Резолютивная часть решения оглашена 11 октября 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 13 октября 2021 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Новые интеллектуальные электронные системы" (далее - ООО "НИЭС", заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный регион" в городе Челябинске (оснащение комплексами фиксации нарушений ПДД участков улично-дорожной сети г. Челябинска, в том числе для фиксации транспортных средств на полосах для маршрутных транспортных средств) (извещение N0369200037921000019), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Областного государственного казенное учреждение Челябинской области "Центр обработки вызовов Системы 112 - Безопасный регион" (далее - ОГКУ ЧО "Центр обработки вызовов Системы 112 - Безопасный регион", заказчик) Кунакбаева Юрия Гаяновича, Бетеневой Елены Геннадьевны, Банщиковой Светланы Михайловны, действующих на основании доверенностей NN 7, 8 от 16.02.2021;
- представителя ООО "НИЭС", Золотухина Сергея Александровича, действующего на основании доверенности N 18/20-а от 07.10.2021.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 04.10.2021 поступила жалоба ООО "НИЭС" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный регион" в городе Челябинске (оснащение комплексами фиксации нарушений ПДД участков улично-дорожной сети г. Челябинска, в том числе для фиксации транспортных средств на полосах для маршрутных транспортных средств) (извещение N 0369200037921000019) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам изменения извещения о проведении электронного аукциона опубликованы заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 24.09.2021 в 14:23.
Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный регион" в городе Челябинске (оснащение комплексами фиксации нарушений ПДД участков улично-дорожной сети г. Челябинска, в том числе для фиксации транспортных средств на полосах для маршрутных транспортных средств) - 14 050 000, 00 рублей.
Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0369200037921000019 от 04.10.2021.
Протокол проведения электронного аукциона от 05.10.2021.
Протокол подведения итогов электронного аукциона N0369200037921000019 от 08.10.2021.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.
Электронный аукцион признан несостоявшимся на основании части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы ООО "НИЭС" заключаются в следующем.
Заказчиком при осуществлении закупки неправомерно не установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра Российской радиоэлектронной продукции", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"); запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". По мнению заявителя ОГКУ ЧО "Центр обработки вызовов Системы 112 - Безопасный регион" неверно установлен код по ОКПД2, что не позволило соблюсти требования национального режима в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Ввиду того, что стоимость оборудования согласно обоснованию НМЦК составляет 75%, а работы по монтажу и демонтажу оборудования 25%, фактически закупка осуществляется на поставку оборудования.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, пояснили, что объектом закупки является выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный регион" в городе Челябинске (оснащение комплексами фиксации нарушений ПДД участков улично-дорожной сети г. Челябинска, в том числе для фиксации транспортных средств на полосах для маршрутных транспортных средств). Стадии создания и развития автоматизированных систем установлены пунктом 2.1 ГОСТ 34.601-90 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания". Седьмая стадия "Ввод в действие" включает в себя комплектацию АС поставляемыми изделиями, следовательно, приобретение, монтаж, пуско-наладка оборудования, входящего в состав автоматизированных информационных систем является неотъемлемым этапом их создания или развития. Приобретение оборудования необходимо для выполнения работ по созданию информационной системы, однако самостоятельным объектом закупки не является, не передается по товарной накладной или акту передачи и не принимается к бухгалтерскому учету заказчика. Запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств не установлен, так как предмет закупки не включает в себя выполнение работ по установке программного обеспечения, так как на поставляемые средства должны быть оборудованы встроенным программным обеспечением.
Считают жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
1.1. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (перечень).
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
В силу пункта 7 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 установлено, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
Из содержания изменений извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0369200037921000019 следует, что объектом закупки является выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный регион" в городе Челябинске (оснащение комплексами фиксации нарушений ПДД участков улично-дорожной сети г. Челябинска, в том числе для фиксации транспортных средств на полосах для маршрутных транспортных средств).
В соответствии с пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Согласно извещению о закупке заказчиком установлен код позиции ОКПД 2 62.01.12.000 - услуги по проектированию и разработке информационных технологий для сетей и систем. При этом КТРУ не содержит код 62.01.12.000.
Из содержания пункта 7 информационной карты документации об аукционе следует, что установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам услуги, содержатся в техническом задании и проекте контракта, (приложения N 3 и N 2) к информационной карте документации об электронном аукционе.
Так, техническим заданием определены состав и содержание работ по созданию системы, в которые входят демонтаж оборудования; установка и настройка специальных технических средств (далее - СТС); разработка проектной документации на систему; установка новых опор и конструкций; проектирование и размещение постов видеонаблюдения на автомобильных дорогах; передача данных; установка и настройка на новых постах видеонаблюдения по линии ГИБДД, поставляемых и существующих СТС в соответствии с рекомендациями производителя и т.д.
Согласно перечню, определенному заказчиком в техническом задании, одним из документов, на основании которого создается система, является ГОСТ 34.601-90 "Информационная технология (ИТ). Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания", который распространяется на автоматизированные системы (АС), используемые в различных видах деятельности (исследование, проектирование, управление и т.п.), включая их сочетания, создаваемые в организациях, объединениях и на предприятиях (далее - организациях).
