Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
В присутствие (ВКС):
рассмотрев жалобу ИП
У С Т А Н О В И Л А:
27.09.2021 года в Кировское УФАС России поступила жалоба ИП на действия Заказчика - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области при проведении электронного аукциона на поставку неисключительного права на использование сертифицированного антивируса Kaspersky Endpoint Security для бизнеса - расширенного пакета в сфере информационно-коммуникационных технологий (извещение 0140100005621000022).
Заявитель считает, что аукционная документация электронного аукциона подготовлена с нарушением ч.1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку в документации неправомерно установлено требование к описанию объекта закупки в части указания конкретного программного обеспечения, тем самым необоснованно ограничена возможность участия в аукционе.
Рассмотрение жалобы назначено на 01.10.2021, отложено до 04.10.2021. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
На заседании Комиссии Кировского УФАС России:
Заявитель поддерживает доводы жалобы, так же указывает, что является поставщиком антивирусного программного обеспечения Dr.Web, что не позволяет участвовать в закупке.
Заказчик подтвердил представленные письменные пояснения, с доводами жалобы не согласен, просит признать ее необоснованной, поскольку в технической части документации о проведении электронного аукциона содержится ссылка на необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми Заказчиком.
Кроме того, пояснил, что в 2020 году лицензия на использование указанного программного продукта была приобретена и предоставлена Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках централизованной закупки, по состоянию на 2021 год данная лицензия не была продлена.
Заказчик приобретает неисключительное право на использование сертифицированного антивируса Kaspersky Endpoint Security для бизнеса - расширенного пакета в сфере информационно-коммуникационных технологий, так как данный продукт эксплуатируется Заказчиком с 2018 года и установлен на всех рабочих станциях, в том числе в территориальных отделах, расположенных на территории Кировской области. Телекоммуникационное оборудование в территориально обособленных подразделениях Заказчика настроено и функционирует в режиме обеспечения функционирования служб и сервисов, входящих в состав программного продукта Kaspersky Endpoint Security для бизнеса - расширенный пакет. Иное программное обеспечение не может управляться используемой на данный момент инфраструктурой, потребует дополнительные ресурсы (в том числе транспортные и связанные с этим финансовые расходы) на развертывание и обучение персонала, которые не предусмотрены бюджетной сметой.
Иное программное обеспечение из реестра отечественного ПО, в том числе и Dr.Web не соответствует всем требованиям, которые необходимы Управлению для работы.
Таким образом, приобретение и использование другого программного продукта будет препятствовать объединению в единую систему управления и администрированию автоматизированных рабочих мест пользователей и сервисных систем Управления, а так же мониторингу защищенности системы.
Следовательно, Управление не устанавливало требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона, а исходило из технических и финансовых возможностей.
Просит признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
15.09.2021 года на официальном сайте закупок - zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0140100005621000022 о проведении аукциона в электронной форме на поставку неисключительного права на использование сертифицированного антивируса Kaspersky Endpoint Security для бизнеса - расширенного пакета в сфере информационно-коммуникационных технологий начальная (максимальная) цена контракта (договора) - 283 802,09 руб.; окончание срока подачи заявок - 27.09.2021.
Согласно техническому заданию требуется :
Таблица 1. Спецификация
N п/п |
Наименование Лицензии, качественные, технические и функциональные характеристики Лицензии |
Объем поставки Лицензии |
|
ед. изм. |
кол-во |
||
1 |
Неисключительное право на использование сертифицированного антивируса Kaspersky Endpoint Security для бизнеса - расширенный пакет в сфере информационно-коммуникационных технологий * |
шт. |
133 |
2 |
Сертифицированный дистрибутив Kaspersky Стандартный Certified Media Pack (сертификация ФСТЭК)* |
шт. |
1 |
* Необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми Заказчиком (в соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".)
В Управлении Роспотребнадзора по Кировской области в настоящий момент используется программный продукт Kaspersky Endpoint Security для бизнеса - расширенный пакет (лицензия общая: номер 1E54-210329-140312-8-2937 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) под управлением Kaspersky Security Center для управления безопасностью и IT-системами. Требуется приобретение лицензий Kaspersky Endpoint Security для бизнеса - Расширенный "Лаборатории Касперского" (Лицензионное соглашение) для установленного программного обеспечения с учетом правил лицензирования текущей продуктовой линейки Kaspersky Endpoint Security.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно подпункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описании объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя; в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе закрепляет, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пояснениям Заказчика, инфраструктура Управления предусматривает обмен информацией (в т.ч обновление антивирусных баз, управление настройками антивирусного ПО, мониторинг состояния защиты, контроль устройств защиты, контроль уязвимостей) посредством защищенной внутренней сети передачи данных, в настройках телекоммуникационного оборудования которой созданы каналы и указаны порты соответствующие требованиям для функционирования программного продукта Kaspersky Endpoint Security для бизнеса - расширенный пакет.
При этом прямой выход в сеть Интернет отсутствует в некоторых территориальных отделах Управления Роспотребнадзора по Кировской области (г. Слободской, г. Котельнич, г. Уржум, г. Вятские Поляны, г. Советск, г. Кирово - Чепецк, пгт. Юрья), а все необходимые сервисы предоставляются посредством сконфигурированной телекоммуникационной инфраструктуры Управления при участии серверов центра обработки данных Управления Роспотребнадзора по Кировской области.
При использовании данной инфраструктуры иное программное обеспечение антивирусной защиты функционировать не будет из-за несоответствия параметров технических условий центра управления иным антивирусным обеспечением параметрам ранее сконфигурированной телекоммуникационной системы Управление Роспотребнадзора по Кировской области. Изменение существующей инфраструктуры, модификация ее параметров планом информатизации на 2021-2022 годы не предусмотрена.
Заказчиком представлены документы, подтверждающие, что расходы на приобретение лицензии на программные средства защиты информации в рамках импортозамещения (Касперский) предусмотрены планом информатизации и бюджетной сметой Управления Роспотребнадзора по Кировской области на 2021 год и утверждены главным распорядителем бюджетных средств - Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В плане-графике так же определен объект закупки - 58.29.50.000 приобретение лицензии на программные средства защиты информации в рамках импортозамещения (Касперский).
Таким образом, приобретение Заказчиком указанного антивирусного программного обеспечения обусловлено как техническими, функциональными возможностями, существующими у программного продукта Kaspersky Endpoint Security для бизнеса - расширенный пакет и требуемыми Заказчику, так и необходимостью совместимости с уже имеющимся у государственного Заказчика программным обеспечением Kaspersky.
Следовательно, описание объекта закупки с указанием на конкретное программное обеспечение, с учетом представленных заказчиком документов и сведений, не противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, на дату рассмотрения жалобы размещен в ЕИС Протокол N 35-22/ЭА рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.09.2021 года, согласно которому было подано 3 заявки, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ИП на действия Заказчика - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области при проведении электронного аукциона на поставку неисключительного права на использование сертифицированного антивируса Kaspersky Endpoint Security для бизнеса - расширенного пакета в сфере информационно-коммуникационных технологий (извещение 0140100005621000022).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 4 октября 2021 г. N 043/06/33-849/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2021