Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ОЛМИНА" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального бюджетного учреждения "Служба дорожного хозяйства и благоустройства городского округа Шатура" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Шатурский центр торгов" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ЭТП НЭП (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание услуги по осуществлению строительного контроля при проведении работ по капитальному ремонту подъездных автомобильных дорог к СНТ Городского округа Шатура (извещение N 0848300060021000214 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего положения Конкурсной документации в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) начальная (максимальная) цена контракта - 2 109 160,55 руб.;
2) дата окончания подачи заявок - 08.10.2021.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации (далее - СРО).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Вместе с тем, в соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Согласно извещению о проведении Конкурса, объектом закупки является "Оказание услуги по осуществлению строительного контроля при проведении работ по капитальному ремонту подъездных автомобильных дорог к СНТ городского округа Шатура".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в пункте 16 информационной карты Конкурсной документации установлено, в том числе следующее:
"Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.* Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже второго уровня. *За исключением случаев, перечисленных в ч. 2.1 и 2.2. ст. 52 Градостроительного кодекса РФ".
Исходя из совокупных норм материального права, уровень ответственности членов СРО должен соответствовать объекту, на который осуществляется строительный контроль. При этом, согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, строительный контроль осуществляется на объекте "Выполнение работ по капитальному ремонту подъездных автомобильных дорог к СНТ на территории Городского округа Шатура" с начальной (максимальной) ценой контракта 131 822 534,40 рублей, в связи с чем предъявляется требование к второму уровню ответственности члена саморегулируемой организации участников Конкурса.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат требованиям законодательства.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, однозначно подтверждающих обоснованность довода жалобы.
В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о том, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В Критериях оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" установлено, в том числе следующее:
"Наличие у участника закупки успешного опыта оказания (с учетом правопреемства) услуг по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и/или по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О Закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - контракты) (в рублях) сопоставимого характера.
К услугам сопоставимого характера относятся контракты со следующими предметами (контракт может содержать в себе один или несколько указанных предметов):
по строительному контролю за работами по строительству и/или реконструкции объектов автотранспортного строительства (автомобильных дорог и/или искусственных дорожных сооружений);
по строительному контролю за работами по капитальному ремонту объектов автотранспортного строительства (автомобильных дорог и/или искусственных дорожных сооружений).
Цена каждого контракта должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупке".
При этом, Комиссия приходит к выводу о том, что установление в порядке оценки условия о том, что по указанному показателю учитываются при оценке контракты/договоры по строительному контролю за работами по строительству и/или реконструкции, капитальному ремонту исключительно объектов автотранспортного строительства (автомобильных дорог и/или искусственных дорожных сооружений), приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" ограничивает возможность участников закупки получить максимальное количество баллов, поскольку установление в порядке оценки требования о том, что оценке подлежат контракты (договоры), цена которых должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупке, не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОЛМИНА" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 07.10.2021 N 050/06/39610ип/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 7 октября 2021 г. N 050/06/39610ип/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2021