Резолютивная часть решения оглашена 19 октября 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 22 октября 2021 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича (далее - ИП Меньшиков Р.А., заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству общественной территории МУ ДК "Дворец культуры имени И.М. Захарова" расположенной по адресу Челябинская область Каслинский р-н, г. Касли, ул. Ленина, д.16, 2-ой этап (извещение N 0169300028121000306), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя Управления строительства и инфраструктуры администрации Каслинского муниципального района (далее - Управление, Заказчик); представителя Администрации Каслинского муниципального района (далее - Администрация, уполномоченный орган): Яночка А.В., действующей на основании доверенности N 3 от 24.02.2021;
- в отсутствие представителей заявителя, уведомленного о времени и месте заседания Комиссии, заявлений, ходатайств не представлено,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 12.10.2021 поступила жалоба ИП Меньшикова Р.А. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству общественной территории МУ ДК "Дворец культуры имени И.М. Захарова" расположенной по адресу Челябинская область Каслинский р-н, г. Касли, ул. Ленина, д.16, 2-ой этап (извещение N 0169300028121000306) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 04.10.2021 в 11:36.
Согласно сведениям, указанным в извещении и документации о закупке, аукцион осуществляется в рамках национального проекта "Формирование комфортной городской среды" (КБК 6760503560F255550244).
Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по благоустройству общественной территории МУ ДК "Дворец культуры имени И.М. Захарова" расположенной по адресу Челябинская область Каслинский р-н, г. Касли, ул. Ленина, д.16, 2-ой этап составляет 11 597 600,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 13.10.2021 08:00.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона N 0169300028121000306 от 13.10.2021 на участие в закупке поступило две заявки.
Снижение НМЦК в ходе аукциона составило 15 %.
Согласно протоколу от 14.10.2021 подведения итогов аукциона в электронной форме N 0169300028121000306 победителем признано ООО "РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ" ИНН 7203370144, с предложением о цене контракта 9 857 960 рублей.
На дату рассмотрения обращения контракт не заключен.
В соответствии с доводами жалобы Заявителя, Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (далее - Дополнительные требования) предусмотрены аукционной документацией не в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 в действующей редакции, что не соответствует части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения, в соответствии с которыми Дополнительные требования к участникам закупки предусмотрены аукционной документацией в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе.
При проведении аукциона НМЦК снижена на 15 %, что является существенной экономией для Каслинского муниципального района.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 утверждены Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 921 от 25.06.2020 в Постановление N 99 внесены изменения, в соответствии с которыми в аукционной документации должно быть установлено условия о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора), если предметом заключаемого контракта является выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, и начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В соответствии с действующей редакцией в качестве дополнительных требований к участникам закупки должно быть предусмотрено наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Из содержания извещения о закупке, аукционной документации следует, что аукцион осуществляется в рамках национального проекта "Формирование комфортной городской среды", НМЦК составляет сумму более 10 млн. рублей. Следовательно, в аукционной документации должно быть предусмотрено дополнительное требование, предусмотренное пунктом 2(2) Дополнительных требований.
Пунктом 16 информационной карты аукционной документации установлено следующее: "Соответствие участника закупки дополнительным требованиям, устанавливаемым Правительством Российской Федерации к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг: требования установлены в соответствии с п.3 ч.2 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ и с п.2.2 Приложения N1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Законом N 223-ФЗ на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
Таким образом, Дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные аукционной документацией, не соответствуют Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (в актуальной редакции), что является нарушением части 2, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя является обоснованным.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что Заявителем не представлены доказательства нарушений законных прав и интересов участников закупки или иных лиц вследствие нарушений при установлении дополнительных требований, допущенных Заказчиком.
Заявитель заявку на участие в аукционе не подавал, что подтверждает отсутствие его материально-правовой заинтересованности в участии в данной закупке.
При этом, из содержания заявок на участие в аукционе следует, что наличие опыта участников и соответствие их Дополнительным требованиям подтверждается копиями договоров на выполнение работ по благоустройству территории, что свидетельствует о соответствии всех участников требованиям части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Принимая во внимание, что нарушение заказчика, указанное в настоящем решении, не привело к нарушению порядка отбора участников закупки, а также факт снижения НМЦК в ходе аукциона - 15 %, что подтверждает наличие конкурентной среды при проведении аукциона, Комиссия считает целесообразным не выдавать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству общественной территории МУ ДК "Дворец культуры имени И.М. Захарова" расположенной по адресу Челябинская область Каслинский р-н, г. Касли, ул. Ленина, д.16, 2-ой этап (извещение N 0169300028121000306) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки не выдавать.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 октября 2021 г. N 074/06/105-2860/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.10.2021