Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Управления) в составе:
- <_> - заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок;
- <_> - члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
- <_> - члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
при участии со стороны специализированной организации - общества с ограниченной ответственностью Межрегиональная специализированная организация "Ценный Советник" - <_>;
в отсутствие представителей заказчика, подателя жалобы, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу <_> на положения документации при проведении специализированной организацией - ООО МСО "Ценный Советник" для нужд заказчика - администрации города Сердобска аукциона в электронной форме "Приобретение жилых помещений (квартир) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Сердобска Сердобского района Пензенской области" (извещение N 0155300024421000050 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 24.09.2021), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
30.09.2021 в Пензенское УФАС России поступила жалоба <_> на положения документации при проведении специализированной организацией - ООО МСО "Ценный Советник" для нужд заказчика - администрации города Сердобска аукциона в электронной форме "Приобретение жилых помещений (квартир) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Сердобска Сердобского района Пензенской области" (извещение N 0155300024421000050 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 24.09.2021).
По мнению заявителя, заказчиком в Техническом задании аукционной документации неправомерно установлено требование к классу энергоэффективности жилого дома, в котором закупается жилое помещение (квартира), поскольку данное требование не относится к объекту закупки, является излишним и ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 07.09.2021 в 10 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы по существу в Пензенское УФАС России поступили отзывы заказчика (вх. N 5010э от 06.10.2021), специализированной организации (вх. N 5019э от 06.10.2021) на жалобу.
На заседании Комиссии 07.10.2021 представитель специализированной организации поддержал доводы, изложенные в отзыве а жалобу, указав, что в составе описания объекта закупки содержится требование к закупаемому товару "Класс эффективности: не ниже класса В". Данное требование установлено в соответствии с Приказом Минстроя России от 31 января 2019 N 65/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года", а также в соответствии с представлением Прокуратуры Сердобского района от 30.08.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
24.09.2021 ООО МСО "Ценный Советник" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0155300024421000050 о проведении электронного аукциона "Приобретение жилых помещений (квартир) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Сердобска Сердобского района Пензенской области" для нужд администрации города Сердобска.
Начальная (максимальная) цена контракта - 928 666,76 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 04.10.2021 08:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 05.10.2021.
Дата и время проведения электронного аукциона - 06.10.2021 11:30.
ИКЗ 213580500915758050100100220036810414.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о закупке) под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Характеристики объекта настоящей закупки указаны в Техническом задании на приобретение жилых помещений (квартир) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Сердобска Сердобского района Пензенской области (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе) (далее - Техническое задание).
Заказчиком в рамках закупки приобретается жилое помещение (квартира), Техническое задание содержит характеристику "Класс эффективности" - "не ниже класса В".
Как указано в жалобе, данное требование к классу энергоэффективности относится к жилому дому, в котором закупается жилое помещение (квартира) и который объектом закупки не является, что нарушает требования законодательства о контрактной системе.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) установлено, что здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.
Из части 1 статьи 12 Закона N 261-ФЗ следует, что класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома также требованиям энергетической эффективности.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 261-ФЗ, государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг.
Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить первоочередные требования в составе указанных правил (часть 2 статьи 26 Закона N 261-ФЗ).
Как следует из части 5 статьи 26 Закона N 261-ФЗ, государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения в целях соблюдения требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при принятии решений о видах, категориях товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и (или) при установлении требований к указанным товарам, работам, услугам должны учитывать следующие положения:
1) товары, работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, должны обеспечивать достижение максимально возможных энергосбережения, энергетической эффективности;
2) товары, работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, должны обеспечивать снижение затрат заказчика, определенных исходя из предполагаемой цены товаров, работ, услуг в совокупности с расходами, связанными с использованием товаров, работ, услуг (в том числе с расходами на энергетические ресурсы), с учетом ожидаемой и достигаемой при использовании соответствующих товаров, работ, услуг экономии (в том числе экономии энергетических ресурсов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1221 утверждены Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила N 1221). Правила N 1221 также определяют первоочередные требования энергетической эффективности.
Согласно подпункту "и" пункта 7 Правил N 1221, к первоочередным требованиям энергетической эффективности для многоквартирных домов, в которых приобретаются помещения для государственных и муниципальных нужд, относится наличие класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов.
Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.06.2016 N 399/пр утверждены Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов (далее - Правила N 399/пр). Правилами N 399/пр установлены следующие классы энергетической эффективности многоквартирных домов:
Обозначение класса энергетической эффективности |
Наименование класса энергетической эффективности |
A++ |
Высочайший |
A+ |
Высочайший |
A |
Очень высокий |
B |
Высокий |
C |
Повышенный |
D |
Нормальный |
E |
Пониженный |
F |
Низкий |
G |
Очень низкий |
Таким образом, первыми пятью наивысшими классами энергетической эффективности многоквартирного дома являются классы A++, A+, A, B, C.
С учетом требований статьи 26 Закона N 261-ФЗ, пункта 7 Правил N 1221, при проведении настоящей закупки заказчиком правомерно установлено требование к классу энергоэффективности жилого дома, в которых приобретаются помещения для государственных и муниципальных нужд, не ниже класса В, в связи с чем Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.
Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Признать жалобу <_> на положения документации при проведении специализированной организацией - ООО МСО "Ценный Советник" для нужд заказчика - администрации города Сердобска аукциона в электронной форме "Приобретение жилых помещений (квартир) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Сердобска Сердобского района Пензенской области" (извещение N 0155300024421000050 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 24.09.2021), необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 7 октября 2021 г. N 058/06/106-908/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2021