Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев посредством системы видеоконференции "True Conf" в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014) жалобу ООО "Стройтраст" на действия заказчика ГКУ ТО "Управление капитального строительства" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Строительство спортивного комплекса "Центр гимнастики" г.Тобольск" (реестровый номер закупки 0167200003421005771),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 18.10.2021 поступила жалоба ООО "Стройтраст" на действия заказчика ГКУ ТО "Управление капитального строительства" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Строительство спортивного комплекса "Центр гимнастики" г.Тобольск".
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в поступившей жалобе указывает, что в нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, заказчиком в пункте 6.1 проекта муниципального контракта ненадлежащим образом установлен срок действия банковской гарантии предоставляемой в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту, поскольку в проекте контракта отсутствует указание на срок действия контракта.
Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя (вх.N 10590 от 20.10.2021), которые приобщены к материалам дела, согласно которым предоставляемая участником закупки банковская гарантия в качестве обеспечения исполнения контракта, связана со сроком исполнения обязательств, который установлен разделом 3 проекта контракта. Формулировка окончания срока действия контракта не влияет на возможность установления срока действия банковской гарантии участником закупки, поскольку зависит от срока исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией. Срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены банковской гарантией, указан в разделе 3 проекта контракта. Заказчик просит признать жалобу ООО "Стройтраст" необоснованной.
Уполномоченным органом представлены письменные возражения на жалобу заявителя (вх.N 10599 от 20.10.2021), которые приобщены к материалам дела, согласно которым, общие требования к определению срока действия договора (в том числе конкретной датой) установлены положениями статьи 425 Гражданского кодекса РФ. При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса РФ договор признается действующим до момента окончания исполнения сторонами обязательства, следовательно, государственный контракт, как и любой договор, будет считаться исполненным после выполнения своих обязательств сторонами. Во исполнение требований законодательства о контрактной системе, гражданского законодательства проект контракта (приложение N 2 к аукционной документации) содержит все необходимые предъявляемые к его содержанию условия и требования. Так, сроки исполнения контракта установлены в разделе 3 проекта контракта. В разделе 10 проекта контракта установлены прописаны условия обеспечения исполнения контракта и обеспечения гарантийных обязательств с учетом требований статьи 96 Закона о контрактной системе. Таким образом, никакой неопределенности для участников закупки проект контракта не содержит, в том числе по сроку исполнения контракта для определения срока действия банковской гарантии. Уполномоченный орган просит признать жалобу ООО "Стройтраст" необоснованной.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступила организатором проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Строительство спортивного комплекса "Центр гимнастики" г.Тобольск", с начальной (максимальной) ценой контракта 722 227 921,20 рублей, в интересах заказчика ГКУ ТО "Управление капитального строительства".
Информация об электронном аукционе была размещена 11.10.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003421005771.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения электронного аукциона http://www.etp-ets.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 4 статьи 59 Закона о контрактной системе для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должны содержаться размер обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, порядок предоставления такого обеспечения, устанавливаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом, срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьёй 95 настоящего Федерального закона.
Пунктом 13.1 раздела 13 информационной карты документации о проведении электронного аукциона предусмотрен размер обеспечения исполнения контракта: 10 % (72 222 792,12 рублей) от начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 10.2 проекта контракта предусмотрено, что обеспечение исполнения контракта предоставляется в соответствии со статьёй 37 Закона о контрактной системе.
Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения в часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми слова "срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц" заменены формулировкой следующего содержания "срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьёй 95 настоящего Федерального закона".
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ вступает в силу с 01.07.2019, за исключением положений, для которых статьёй 2 Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ установлены иные сроки вступления их в силу.
Поскольку извещение о проведении электронного аукциона опубликовано в ЕИС в сфере закупок 11.10.2021, следовательно, измененная редакция части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе должна быть учтена заказчиком при разработке документации о закупке.
Пунктом 10.1 проекта контракта предусмотрено, что срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что с учетом требований пункта 8 части 1 статьи 64, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчик в аукционной документации (проекте контракта) должен устанавливать срок действия банковской гарантии в зависимости от срока исполнения обязательств по контракту, а не от срока действия контракта.
Таким образом, по мнению Комиссии Тюменского УФАС России указанное в пункте 10.1 проекта муниципального контракта условие о сроке действия банковской гарантии соответствует требованиям пункта 8 части 1 статьи 64, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, вопреки доводу подателя жалобы условие о сроке действия государственного контракта предусмотрено пунктом 12.1 проекта контракта, согласно которому, контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту.
Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.
С 01.01.2020 для участия в закупках, проводимых в рамках Закона о контрактной системе необходима обязательная регистрация участников закупок в Единой информационной системе (Единый реестр участников закупок). При этом, в Едином реестре участников закупок, размещенном на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru), отсутствует информация об ООО "Стройтраст" (ИНН 9704061670).
Пунктом 4.1 раздела 4 информационной карты документации об электронном аукционе предусмотрено, что участник закупки должен являться членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно Единому реестру членов СРО (http://reestr.nostroy.ru) ООО "Стройтраст" (ИНН 9704061670) не является членом какого-либо СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Указанные обстоятельства исключают участие заявителя в указанном электронном аукционе, ввиду чего, положения документации о закупке не могут нарушить права и законные интересы заявителя ООО "Стройтраст".
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседание Комиссии податель жалобы не явился, запросы на разъяснение положений закупочной документации не подавались, а также в составе жалобы не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов подателя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Стройтраст" на действия заказчика ГКУ ТО "Управление капитального строительства" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Строительство спортивного комплекса "Центр гимнастики" г.Тобольск" (реестровый номер закупки 0167200003421005771) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 20 октября 2021 г. N 072/06/44/191/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2021