Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Бабаева К.А. - Руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Халилова Р.А. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Национальный центр информатизации" (далее - Заявитель) на действия МКУ "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА МАХАЧКАЛА" (далее - Заказчик) при проведении КОМИТЕТОМ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона N 0103200008421002375 "Внедрение интеллектуальной транспортной системы городского округа город Махачкала" (далее - Аукцион), при участии посредством видео-конференц-связи представителей Заявителя, в отсутствии представителей иных сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
24.09.2021 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается на несоответствие аукционной документации требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на электронной площадке - АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
08.09.2021 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе были размещены извещение и документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 359 907 728,13 рублей.
1.Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществлении деятельности в области гидрометеорологии.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчиком в п. 12 раздела I аукционной документации установлены следующие требования к участникам закупки:
"1. соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки,
а именно:
- Наличие действующей лицензии на по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", включающую в себя выполнение работ, оказание услуг:
13. Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем
17. Ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
21. Передача шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Нормативный правовой акт, устанавливающий такие требования: Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99 -ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".
Наличие действующей лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областей (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", включающей в себя:
а) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее метеорологических характеристик (за исключением характеристик, получаемых с целью аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
д) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее гидрологических характеристик, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений.
Нормативный правовой акт, устанавливающий такие требования: Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99 -ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ от 16.11.2020 N 1845 "О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)".
Наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, включающей в себя:
- работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении: средств и систем информатизации.
Нормативный правовой акт, устанавливающий такие требования: Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99 -ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ от 03.02.2012 N 79 (ред. от 30.11.2020) "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации".
Наличие действующей лицензии на оказание услуг связи
- по предоставлению каналов связи.
Нормативный правовой акт, устанавливающий такие требования: Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99 -ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ от 30.12.2020 г. N2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом, как установлено Комиссией, объектом закупки не являются услуги в области гидрометеорологии, а также услуги по ремонту и обслуживанию шифровальных средств.
Необходимость получения метеорологических сведений для внедрения подсистемы метеомониторинга не обязывает участника закупки иметь свою лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии.
Также в объект закупки не включены работы по ремонту и обслуживанию шифровальных средств. Возможное возникновение потребности в указанных услугах в ходе проведения испытаний не свидетельствует о включении указанных услуг в объект закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Ответственность за данное правонарушение установлена ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. Заявитель указывает, что положения аукционной документации (п. 3.1 технического задания аукционной документации) не позволяют определить потребность Заказчика.
Заказчиком в п. 31 технического задания аукционной документации указано:
"Исполнитель при выполнении работ руководствуется предоставленной Заказчиком проектной и рабочей документацией. В ходе работ Исполнитель при необходимости вносит изменения в проектную и рабочую документацию. Изменения могут относиться к: составу оборудования, местам расположения, техническим характеристикам оборудования (но не хуже указанных в проектной и рабочей документации и настоящем Техническом задании), техническим решениям и полезным моделям. Заказчик обязуется предоставить техническую и рабочую документацию Исполнителю в редактируемом формате, включая разработанные схемы, до начала работ".
По мнению Комиссии, указание Заказчиком на возможность представления иных технических характеристик оборудования, не хуже указанных в проектной и рабочей документации и в техническом задании, позволяет участнику закупки использовать оборудование, как указанное в проектной документации, так и иное оборудование, характеристики которого не уступают запроектированному.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.
3. Заявитель указывает, что аукционная документация содержит противоречивые требования к срокам внедрения отдельных модулей и функций подсистем.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пп. 3 Таблицы N 1 пункта 1.7.1. Технического задания указано, что модуль конфигурации сценарных планов управления движением должен быть внедрен в 2021 году. При этом согласно пп. 3 Таблицы N 4 пункта 3.1. Технического задания модуль конфигурации сценарных планов управления движением должен быть внедрен в срок с 01.02.2022 года по 20.11.2022 года.
В пп. 2 Таблицы N 2 пункта 1.7.2. Технического задания указано, что подсистема мониторинга перемещения общественного транспорта должна быть внедрена в 2021 году. При этом согласно пп. 1 Таблицы N 4 пункта 3.1. Технического задания подсистема мониторинга перемещения общественного транспорта должна быть внедрена в срок до 05.12.2021 года, а в пп. 3 Таблицы N 4 пункта 3.1. Технического задания подсистема мониторинга перемещения общественного транспорта должна быть внедрена (развитие) в срок с 01.02.2022 года по 20.11.2022 года.
В пп. 1 Таблицы N 1 пункта 1.7.1. Технического задания указано, что модуль координированного управления движением должен быть внедрен в 2021 году. При этом согласно пп. 1 Таблицы N 4 пункта 3.1. Технического задания модуль координированного управления движением должен быть внедрен в срок до 05.12.2021 года, а в пп. 3 Таблицы N 4 пункта 3.1. Технического задания модуль координированного управления движением должна быть внедрен (развитие) в срок с 01.02.2022 года по 20.11.2022 года.
В пп. 6 Таблицы N 1 пункта 1.7.1. Технического задания указано, что интеграционная подсистема должна быть внедрена в 2021 году. При этом согласно пп. 1 Таблицы N 4 пункта 3.1. Технического задания интеграционная подсистема должна быть внедрена в срок до 05.12.2021 года, а в пп. 3 Таблицы N 4 пункта 3.1. Технического задания интеграционная подсистема должна быть внедрена (развитие) в срок с 01.02.2022 года по 20.11.2022 года.
