Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Э.З. Гугава,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" Минздрава России:
Ю.В. Железняка, Т.В. Рубаник,
ГБУЗ Психиатрическая больница N1 им. Н.А. Алексеева: Т.А. Ворониной,
рассмотрев жалобу ГБУЗ Психиатрическая больница N1 им. Н.А. Алексеева (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по прохождению обязательного периодического психиатрического освидетельствования сотрудников ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" Минздрава России в 2021 году (Закупка N 0373100094321000686) (далее - аукцион, электронный аукцион)
в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении документации электронного аукциона в нарушение норм Закона о контрактной системе.
На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 01.10.2021 NНП/60212/21.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссией Управления установлено следующее.
На основании п.1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
1. Согласно доводу жалобы в п.6 Технического задания Заказчиком установлено неправомерное требование об оказании услуг по проведению обязательного психиатрического освидетельствования (далее - ОПО) работников по адресу Заказчика.
В обоснование довода Заявитель указывает, что согласно Требованиям к организации и выполнению работ (услуг), утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 11.03.2013 N 121 н, ОПО не относятся ни к первичной медико-санитарной помощи, оказываемой амбулаторно, ни к скорой, в том числе скорой специализированной, ни к неотложной медицинской помощи, поэтому соответствующие положения ст. 32 Закона N 323-ФЗ и приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 N 543н, позволяющие оказывать соответствующие виды помощи за пределами объектов, по месту нахождения которых медицинская организация осуществляет свою деятельность, применению к проведению медицинских психиатрических освидетельствований не подлежат.
Кроме того, места оказания услуг должны соответствовать санитарно- эпидемиологическим требованиям, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", СанПин 2.1.72790- 10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", а также требованиям, предъявляемым для осуществления медицинской деятельности.
Проведение ОПО работников по адресу Заказчика, а не по адресу, указанному в лицензии медицинской организации, по мнению Заявителя, является нарушением лицензионных требований постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 08.12.2016) и закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с указанным доводом жалобы на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Приказ Минздрава России от 11.03.2013 N 121н "Об утверждении требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях" (с изменениями на 25 марта 2019 года) утратил силу с 11.09.2021 на основании приказа Минздрава России от 19.08.2021 N 866н "Об утверждении классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность".
При этом Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" (с изменениями на 21 февраля 2020 года) и Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гласит, что:
К видам медицинской помощи относятся:
1) первичная медико-санитарная помощь;
2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
4) паллиативная медицинская помощь.
Все перечисленные выше нормативные документы относятся к оказанию медицинской (первичной медико-санитарной помощи), в том числе - психиатрической. Обязательное психиатрическое освидетельствование это услуга, являющаяся совокупностью методов медицинского осмотра и исследований, составляющая медицинскую деятельность и направленная на выявление психических расстройств, с последующим направлением за психиатрической помощью.
Так, в техническом задании Заказчик указывает не на оказание одного из видов медицинской помощи, а на оказание платной услуги по прохождению обязательного психиатрического освидетельствования по классификатору работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
Кроме того Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") также утратило силу с 01.09.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно пункту 7 Приказа Минздравсоцразвития России от 15.05.2012
N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" обязательное психиатрическое освидетельствование с функциональными исследованиями с выездом на предприятие Заказчика. Проводится мобильными медицинскими бригадами, при этом запись ЭЭГ, также проводятся на предприятии Заказчика. Решение врачебной комиссией принимается в медицинском центре с приказом о создании мобильной медицинской бригады. Одна мобильная бригада может проводить до 50 обязательных психиатрических освидетельствований в день, включая функциональные исследования. ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" Минздрава России является непрерывно действующим медицинским учреждением, оказывающим медицинские услуга 24 часа в сутки, в связи с чем, удалённость медицинской организации проводящей обязательное психиатрическое освидетельствование является затруднительной при прохождении обязательного психиатрического освидетельствования для работников, в связи с чем медицинской организации, проводящую обязательное психиатрическое освидетельствование, издать приказ о создании мобильной бригады (со ссылкой на приложение к лицензии, в которой должно быть указано, что организация оказывает первичную, в том числе доврачебную, медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях) для проведения ОПО по адресу (месту нахождения) Заказчика.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что, исходя из диспозиции п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе основополагающим элементом при описании объекта закупки является потребность Заказчика, при определении которой последний не должен выходить за пределы, предоставленные ему приведенной нормой права, и устанавливать требования, направленные на искусственное ограничение количества участников закупки.
