Резолютивная часть решения оглашена 11 октября 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 14 октября 2021 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ИП Меньшикова Р.А. на положения документации открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту помещений в здании общежития Псков ГУ, расположенного по адресу: Псковская область, г. Псков, ул. Р. Люксембург, д.6-а (номер извещения: 0357100012821000031), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
14.09.2021 Заказчиком объявлен открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту помещений в здании общежития ПсковГУ, расположенного по адресу: Псковская область, г. Псков, ул. Р. Люксембург, д.6-а (номер извещения: 0357100012821000031).
Извещение N 0357100012821000031 о проведении вышеуказанного открытого конкурса в электронной форме размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 14.09.2021 18:37.
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 303 051,60 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе - 06.10.2021 10:00.
Оператор электронной площадки АО "ЕЭТП".
05.10.2021 (вх. N 984-з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 11.09.2021 года в 12 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх. N984-з от 05.10.2021).
1. Заказчиком установлены не регламентированный Законом о контрактной системе и Правилами Постановления N 1085 показатели к критериям оценки.
2. Заказчиком в конкурсной документации неправомерно сокращен установленный Правилами Постановления N 1085 перечень контрактов, подлежащих оценке.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения исх. N 02.1.1.30-6881 от 08.10.2021 года, в материалах дела):
1. Техническая ошибка, допущенная в пункте 2.3 пункта 6.2. раздела 6 конкурсной документации, не повлекла за собой нарушение принципов открытости, прозрачности, гласности и ограничению конкуренции, так как конкурс признан несостоявшимся пот причине отсутствия заявок.
2. Техническая ошибка, допущенная в пункте 2.1 и 2.2 пункта 6.2. раздела 6 конкурсной документации, не повлекла за собой нарушение принципов открытости, прозрачности, гласности и ограничению конкуренции, так как конкурс признан несостоявшимся пот причине отсутствия заявок.
В результате рассмотрения жалобы установлены следующее нарушения:
1. В силу пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как указано в части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее постановление N 1085) утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок, "оценка" - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 11 Правил оценки заявок, в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", показателей такого критерия, указанных в пункте 27 (2) настоящих Правил.
Согласно пункту 27 (2) Правил оценки заявок, в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Согласно Разделу 2 "Критерии и порядок рассмотрения и оценки заявок" Конкурсной документации Заказчиком по критерию "Квалификация участников открытого конкурса в электронной форме, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлены показатели:
- Общая стоимость исполненных контрактов (договоров),
- Общая стоимость исполненных контрактов (договоров),
- Квалификация трудовых ресурсов участника закупки, предлагаемых для выполнения работ.
Таким образом Заказчиком установлен показатель который не регламентирован Законом о контрактной системе и Правилами оценки заявок, что является нарушением части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе и пункта 27(2) Правил оценки заявок.
На основании вышеизложенного довод Заявителя является обоснованным.
2. В соответствии с пунктом 27 (3) Правил оценки заявок, для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27 (2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- линейные объекты капитального строительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
- контракт, предусмотренный ч. 16 ст. 34 Закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный ч. 16.1 ст. 34 Закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный ч. 56 ст. 112 Закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
- контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Таким образом, Правилами, установлены наименования видов контрактов (договоров), подлежащих оценке, а именно: при закупке работ по реконструкции объекта капитального строительства Заказчик вправе установить один из двух вариантов видов контрактов (договоров):
- или "контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по реконструкции которого, является объектом закупки" - в силу подпункта "а" пункта 27 (3), с учетом вида объекта капитального строительства, закупку на реконструкцию которого осуществляет Заказчик;
- или "контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства соответствующего вида" - в силу подпункта "б" пункта 27 (3), с учетом вида объекта капитального строительства, закупку на реконструкцию которого осуществляет Заказчик.
Разделом 2 в пункте 2.2 по критерию "общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" конкурсной документации Заказчик указал, что: "Под аналогичным объекту закупки понимается предмет контракта (договора) на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта)".
Таким образом, Заказчиком неправомерно сокращен установленный Правилами перечень контрактов, подлежащий оценке.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, неправомерно сократившего установленный Правилами перечень контрактов, подлежащий оценке, нарушают часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, пункта 27(3) Постановления N 1085, и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из вышеизложенного, довод Заявителя является обоснованным.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Романа Анатольевича обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе и пунктов 27(2) и 27(3) Постановления N 1085.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание, об устранении нарушений, путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения конкурса и внесение изменений в конкурсную документацию с учетом настоящего решения.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Псковского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 14 октября 2021 г. N 060/06/54.3-600/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2021