В пп. 4 и пп. 5 Таблицы N 2 пункта 1.7.2. Технического задания указано, что подсистема управления маршрутами общественного транспорта и подсистема видеонаблюдения, детектирования ДТП и ЧС должны быть внедрены в 2021 году. При этом согласно пп. 1 Таблицы N 4 пункта 3.1. Технического задания подсистема управления маршрутами общественного транспорта и подсистема видеонаблюдения, детектирования ДТП и ЧС должны быть внедрены в срок до 05.12.2021 года, а в пп. 3 Таблицы N 4 пункта 3.1. Технического задания подсистема управления маршрутами общественного транспорта должна быть внедрена (развитие) в срок с 01.02.2022 года по 20.11.2022 года, в пп. 5 Таблицы N 4 пункта 3.1. Технического задания подсистема видеонаблюдения, детектирования ДТП и ЧС должна быть внедрена (развитие) в срок с с 01.02.2023 года по 20.11.2023 года.
В пп. 12 Таблицы N 2 пункта 1.7.2. Технического задания указано, что модуль диспетчерского управления ИТС для ЧС и ВС должен быть реализован в 2021-2023 годах. При этом конкретный период внедрения модуля диспетчерского управления ИТС для ЧС и ВС в Таблице N 4 пункта 3.1. Технического задания не указан.
Таблица N 4 пункта 3.1. Технического задания устанавливает содержание работ по каждому из этапов внедрения ИТС Агломерации. В соответствии с указанной таблицей, модуль диспетчерского управления ИТС для ЧС и ВС и подсистема косвенного управления транспортными потоками не входят в состав работ, по внедрению ИТС Агломерации.
В Приложении N 1 указано, что функция директивного управления транспортными потоками модуля координированного управления движением (МКУД) должна быть внедрена в 2021 году, функция обеспечения пополосного регулирования - в 2021 году, функция обеспечения приоритетного проезда - в 2022 году. Согласно технорабочего проекта функция директивного управления транспортными потоками реализуется Подсистемой директивного управления транспортными потоками, функция обеспечения пополосного регулирования реализуется подсистемой обеспечения пополосного управления, функция обеспечения приоритетного проезда реализуется подсистемой обеспечения приоритетного проезда. При этом согласно пп. 3 Таблицы N 4 пункта 3.1. Технического задания подсистема директивного управления транспортными потоками должна быть внедрена в срок с 01.02.2022 года по 20.11.2022 года, согласно пп. 5 Таблицы N 4 пункта 3.1. Технического задания подсистема обеспечения приоритетного проезда должна быть внедрена в срок с 01.02.2023 года по 20.11.2023 года. Внедрение подсистемы обеспечения пополосного управления Таблицы N 4 пункта 3.1. Технического задания не предусмотрено.
Указанные противоречия в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе не позволяют однозначно определить потребность заказчика в сроках выполнения отдельных видов работ.
Таким образом, описание объекта закупки в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не соответствует ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Ответственность за данное правонарушение установлена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
4. Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно включены в объект закупки работы по проектированию системы информационной безопасности ИТС Агломерации.
Пунктами 5.2 и 5.3 таблицы 4 пункта 3.1. Технического задания аукционной документации установлено, что в период с даты заключения контракта до 05.12.2021 года Исполнитель должен, в том числе, осуществить разработку организационных и технических мер по обеспечению безопасности объектов КИИ ИТС Агломерации, включая разработку проектной документации на создание системы безопасности объектов ИТС и рабочей (эксплуатационной) документации на систему безопасности объектов ИТС Агломерации.
При этом в составе документации, составляющей описание объекта закупки, размещены технический проект в отношении Системы обеспечения информационной безопасности. Из содержания аукционной документации не усматривается, какие дополнительные работы должны быть спроектированы.
Таким образом, указанные положения технического задания аукционной документации в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе не позволяют однозначно определить потребность заказчика.
Таким образом, описание объекта закупки в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не соответствует ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Ответственность за данное правонарушение установлена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
5. Заявитель указывает, что Заказчиком установлено требование о наличии у исполнителя специалистов в области оказания услуг связи, размещенных (работающих) в городе Махачкале или ближайших к нему населенных пунктах. В частности, Заявитель ссылается на п. 7.2 Приложения N5 к Техническому заданию аукционной документации.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 7.2 Приложения N5 к Техническому заданию аукционной документации: "Время прибытия специалистов Исполнителя для ремонтно-восстановительных работ по заявке Заказчика на объект подключения - не более 3 часов. Время прибытия специалистов Исполнителя по заявке Заказчика на объект подключения - не более 1 часа для объектов в черте города".
По мнению Заявителя, данное положение аукционной документации свидетельствует об установлении требования о наличии у исполнителя специалистов в области оказания услуг связи, размещенных (работающих) в городе Махачкале или ближайших к нему населенных пунктах.
Комиссия приходит к выводу, что приведенное положение аукционной документации регламентирует порядок оказания услуг и не является требованием о наличии у исполнителя специалистов в области оказания услуг связи, размещенных (работающих) в городе Махачкале или ближайших к нему населенных пунктах.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
6. Заявитель указывает, что к редактированию аукционной документации и технического задания нарушают допущены третьи лица.
По мнению Комиссии, данный довод не свидетельствует о нарушении положений Закона о контрактной системе, в связи с чем подлежит отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с выдачей Заказчику, Уполномоченному органу, его аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписаний об устранении выявленных нарушений, предписание не выдавать.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии: Д.М. Халлаева
Р.А. Халилов
В.А. Агамирзаев
Исп. Агамирзаев В.А. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 1 октября 2021 г. N 005/06/106-2354/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2021