правительства N 1360 от 05.09.2020 года, взаимозаменяемость определяется Министерством здравоохранения РФ, перечень взаимозаменяемых лекарственных средств размещается на официальном сайте Министерства, в котором отсутствуют сведения о взаимозаменяемости лекарственного средства "Этанерцепт" в форме выпуска "лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения 25 мг".
Потребность заказчика определена наличием пациентов детского возраста до 12 лет, а также пациентов с массой тела менее 62,5 кг, которые составляют достаточно большую категорию граждан, имеющих противопоказания по применению раствора для подкожного введения. Считает необоснованным расчет потребности на основе данных 2019 года.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения Заявителя и Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
21.09.2021 года в единой информационной системе опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (Этанерцепт) (извещение 0340200003321010503). В документацию Заказчиком вносились изменения. Дата окончания подачи заявок - 05.10.2021 года. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 734 150,00 руб.
Согласно Техническому заданию Аукционной документации Заказчику к поставке требуется: Этанерцепт, 7500 мг, с лекарственной формой (форма выпуска) лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения (неизменяемое значение, указано нормализованное значение в соответствии с ЕСКЛП. Участник выбирает форму выпуска из графы "Минимальные и (или) максимальные, неизменяемые значения характеристик лекарственного препарата"), с дозировкой (если кратная дозировка и (или) некратная эквивалентная дозировка не установлены, то дозировка лекарственного препарата не подлежит изменению) 25 мг (неизменяемое значение, для обеспечения пациентов в возрасте младше 12 лет и с массой тела менее 62,5 кг).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии п. 1 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 1380 устанавливаются особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - лекарственные препараты), в документации о закупке лекарственных препаратов при осуществлении таких закупок (далее соответственно - документация о закупке, закупка).
Согласно пп. а) п. 2 Постановления Правительства N 1380 при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указывают: лекарственную форму препарата, включая в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.).
Пункт 6 Постановления Правительства РФ N 1380, предусматривает, что описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать обоснование необходимости указания таких характеристик.
В соответствии с требованиями действующего законодательства заказчиком указано МНН лекарственного препарата и необходимые для оказания медицинской помощи характеристики лекарственного препарата с учетом имеющейся потребности заказчика и с учетом требований, установленных Постановлением Правительства РФ N 1380. Кроме того, указанная дозировка и форма выпуска обусловлена необходимостью обеспечения пациентов в возрасте младше 12 лет и с массой тела менее 62,5 кг, поскольку лекарственный препарат с МНН "Этанерцепт" в форме "раствор для подкожного введения" имеет для данных категорий противопоказания.
Комиссия Кировского УФАС России принимает во внимание то, что установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар, соответствующий всем условиям извещения о проведении аукциона в электронной форме. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничение заказчиком числа участников закупки.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком требования привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных (муниципальных) нужд, снизили потенциальную эффективность проводимых торгов вследствие необоснованного устранения потенциальных участников, в материалах дела отсутствуют.
В рассматриваемой ситуации Заявителем не доказано отсутствие у заказчика соответствующей потребности, в том числе ввиду приведения статистических данных за 2019 год, не являющихся актуальными на дату размещения закупки.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции наименование товара, работы, услуги.
Министерством здравоохранения Российской Федерации был разработан и внедрен к использованию единый справочник-каталог лекарственных препаратов (далее - ЕСКЛП).
ЕСКЛП является частью Информационно-аналитической системы мониторинга и контроля за осуществлением закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - ИАС).
ИАС функционирует в соответствии с Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.05.2018 N 555 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения") (Далее - Постановление Правительства РФ N 555).
Согласно подпункту "б" пункта 20 раздела III Постановления N 555, Информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечивает формирование единого структурированного справочника-каталога лекарственных препаратов для медицинского применения на основании сведений Государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения, Государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в том числе в целях формирования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Сформированный ЕСКЛП передается в ЕИС в каталог товаров, работ и услуг, применяемый в обязательном порядке в процессе осуществления закупок.
Таким образом, государственные и муниципальные заказчики при закупке лекарственных препаратов используют данные ЕСКЛП в процессе планирования (план, план-график) и описания объекта закупки при подготовке извещения с использованием ЕИС (п. 4.1 паспорта ЕСКЛП).
В соответствии с письмом Минздрава России от 17.11.2020 N 18-2/И/2-17599, начиная с 23.11.2020 года для заказчиков "четвертой волны", к которой относятся в том числе заказчики Кировской области, при закупке лекарственных препаратов стало обязательным применение ЕСКЛП. Кроме того, с 21 декабря 2020 г. все заказчики обязаны применять ЕСКЛП в ЕИС.
Согласно письму Минздрава России от 25.06.2020 г. N 18-2/И/2-8895 в состав сведений ЕСКЛП включена информация о группах лекарственных препаратов, объединенны по принципам эквивалентности лекарственных форм и кратности дозировок.
Согласно информации из единого справочника-каталога лекарственных препаратов (https://esklp.egisz.rosminzdrav.ru/) лекарственное средство с МНН "Этанерцепт": форма выпуска "лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения" дозировки 25 мг не входит в состав групп взаимозаменяемости формы выпуска "раствор для подкожного введения" дозировки 50 мг/мл.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Кировского УФАС России пришла к выводу о том, что Техническое задание Заказчика соответствует требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе исходя из потребностей Заказчика.
Таким образом, довод Заявителя необоснован.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "РБ Трейд" на действия министерства здравоохранения Кировской области при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата "Этанерцепт" (номер извещения 0340200003321010503).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 12 октября 2021 г. N 043/06/33-871/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2021