На основании приказа Пензенского УФАС России от 22.09.2021 N 161 инспекцией в составе:
Руководителя Инспекции:
- <_> - руководителя Управления,
Членов Инспекции:
- <_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
- <_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок
проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок муниципальным заказчиком - администрацией Старокаменского сельсовета Пензенского района - при осуществлении закупок у единственного поставщика (осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей) (договор N 4-б на отпуск холодной воды и прием сточных вод от 12.01.2021, заключенный с МУП ЖКХ "Старокаменское"; договор N 1-т на отпуск тепловой энергии от 12.01.2021, заключенный с МУП ЖКХ "Старокаменское").
Проверка начата 22.09.2021, окончена 05.10.2021.
Юридический адрес проверяемой организации: администрация Старокаменского сельсовета Пензенского района Пензенской области, ул. Спиртзаводская, 1, с. Старая Каменка, Пензенский район, Пензенская область.
Внеплановой проверкой установлено:
Основанием для проведения внеплановой проверки послужило обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок муниципальным заказчиком - администрацией Старокаменского сельсовета Пензенского района - при осуществлении закупок у единственного поставщика (осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей) (договор N 4-б на отпуск холодной воды и прием сточных вод от 12.01.2021, заключенный с МУП ЖКХ "Старокаменское"; договор N 1-т на отпуск тепловой энергии от 12.01.2021, заключенный с МУП ЖКХ "Старокаменское").
Настоящая внеплановая проверка осуществлена согласно части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" в связи с поступлением обращения <_>.
В соответствии с частью 28 статьи 99 Закона о контрактной системе субъекты контроля обязаны представлять в контрольный орган в сфере закупок по требованию такого органа документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках (в том числе сведения о закупках, составляющие государственную тайну), а также давать в устной форме объяснения.
Из обращения <_> следует, что администрацией Старокаменского сельсовета Пензенского района нарушаются условия договоров тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения в части порядка и сроков оплаты услуг по данным договорам, а также не размещается необходимая информация по договорам в единой информационной системе.
Из представленных администрацией Старокаменского сельсовета Пензенского района Пензенской области, а также размещенных в открытом доступе в единой информационной системе (на сайте www.zakupki.gov.ru, ЕИС) в ходе настоящей внеплановой проверки документов установлено следующее.
12.01.2021 между администрацией Старокаменского сельсовета Пензенского района Пензенской области и МУП ЖКХ "Старокаменское" заключен договор N 4-б на отпуск холодной воды и прием сточных вод (далее - Договор N 4-б).
Общая сумма договора составляет 3 473,08 руб. (пункт 4.1 Договора N 4-б).
В соответствии с частью 1 статьи 103 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44, 45, пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и пунктом 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Договор N 4-б заключен заказчиком по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей), в связи с чем информация о договоре не размещена в реестре контрактов в ЕИС, что соответствует нормам Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе предусмотрено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Пунктом 4.2 Договора N 4-б определен порядок оплаты за потребленную холодную воду и принятые сточные воды:
"Оплата абонентом производится до 10 числа месяца, следующего за отчетным в соответствии со счетом-фактурой".
В соответствии с представленными Инспекции Управления документами приемки и оплаты товара, оплата по Договору N 4-б осуществлялась заказчиком в следующем порядке:
Месяц 2021 года |
Счет-фактура |
Оплачено |
январь |
от 29.01.2021 - 287,13 руб. |
18.02.2021 - 287,13 руб. |
февраль |
от 26.02.2021 - 287,13 руб. |
04.03.2021 - 287,13 руб. |
март |
от 31.03.2021 - 287,13 руб. |
16.04.2021 - 287,13 руб. |
апрель |
от 29.04.2021 - 287,13 руб |
13.05.2021 - 287,13 руб. |
май |
от 28.05.2021 - 287,13 руб. |
06.08.2021 - 287,13 руб. |
июнь |
от 30.06.2021 - 287,13 руб. |
18.08.2021 - 287,13 руб. |
июль |
от 30.07.2021 - 287,13 руб. |
18.08.2021 - 287,13 руб. |
август |
от 27.08.2021 - 296,31 руб. |
22.09.2021 - 296,31 руб. |
Из представленной таблицы следует, что заказчиком не соблюдается порядок оплаты работ, услуг, установленный в пункте 4.2 Договора N 4-б, а именно, допускаются просрочки оплаты холодной воды, приема сточных вод до 10 числа месяца, следующего за отчетным: в отношении счетов-фактур за:
- январь (оплачено 18.02.2021 - после 10.02.2021),
- март (оплачено 16.04.2021 - после 10.04.2021 (12.04.2021),
- апрель (оплачено 13.05.2021 - после 10.05.2021 (11.05.2021),
- май (оплачено 06.08.2021 - после 10.06.2021),
- июнь (оплачено 18.08.2021 - после 10.07.2021 (12.07.2021),
- июль (оплачено 18.08.2021 - после 10.08.2021),
- август (оплачено 22.09.2021 - после 10.09.2021).
