Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "Глобалс Аудит" (вх. 16234) 24.09.2021 на Государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие машинно-технологическая станция "Центральная" Республики Башкортостан при определении поставщика путем проведения закупки N 0501200002621000001 "Услуги по проведению финансового аудита".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена с нарушением действующего Законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком была представлена информация по закупке N 0501200002621000001.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что в документации Заказчика отсутствует исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В конкурсной документации приведен исчерпывающий перечень документов:
копии документов, подтверждающих членство в саморегулируемой организации - подразумевается копия выписки или свидетельства о членстве в саморегулируемой организации аудиторов, других документов подтверждающих членство в природе не существует.
копия документа, подтверждающего наличие у аудитора, состоящего в штате аудиторской организации, квалификационного аттестата, выданного Минфином РФ в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" дающего аудитору право участия в аудиторской деятельности (осуществления аудиторской деятельности) при проведении обязательного аудита, предусмотренного частью 3 статьи 5 N307-ФЗ от 30.12.2008 г.". - указан документ копия квалификационного аттестата.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель, документы, доказательства обоснованности доводов не представил.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик прямо уклоняется от указания точных требований к виду аттестата аудитора.
Согласно пояснениям Заказчика, Заказчик проводит закупку "на проведение обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия по итогам деятельности за 2020 год" и является государственным унитарным сельскохозяйственным предприятием - очевидно, что требуется провести обязательный аудит в случае существенной доли государства.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель, документы, доказательства обоснованности доводов не представил.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что критерии "квалификация участников закупки" установлены не в соответствии с действующим законодательством.
В документации Заказчика указано: Для оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" при размещении заказа на оказание услуг каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов со следующим распределением максимальных баллов:
Содержание показателя "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" |
Кол-во баллов по каждому из показателей критерия |
|
Опыт участника по успешному оказанию услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций сельскохозяйственной деятельности 1 |
выдано 1-2 |
10 баллов |
выдано 3-4 |
20 баллов |
|
выдано 5 и более |
40 баллов |
|
Содержание показателя "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов)" |
|
|
Наличие квалифицированных трудовых ресурсов2 (руководителей и ключевых специалистов) |
до 4 включительно |
0 баллов |
От 5 до 7 включительно |
5 баллов |
|
8 и более |
10 баллов |
|
Содержание показателя "Деловая репутация" |
|
|
Прохождение внешнего контроля качества, проводимого аккредитованным при Министерстве Финансов РФ независимым профессиональным аудиторским объединением и/или саморегулируемой организацией аудиторов и/или Федеральной службой финансово-бюджетного надзора РФ и/или Управлением Федерального казначейства РФ3 |
не пройден |
0 баллов |
От 1 до 4 включительно |
5 |
|
от 5 до 7 включительно |
10 баллов |
|
8 и более |
20 баллов |
|
Содержание показателя "Ответственность аудиторской организации" |
|
|
Величина уставного капитала аудиторской организации 4 |
до 300 тыс. руб. |
5 баллов |
От 300 тыс. руб. до 700 тыс. руб. |
10 баллов |
|
От 700 тыс. руб. до 1 млн. руб. |
20 баллов |
|
Более 1 млн. руб. |
30 баллов |
1Оценке подлежит оказание участником закупки аналогичных услуг сопоставимого характера и объема, выполненные в 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 гг.. Под сопоставимым характером понимаются услуги по проведению аудиторских проверок МУП, ГУП, ФГУП, ФКП, хозяйственных обществ (в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%) сельхозтоваропроизводителей, основной вид деятельности которых по ОКВЭД относится к классу 01 (Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях). Под сопоставимым и успешным оказанием услуг понимается отсутствие у участника закупки со стороны Заказчиков штрафных санкций, а также отсутствие у участника фактов претензионной работы со стороны Заказчиков и третьих лиц при исполнении ранее заключенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Сведения об опыте оказания услуг сельскохозяйственным организациям подтверждаются представлением копий договоров/контрактов на оказанные услуги с актами сдачи-приемки оказанных услуг и предоставлением номеров закупок и/или контрактов из ЕИС (сайт https://zakupki.gov.ru), либо предоставлением скриншотов из ЕИС с указанием номера закупки.
2Количество баллов зависит от количества аудиторов, состоящих в штате участника закупки, имеющих квалификационные аттестаты аудитора, подтвержденных участником закупки документально. В качестве документов, подтверждающих количество аудиторов, должны быть предоставлены, копии квалификационных аттестатов аудиторов, копии трудовых договоров или трудовых книжек.
3Оценивается количество прохождений внешнего контроля качества. При этом оценивается прохождение внешнего контроля качества участника с момента государственной регистрации его образования, в том числе путем реорганизации. Количество баллов зависит от сведений, представленных в заявках, подтвержденных участником закупки документально. В качестве документов, подтверждающих количество прохождений внешнего контроля качества, должны быть предоставлены скриншоты с сайта СРО, копии свидетельства/сертификаты/акты о прохождении внешнего контроля качества.
4 Величина уставного капитала подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Отсутствие документов, подтверждающих данные Участника размещения заказа по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона 44-ФЗ, однако, может привести к снижению рейтинга по критерию до 0 баллов.
Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", умножается на соответствующую, указанному критерию, значимость.
При оценке заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по квалификации участника открытого конкурса.
По результатам конкурса заключается контракт на условиях, указанных в конкурсной документации, проекте контракта и заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.
Согласно ч.2 ст.54.1 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
В силу п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе определено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Положениями п.4 Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п.п.10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27 (1) и 27 (4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; д) деловая репутация участника закупки.
Комиссией установлено, что данные показатели направлены на выявление наилучшего участника с большим опытом работы, неоднократно успешно проходившего внешний контроль качества работы аудиторской организации, а не на ограничение участников.
Установление указанных критериев не влечет за собой создание преимущества для определенных участников, а лишь способствует выявлению тех их них, которые в полной мере удовлетворяют требованиям Заказчика.
Согласно письму Минфина России от 13.08.2020 N 24-02-08/70973 "заказчик самостоятельно устанавливает в документации о закупке критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами. При этом в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель, документы, доказательства обоснованности доводов не представил.
Вышеуказанные доводы признаются необоснованными.
Жалоба признается частично-обоснованной.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Глобалс Аудит" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 30 сентября 2021 г. N ТО002/06/105-1967/2021 (ключевые темы: участники закупок - критерии оценки - деловая репутация - квалификация - конкурсная документация)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2021