В соответствии с пунктом 2.1 указанного ГОСТ 34.601-90 установлены следующие стадии, включающие этапы работ:
1. Формирование требований к АС: 1.1 Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС; 1.2 Формирование требований пользователя к АС; 1.3 Оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку АС (тактико-технического задания).
2. Разработка концепции АС: 2.1. Изучение объекта; 2.2. Проведение необходимых научно-исследовательских работ; 2.3. Разработка вариантов концепции АС и выбор варианта концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователя; 2.4. Оформление отчета о выполненной работе.
3. Техническое задание: 3.1 Разработка и утверждение технического задания на создание АС.
4. Эскизный проект: 4.1 Разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям; 4.2. Разработка документации на АС и ее части.
5. Технический проект: 5.1. Разработка проектных решений по системе и ее частям; 5.2. Разработка документации на АС и ее части; 5.3. Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и (или) технических требований (технических заданий) на их разработку; 5.4. Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации.
6. Рабочая документация: 6.1. Разработка рабочей документации на систему и ее части; 6.2. Разработка или адаптация программ.
7. Ввод в действие: 7.1. Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие; 7.2. Подготовка персонала; 7.3. Комплектация АС поставляемая изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями); 7.4. Строительно-монтажные работы; 7.5. Пусконаладочные работы; 7.6. Проведение предварительных испытаний; 7.7. Проведение опытной эксплуатации; 7.8. Проведение приемочных испытаний.
8. Сопровождение АС: 8.1. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами; 8.2. Послегарантийное обслуживание.
Как пояснили представители заказчика специальные технические средства являются не приобретаемым (поставляемым товаром), а используются при выполнении работ по развитию автоматизированной системы. Отдельно ОГКУ ЧО "Центр обработки вызовов Системы 112 - Безопасный регион" специальные технические средства по товарным накладным не принимаются. При этом установленные заказчиком требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе предполагают выражение участником закупки исключительно согласия на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона.
Таким образом, довод жалобы о неправомерном определении заказчиком кода по ОКПД 2 является несостоятельным, так как законодательством о контрактной системе не предусмотрены запреты и ограничения, касающиеся порядка определения заказчиком указанного кода. Также не представляется возможным сделать вывод о том, что выбранный заказчиком код позиции не соответствует описанию объекта закупки, в связи с чем, Комиссия не усматривает в действиях заказчика в части установления кода закупки нарушения законодательства о контрактной системе. Принимая во внимание, что, в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 код 62.01.12.000 отсутствует, заказчиком правомерно ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 не установлены.
Довод жалобы заявителя не находит подтверждения, не обоснован.
1.2. Во исполнение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе также принято Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236).
Подпунктом "б" пункта 2.1 Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 предусмотрено, что для целей применения пункта 2 Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств: поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
Заявителем указано, что в обжалуемой закупке вместе с оборудованием производится также и поставка программного обеспечения, в связи с чем в документации должен быть установлен запрет на допуск иностранного программного обеспечения.
Согласно пунктам 3.3.11, 3.3.12 проекта контракта исполнитель обязан согласовывать с заказчиком использование при выполнении работ по контракту результатов интеллектуальной деятельности (объектов интеллектуальной собственности), принадлежащих третьим лицам и порядок приобретения исполнителем и заказчиком прав на их использование. Если иное не предусмотрено техническим заданием, исполнитель за свой счет обеспечивает приобретение заказчиком прав на использование объектов интеллектуальной деятельности, входящих в результаты работ, а также необходимых для нормального использования заказчиком результатов работ по их назначению; обеспечить использование в ходе выполнения работ по контракту результатов интеллектуальной деятельности (объектов интеллектуальной собственности), ранее полученных при выполнении работ по государственным контрактам заказчика. Существующие у Заказчика объекты интеллектуальной собственности: программные комплексы - СПО "Паутина", "Поток Плюс", "SecurOS Astra" подсистемы видеонаблюдения, системы мониторинга Digital patrol central.
Из описания объекта закупки не следует, что при поставке специальных технических средств производится установка программного обеспечения, тогда как на заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что используемые при выполнении работ специальные технические средства должны быть оборудованы встроенным программным обеспечением, совместимым с имеющимся у заказчика, что не требует дальнейших приобретения, установки программного обеспечения для их использования.
С учетом изложенного, доводы жалобы об установлении запрета на допуск программного обеспечения в рамках Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 не состоятельны, так как описание объекта закупки не включает в себя приобретение, выполнение работ по установке программного обеспечения в целях оснащения комплексами фиксации нарушений ПДД участков улично-дорожной сети г. Челябинска.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "НИЭС" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный регион" в городе Челябинске (оснащение комплексами фиксации нарушений ПДД участков улично-дорожной сети г. Челябинска, в том числе для фиксации транспортных средств на полосах для маршрутных транспортных средств) (извещение N 0369200037921000019) не нашедшей подтверждения, необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 октября 2021 г. N 074/06/105-2753/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2021