Резолютивная часть решения оглашена 18.10.2021 г.
В полном объеме решение изготовлено 21.10.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Заместитель председателя комиссии - Иванова А.В. - Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области; члены комиссии: Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
Андреева А.И. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
в присутствии представителя Заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени академика Г.А. Илизарова" Министерства здравоохранения Российской Федерации" (далее - ФГБУ "НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова", Заказчик) - Поздеевой Г.Г. (доверенность N 34 от 03.03.2021 г.),
в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью "АртМед" (далее - ООО "АртМед", Заявитель) - Семенченко А.А.,
в присутствии директора ООО "АртМед" - Меньщикова А.В. (на основании приказа N 8 от 21.05.2021 г.),
рассмотрев жалобу ООО "АртМед" на действия Заказчика - ФГБУ "НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для стерилизации N 2 (извещение N 0343100000721000409) и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
15.10.2021 г. в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 18.10.2021 г., в связи с чем была составлена выписка из протокола.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия,
УСТАНОВИЛА:
11.10.2021 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба ООО "АртМед" на действия Заказчика - ФГБУ "НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для стерилизации N 2 (извещение N 0343100000721000409). По мнению заявителя, положения документации рассматриваемого электронного аукциона не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок. В частности, Заказчик при описании объекта закупки в аукционной документации, по мнению подателя жалобы, ограничивает количество участников, тем самым нарушает пункт 1 статьи 33 и пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Просит признать жалобу обоснованной, приостановить определение поставщика, выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений. Представитель Заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласна, просит признать жалобу необоснованной.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 г. N 727/14, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 01.10.2021 г. в ЕИС опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для стерилизации N 2 (извещение N 0343100000721000409). Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 500 000 рублей 00 копеек. Заказчиком является ФГБУ "НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова".
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
Оценивая довод Заявителя, изложенный в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком и приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом. Из смысла указанных норм следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. В рассматриваемой аукционной документации отсутствуют указания на товарный знак или производителя подлежащей поставке продукции, установлены максимальные и минимальные значения показателей товара, а также показатели, значения которых не могут изменяться, что соответствует требованиям части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе устанавливает требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
В связи с чем, Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару (услугам), являющихся значимыми для заказчика. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Таким образом, Заказчиком в описании объекта закупки (Приложение N 2 к Контракту) установлены требования к медицинскому изделию с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности и клинической значимости данных характеристик. В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований законодательства о контрактной системе.
Участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовый представить товар по характеристикам, отвечающим требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Вместе с тем, положения закона о контрактной системе в сфере закупок не содержит запрета заказчику устанавливать какие-либо конкретные требования к товару, в том числе требования, указанные в спорных позициях.
Закон также не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя признан Комиссией Курганского УФАС необоснованным.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Курганского УФАС России выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
На основании части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Комиссия Курганского УФАС России, изучив положения проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, а также другие его разделы, установила, пунктом 8.2 раздела 8 Проекта Контракта установлено, что оплата поставленного Товара производится Заказчиком по безналичному расчету платежным поручением путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика в течение 30 (Тридцати) рабочих дней с момента подписания Заказчиком документа о приемке Товара (Акт приема-передачи Товара) (товарно-транспортных) накладных (универсального передаточного документа), а в случае, предусмотренном пунктом 6.7 Контракта, структурированного документа о приемке, на основании счетов, счетов-фактур, товарных (товарно-транспортных) накладных (универсальных передаточных документов), выставленных Поставщиком.
Вместе с тем, положениями статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Таким образом, указанные действия государственного Заказчика образуют нарушения части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, а именно в установлении в проекте Контракта срока оплаты 30 рабочих дней вместо 30 календарных дней.
На основании вышеизложенного, в проекте контракта указан срок оплаты 30 рабочих дней вместо 30 календарных дней, что содержаит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, относительно довода подателя жалобы о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Заказчика, Комиссия полагает необходимым отметить следующее.
Федеральный закон от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Таким образом, организационные и правовые основы защиты конкуренции регулируются названным выше Законом.
В случае поступления в антимонопольный орган заявлений и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях каких-либо субъектов, антимонопольный орган может признать нарушения обозначенного законодательства исключительно на основании решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Для принятия решения о наличие нарушения антимонопольного законодательства необходимо установить, в чем выразилось данное нарушение, обстоятельства, которые повлекли это нарушение, и каким образом была нарушена конкуренция.
Порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, установлен Главой 9 Закона о защите конкуренции.
А именно, рассмотрение заявления и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется антимонопольным органом в порядке, предусмотренном статьей 44 Закона о защите конкуренции, которая также содержит требования к форме и порядку подачи указанного заявления.
Согласно части 1 статьи 44 Закона о защите конкуренции заявление, которое подается в антимонопольный орган, должно содержать следующие сведения:
- сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);
-имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;
- описание нарушения антимонопольного законодательства;
- существо требований, с которыми заявитель обращается;
- перечень прилагаемых документов.
Согласно части 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства (далее - документы). В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.
В случае отсутствия в заявлении или материалах сведений, предусмотренных частями 1 и 2 указанной статьи, антимонопольный орган оставляет заявление или материалы без рассмотрения, о чем уведомляет в письменной форме заявителя в течение десяти рабочих дней со дня их поступления (часть 3 статьи 44 Закона о защите конкуренции).
Антимонопольный орган рассматривает заявление или материалы в течение одного месяца со дня их представления. В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления или материалов, но не более чем на два месяца.
О продлении срока рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган уведомляет в письменной форме заявителя (часть 4 статьи 44 Закона о защите конкуренции).
При рассмотрении заявления или материалов антимонопольный орган: определяет, относится ли рассмотрение заявления или материалов к его компетенции; устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению (часть 5 статьи 44 Закона о защите конкуренции).
Учитывая изложенное, в рамках Главы 9 Закона о защите конкуренции могут быть рассмотрены действия каких-либо субъектов исключительно на предмет их соответствия антимонопольному законодательству, а именно, на наличие в таких действиях признаков, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Однако, указанная выше жалоба подана в Курганское УФАС России в порядке, установленном Законом о контрактной системе.
Следовательно, в рамках рассмотрения обозначенной жалобы нарушение антимонопольного законодательства при проведении конкурентной процедуры не может быть установлено.
Таким образом, из указанного выше следует, что нарушение антимонопольного законодательства может быть установлено антимонопольным органом исключительно в порядке, предусмотренном Главой 9 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения заявления, поданного в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции.
Иными словами, в том случае, если в действиях заказчика податель жалобы усматривает признаки нарушения Закона о защите конкуренции, последнему следует обратиться в антимонопольный орган с заявлением, соответствующим требованиям статьи 44 упомянутого выше Закона.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Курганского УФАС России в действиях Заказчика иных нарушений требований законодательства о контрактной системе не установлено.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 г. N 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "АртМед" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБУ "НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова" нарушение части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в указании проекта контракта срока оплаты в 30 рабочих дней вместо 30 календарных дней.
3. Предписание Заказчику - ФГБУ "НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова" не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика.
4. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.
5. Обязать должностное лицо ФГБУ "НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова", ответственное за утверждение аукционной документации обеспечить явку, имея при себе паспорт, или его уполномоченному представителю с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном правонарушении, включая полномочия на подписание протокола об административном правонарушении в соответствии с частью 5 статьи 28.2 КоАП РФ, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.1 КоАП РФ, по адресу: г. Курган, ул. М. Горького д.40 каб.216 с объяснениями по факту выявленного нарушения 14.12.2021 г. в 14 часов 00 минут для составления и подписания протокола об административном правонарушении.
6. В срок до 01.12.2021 г. должностному лицу ФГБУ "НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова" представить в Курганское УФАС России следующие документы (заверенные копии надлежащим образом):
1) приказ о назначении на должность;
2) служебный контракт (трудовой договор), должностная инструкция;
3) документы, возлагающие на должностное лицо полномочия, на утверждение аукционной документации;
4) паспортные данные (ФИО, дата и место рождения, серия номер паспорта, кем и когда подписан, место регистрации, место жительства);
5) копии извещения, документации электронного аукциона N 0343100000721000409.
Датой предоставления документов считается дата их регистрации в антимонопольном органе.
При невозможности предоставить документы и информацию необходимо указать причину.
Непредставление или несвоевременное представление в антимонопольный орган, сведений (информации) по требованию указанного органа, а равно представление в антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (ст. 19.8. КоАП РФ).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Заместитель Председателя комиссии _________________ / Иванова А.В.
Члены комиссии: _________________/ Андреева А.И.
_________________/ Стрижова И.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 18 октября 2021 г. N 05-02/308-2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2021