Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
_.,
с участием представителя заказчика МАДОО детский сад "Карлагаш" _. по доверенности от 27.09.2021 г., рассмотрела жалобу ИП _. на действия заказчика МАДОО детский сад "Карлагаш" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N1077300001421000001 на строительство детского сада на 125 мест по ул. Аткунова, 35А с. Онгудай Онгудайского района Республики Алтай.
ИП _. уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы, участие представителя на заседании Комиссии УФАС по РА не обеспечил.
УСТАНОВИЛА:
В Алтайское республиканское УФАС России 28.09.2021 г. поступила жалоба ИП _. (вх. N5191) на действия заказчика МАДОО детский сад "Карлагаш" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N1077300001421000001 на строительство детского сада на 125 мест по ул. Аткунова, 35А с. Онгудай Онгудайского района Республики Алтай.
Заявитель в жалобе указывает, что аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Заказчиком МАДОО детский сад "Карлагаш" 04.10.2021 г. представлены письменные возражения на жалобу (вх. N5282).
Комиссия по контролю в сфере закупок, рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заказчика, установила следующее.
17.09.2021 г. заказчиком МАДОО детский сад "Карлагаш" на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона N1077300001421000001 на строительство детского сада на 125 мест по ул. Аткунова, 35А с. Онгудай Онгудайского района Республики Алтай. Начальная (максимальная) цена контракта 44009854 рубля. Закупка осуществляется в рамках Национального проекта "Демография".
Согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 данной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные в ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе требования установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление N 99).
В извещении N1077300001421000001 установлены дополнительные требования к участникам данного аукциона по ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, п. 2 приложения N 1 к постановлению N 99.
Однако, в нарушение ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчиком МАДОО детский сад "Карлагаш" в п. 16 Информационной карты аукционной документации установлены требования о том, что стоимость одного контракта (договора), предоставляемого в качестве подтверждения соответствия участника закупки дополнительным требованиям, должна составлять не менее 20 процентов НМЦК, на право заключить который проводится закупка, при условии, что в п. 2 приложения N 1 к постановлению N 99 стоимость такого контракта установлена в размере не менее 50 процентов НМЦК (с учетом того, что НМЦК по данной закупке составляет 44009854 руб.).
За данное нарушение предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Довод жалобы является обоснованным.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено данным кодексом.
Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств - в соответствии с ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ.
В силу ст. 55.17 ГрК РФ документом, подтверждающим членство лица в саморегулируемой организации, в том числе в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, является выписка из реестра членов саморегулируемой организации.
В соответствии с разделом 3 формы выписки из реестра саморегулируемой организации, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 г. N 86, выписка из СРО включает в себя как сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, так и сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, и предельному размеру обязательств по таким договорам, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
В п. 16 Информационной карты аукционной документации заказчиком, в том числе указано, что к участникам аукциона предъявляются требования в соответствии со ст. 52, ст. 55.8 ГрК РФ, а именно участник аукциона должен быть членом СРО.
В пп. 5 п. 1.2 раздела 1 аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать выписку (либо копию данного документа) из реестра членов СРО по форме, установленной приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 г. N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации", подтверждающую право участника выполнять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства по договору строительного подряда, действующую на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе.
На основании изложенного, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Данный довод жалобы является необоснованным.
Согласно ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 г. N606 утверждены Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов (далее - Правила).
Согласно п. 6 Правил типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Приказом Минстроя России от 14.01.2020 г. N 9/пр утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства (далее - приказ N9/пр). Данные типовые условия контракта 10.03.2020 г. размещены в ЕИС в сфере закупок в разделе "Библиотека типовых контрактов, типовых условий контракта" за номером 1400700000520003.
Пунктом 5 приказа N9/пр установлены условия о приемке и оплате выполненных работ по контрактам на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, в том числе "п. 5.1. Приемка и оплата выполненных работ, их отдельных этапов, осуществляется на основании первичных учетных документов, подтверждающих их выполнение, составленных после завершения выполнения конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (этапов работ) на основании сметы контракта, графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных работ (при наличии), условиями контракта, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации".
Согласно ч. 6 ст. 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Согласно ч. 6.1 ст. 110.2 Закона о контрактной системе оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
В соответствии с ч. 7 ст. 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минстроя России от 05.06.2018 г. N336/пр утверждена Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - Методика).
Ознакомившись с условиями проекта контракта (раздел 3 аукционной документации), Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что указанный контракт не содержит: типовые условия, предусмотренные приказом N 9/пр; в числе обязательных приложений график выполнения строительно-монтажных работ и график оплаты выполненных по контракту работ.
Таким образом, действия заказчика МАДОО детский сад "Карлагаш" приводят к нарушению ч. 11 ст. 34, ч. 6 и ч. 6.1 ст. 110.2 Закона о контрактной системе.
За данные нарушения предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводы жалобы в данной части являются обоснованными.
Комиссией УФАС по РА установлено, что 04.10.2021 г. заказчиком в рамках исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе по делу N004/06/33-325/2021 отменен электронный аукцион N1077300001421000001.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь статьей 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП _. на действия заказчика МАДОО детский сад "Карлагаш" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N1077300001421000001 на строительство детского сада на 125 мест по ул. Аткунова, 35А с. Онгудай Онгудайского района Республики Алтай обоснованной в части установления дополнительных требований к участникам закупки с нарушением п. 2 приложения N1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99; отсутствия в контракте обязательных типовых условий, предусмотренных приказом Минстроя России от 14.01.2020 г. N 9/пр, а также обязательных приложений, а именно графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту работ, предусмотренных приказом Минстроя России от 05.06.2018 г. N336/пр.
2. Признать заказчика МАДОО детский сад "Карлагаш" нарушившим ч. 2 ст. 31, ч. 11 ст. 34, ч. 6 и ч. 6.1 ст. 110.2 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с тем, что электронный аукцион N1077300001421000001 отменен по итогам рассмотрения жалобы ООО "АРЕНА" (дело N004/06/33-325/2021), предписание по данному делу не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика, допустившего вышеназванные нарушения, по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 5 октября 2021 г. N 004/06/31-334/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2021