Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе: <_>,
в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия (далее - Заказчик) <_> (доверенность от 23.09.2021 N43), представителя ООО "Восточно-Сибирская торговая компания" (далее - Общество, ООО "ВСТК") <_> (доверенность от 12.10.2021),
рассмотрев обращение ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия (вх. N 6585 от 07.10.2021, N6633 от 08.10.2021) ) о включении в реестр недобросовестных поставщиков "Восточно-Сибирская торговая компания" в связи с уклонением от заключения контракта по результатам электронного аукциона: "Уголь бурый", номер извещения 0302100014521000043 (далее - Аукцион), и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104, а также проведения внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
у с т а н о в и л а:
Из обращения Заказчика следует, что ООО "ВСТК", являясь победителем электронного аукциона, не подписало проект контракта в установленные сроки (01.10.2021). Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик направил обращение на рассмотрение в антимонопольный орган о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). На включении сведений не настаивает.
ООО "ВСТК" представлены письменные пояснения, согласно которым Общество в целях подписания контракта направило более пяти заявок для оформления банковской гарантии. Большинство заявок были отклонены, а по остальным запрошены дополнительные документы с предоставлением сведений о возможности предоставления гарантии после 01.10.2021. В связи с отсутствием денежных средств на расчетном счету внесение обеспечения на счет заказчика не представилось возможным (представлена выписка из лицевого счета). 30.09.2021 в адрес заказчика направлено письмо о возможности подписания контракта без предоставления обеспечения исполнения контракта в соответствии с п.8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе в связи с тем, что Общество является субъектом малого и среднего предпринимательства и состоит в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства с приложением соответствующих документов. Заказчиком письмо рассмотрено, но положительного ответа не получили. Просит не включать сведения об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков. Общество работает на рынке с августа 2017 года, является поставщиком твердого топлива, имеет более 70 контрактов и договоров на сумму 213,6 млн. руб. Кроме того, Общество неоднократно являлось поставщиком угля для учреждений УФСИН, в том числе для ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия.
Комиссия, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
Дата размещения на официальном сайте в единой информационной системе извещения о проведении Аукциона - 02.09.2021. Начальная (максимальная) цена контракта - 2336901.91 руб.
Согласно протоколу от 16.09.2021 подведения итогов электронного аукциона в результате рассмотрения вторых частей заявок победителем закупки признано ООО "ВСТК", предложивший наиболее низкую цену контракта - 2176914, 00 руб. и заявка на участие в аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией.
23.09.2021 На электронную площадку http://www.sberbank-ast.ru передан документ "Проект контракта" от 23.09.2021. Процедура заключения контракта переведена на этап "Подписание поставщиком".
28.09.2021 От электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ "Протокол разногласий" от 28.09.2021
28.09.2021 Размещен документ "Доработанный проект контракта" от 28.09.2021
02.10.2021 От электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 02.10.2021.
04.10.2021 Заказчиком принят протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта для закупки N 0302100014521000043 в связи с непредставлением заказчику подписанного проекта контракта в требуемый срок.
В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 настоящей статьи.
Согласно части 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.
В силу части 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
В соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, Закон о контрактной системе предусматривает возможность победителя аукциона - субъекта малого предпринимательства не предоставлять обеспечение исполнения контракта при условии предоставления информации о трех контрактах, исполненных им в течение трех лет до даты до даты подачи заявки на участие в закупке, без применения штрафа, пени, сумма которых в совокупности - не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Из извещения о проведении аукциона, аукционной документации следует, что данная закупка проводится без применения положений пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Следовательно, возможность применения положений части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе при заключении контракта по данному аукциону не предусмотрена.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном уклонении от заключения контракта.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на уклонение от подписания контракта.
В указанном случае Комиссия Бурятского УФАС России не может ограничиваться формальным установлением факта нарушения законодательства о контрактной системе, поскольку согласно пояснениям ООО "ВСТК" намерения уклониться от подписания контракта Общество не имело, в установленные законодательством сроки совершило действия по оформлению банковской гарантии.
Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения ООО "ВСТК", выраженного в умышленном неподписании контракта.
Принимая во внимание вышесказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение ООО "ВСТК" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения такого реестра, так и Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и подпунктом "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),
р е ш и л а:
отказать во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) ООО "Восточно-Сибирская торговая компания" (ИНН <_>, адрес: <_>) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с тем, что участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 14 октября 2021 г. N 003/06/104-970/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2021