При этом, Комиссия также принимает во внимание и то обстоятельство, что основной задачей законодательства о контрактной системе закупок является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате проведенной закупки лица, исполнение контракта которым будет в наибольшей степени отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращение злоупотреблений в сфере размещения заказов. В этой связи включение в документацию о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников лиц не отвечающих таким условиям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке.
При наличии у Заказчика объективной потребности в получении определенной товара либо оказании определенных услуг, вести речь об ограничении им количества потенциальных участников размещения заказа не приходится.
Кроме того, исходя из толкования ст. 33 Закона о контрактной системе, требования к услуге Заказчик устанавливает с целью последующего определения ее соответствия своим потребностям.
В свою очередь, положениями п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе закупок установлен запрет на предъявление к участникам закупки требований, влекущих ограничение их количества, за исключением случаев, когда нет иного способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В настоящем случае вышеуказанное требование о проведение медицинских осмотров на территории Заказчика, согласно предоставленным возражениям, вызвано необходимостью Учреждения в получении услуг, полностью удовлетворяющих его потребностям. Доказательств обратного Заявителем не приведено, а каких-либо оснований сомневаться в наличии у Заказчика такой потребности у антимонопольного органа не имеется.
При этом Комиссией Управления установлено, что согласно положениям п.11 Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, либо выполнять новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указывается новый адрес либо сведения о новых работах (услугах) и представляются предусмотренные подпунктами "а" - "е" пункта 8 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")сведения (документы).
Вместе с тем Заявителем не приведено доводов и не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Также, Заявителем не представлено доказательств того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно тех услуг, которые указаны в аукционной документации.
Вместе с тем, в материалах жалобы, а также на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при формировании конкурсной документации, в том числе при установлении требования в техническом задании о наличии у участников закупки лицензии на медицинскую деятельность, а также при указании места оказания услуг в соответствии со своей потребностью. При этом, Комиссия Управления также обращает внимание то обстоятельство, что вопрос переоформления лицензии в настоящем случае касается стадии исполнения Контракта, но не стадии подачи заявок, что также свидетельствует об отсутствии необоснованного ограничения количества участников закупки применительно к ст.33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления в настоящем случае не находит правовых оснований для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Также в составе жалобы Заявитель указывает, что согласно п. "ж" Технического задания указано, что в процессе освидетельствования по решению врачебной комиссией в обязательном порядке применяется электроэнцефалография, что по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку в расчете начальной (максимальной) цены контракта не указано, что в стоимость оказания услуг входит проведение электроэнцефалографии. Расчет на услугу по проведению электроэнцефалографического исследования не отражен в Приложении N1 к информационной карте.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заявителем неверно трактуется вышеуказанный пункт технического задания, поскольку в п. "ж" однозначно указано, что "в процессе освидетельствования в обязательном порядке проводится осмотр врача - психиатра. При необходимости в процессе освидетельствования по решению врачебной комиссией в обязательном порядке применяется электроэнцефалография".
Кроме того учитываются индивидуальные противопоказания к проведению ЭЭГ мониторинга. К таковым относятся открытые раны, сильные ушибы, плохо заживающие послеоперационные рубцы в области наложения датчиков, заболевания кожных покровов головы. В таких случаях процедура либо временно откладывается до полного заживления повреждённых кожных покровов головы, либо врачебной комиссией подбирается альтернативный метод исследования головного мозга пациента.
Поэтому условия проведения ОПО указаны в техническом задании однозначно, без какого-либо двоякого толкования, в частности о необходимости проведения электроэнцефалографии, по решению врачебной комиссии.
Кроме того начальная (максимальная) цена контракта сформировано на основании 3 коммерческих предложений, с учётом проведения ЭЭГ.
Комиссия Управления также отмечает, что в составе жалобы самим Заявителем указано, что электроэнцефалография проводится всем категориям работников, которые проходят обязательное психиатрическое освидетельствование в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности".
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ГБУЗ Психиатрическая больница N1 им. Н.А. Алексеева на действия ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" Минздрава России необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московского УФАС России от 01.10.2021 NНП/60212/21.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии: |
|
К.А. Сомов |
Члены Комиссии: |
|
Н.С. Лушникова |
|
|
Э.З. Гугава |
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 октября 2021 г. N 077/06/106-17757/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2021