Согласно пояснениям администрации, просрочки допущены по причине нехватки у заказчика средств для оплаты услуг по контракту; июнь, июль 2021 года оплачены только 18.08.2021 в связи с поздним предоставлением в администрацию счетов-фактур (только 17.08.2021). При этом из представленных документов и информации не представляется возможным определить, когда заказчику фактически поступили счета-фактуры для оплаты (на представленных счетах-фактурах отсутствуют какие-либо штампы, отметки и т.п.).
Таким образом, Инспекцией Управления установлено, что заказчиком при исполнении Договора N 4-б в части оплаты поставленной холодной воды и принятых сточных вод допускается нарушение порядка и сроков оплаты, определенных пунктом 4.2 договора, что является нарушением требований части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе.
12.01.2021 между администрацией Старокаменского сельсовета Пензенского района Пензенской области и МУП ЖКХ "Старокаменское" заключен договор N 1-т на отпуск тепловой энергии (далее - Договор N 1-т).
Общая сумма договора составляет 285 849,98 руб. (пункт 2.1 Договора N 1-т).
Договор N 1-т заключен заказчиком по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей), в связи с чем информация о договоре не размещена в реестре контрактов в ЕИС, что соответствует нормам Закона о контрактной системе.
Пунктом 2.4 Договора N 1-т определен порядок оплаты за поставленную тепловую энергию:
"Расчет за отпущенную тепловую энергию по настоящему договору производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет теплоснабжающей организации в следующем порядке (в следующие сроки):
- 30 % стоимости договорного объема тепловой энергии в месяце, за который осуществляется оплата вносится в срок до 10 числа текущего месяца.
- окончательный расчет: фактически потребленная в истекшем месяце тепловая энергия с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде оплачивается в течение 5 дней после выставления теплоснабжающей организацией потребителю счетов-фактур за фактически потребленную тепловую энергию, но не позднее 30 числа текущего месяца. При неоплате в указанные сроки теплоснабжающая организация вправе ограничить подачу тепла".
В соответствии с представленными Инспекции Управления документами приемки и оплаты товара, оплата по Договору N 1-т осуществлялась заказчиком в следующем порядке:
Месяц 2021 года |
Счет-фактура |
Оплачено |
январь |
от 29.01.2021 - 54 502,27 руб. |
18.02.2021 - 54 502-27 руб. |
февраль |
от 26.02.2021 - 49 048,37 руб. |
21.04.2021 - 49 048-37 руб. |
март |
от 31.03.2021 - 42 547,77 руб. |
28.05.2021 - 42 547-77 руб. |
Из представленной таблицы следует, что заказчиком не соблюдается порядок оплаты работ, услуг, установленный в пункте 2.4 Договора N 1-т, а именно, не осуществляется предварительная оплата в размере 30% до 10 числа текущего месяца (в феврале, марте 2021 года), а также допускаются просрочки оплаты тепловой энергии не позднее 30 числа месяца, следующего за истекшим, в отношении счетов-фактур за:
- февраль (оплачено 21.04.2021 - после 30.03.2021),
- март (оплачено 28.05.2021 - после 30.04.2021).
Согласно пояснениям администрации, просрочки допущены по причине нехватки у заказчика средств для оплаты услуг по контракту. Предварительная оплата в размере 30% до 10 числа текущего месяца не осуществлялась, поскольку счета на предварительную оплату передавались вместе со счетами-фактурами, соответственно, оплата осуществлялась в один день.
Вместе с тем, Инспекцией установлено, что заказчиком фактически не выполняются условия договора в части порядка и сроков оплаты тепловой энергии, при этом документы, свидетельствующие о том, что заказчиком совершались какие-либо действия, направленные на обеспечение надлежащего порядка оплаты (например, заказчик обращался за получением счетов на предварительную оплату), у Инспекции Управления отсутствуют, заказчиком не представлены.
Инспекция обращает внимание на то, что из документов и информации не представляется возможным определить, когда заказчику фактически поступали счета-фактуры для оплаты (на счетах-фактурах отсутствуют какие-либо штампы, отметки и т.п., в том числе штампы, отметки теплоснабжающей организации). Таким образом, оценить, исполняется ли условие об оплате тепловой энергии в течение 5 дней после выставления теплоснабжающей организацией счетов-фактур, не представляется возможным.
Таким образом, Инспекцией Управления установлено, что заказчиком при исполнении Договора N 1-т в части оплаты поставленной тепловой энергии допускается нарушение порядка и сроков оплаты, определенных пунктом 2.4 договора, что является нарушением требований части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Заключение
В результате проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок муниципальным заказчиком - администрацией Старокаменского сельсовета Пензенского района при осуществлении закупок у единственного поставщика (осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей) (договор N 4-б на отпуск холодной воды и прием сточных вод от 12.01.2021, заключенный с МУП ЖКХ "Старокаменское"; договор N 1-т на отпуск тепловой энергии от 12.01.2021, заключенный с МУП ЖКХ "Старокаменское"), выявлены нарушения требований части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе в части нарушения сроков и порядка оплаты товаров, выполненных работ, оказанных услуг, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 5 октября 2021 г. N 058/06/99-883/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.10.2021