Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 93 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" в составе: <__..> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "МФК "Арфа" (109429, город Москва, МКАД 14-й километр, дом 10, комната N 432Б, ОГРН: 1127746276811, ИНН: 7705983024, КПП: 772301001) (далее - ООО "МФК "Арфа") б/д, б/н (вх. от 18.10.2021 N 5246-э.), также направленная Федеральной антимонопольной службой письмом от 18.10.2021 N ГЗТУ-4133 (вх. от 19.10.2021 N 5283-э.) на действия заказчика - государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" (167904, Республика Коми, город Сыктывкар, поселок городского типа Краснозатонский, шоссе Нювчимское, 46, ОГРН: 1021100517712, ИНН: 1101487150, КПП: 110101001) (далее - ГУ "КРОД") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения Севофлуран для нужд Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер", извещение N 0307200029421000192 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии:
<__..>, <__..>, <__..> - представителей ГУ "КРОД" по доверенностям от 11.01.2021, от 22.09.2021, от 24.08.2021,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Коми УФАС России поступила жалоба ООО "МФК "Арфа" на действия заказчика - ГУ "КРОД", при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в связи с чем, жалоба принята Коми УФАС России к рассмотрению.
ООО "МФК "Арфа", ГУ "КРОД", акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - оператор электронной площадки) о времени, дате и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО "МФК "Арфа", оператора электронной площадки не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
ООО "МФК "Арфа" обжалуются положения документации об электронном аукционе, касающиеся описания объекта закупки, в части:
- включения в описание объекта закупки требования к первичной упаковке закупаемого лекарственного средства "флаконы с системой Quik-Fil", которое, согласно доводов жалобы, соответствует единственному лекарственному средству с торговым наименованием "Севоран" и не позволяет предложить к поставке препараты с иными торговыми наименованиями в комплекте с совместимыми адаптерами (в документации об электронном аукционе отсутствует возможность поставки эквивалента первичной упаковки лекарственного препарата), что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и влечет ограничение участников закупки;
- указания в качестве обоснования обжалуемого требования: "Флаконы оснащены специальной укупорочной системой Quik-Fil для обеспечения совместимости с испарителем Севофлурана, используемым Заказчиком, без дополнительных адаптеров", не предоставляя подтверждений/обоснований такому требованию, что свидетельствует об отсутствии обоснования необходимости указания такой характеристики и не соответствует пункту 6 Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380.
Также заявитель приводит доводы о неправомерности действий заказчика - ГУ КРОД" в части установления требования по взаимодействию закупаемого товара с оборудованием, используемым заказчиком.
ГУ "КРОД" в отзыве на жалобу от 21.10.2021 N 3909 (вх. от 22.10.2021 N 4615) и на заседании Комиссии Коми УФАС России по рассмотрению жалобы заявлены возражения относительно позиции заявителя.
Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей ГУ "КРОД" пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГУ "КРОД".
Объект закупки: поставка лекарственного препарата для медицинского применения Севофлуран для нужд Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 812 250,00 руб.
Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения за счет средств ОМС; за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 08.10.2021.
2. Согласно частям 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
По пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктами 1, 6 части 1, частями 2, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 (далее - Особенности описания лекарственных препаратов).
По подпункту "а" пункта 2 Особенностей описания лекарственных препаратов при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указывают лекарственную форму препарата, включая в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.).
Согласно подпунктам "е", "и" пункта 5 Особенностей описания лекарственных препаратов при описании объекта закупки не допускается указывать, наряду с прочим, форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула", "флакон", "блистер" и др.); иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата.
В соответствии с пунктом 6 Особенностей описания лекарственных препаратов описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать: обоснование необходимости указания таких характеристик; показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к закупаемому товару установлены заказчиком в разделе III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание):
N п/п |
Наименование товара (Международное непатентованное или группировочное или химическое наименование) |
Лекарственная форма*, дозировка* (в соответствии с ГРЛС**) |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Севофлуран |
Жидкость для ингаляций, флаконы с системой Quik-Fil |
мл |
37500 |
Код позиции КТРУ 21.20.10.231-000013-1-00062-0000000000000
При этом Техническое задание содержит обоснование дополнительной характеристики (флаконы c системой Quik-Fil): "Флаконы оснащены специальной укупорочной системой Quik-Fil для обеспечения совместимости с испарителем Севофлурана, используемым Заказчиком, без дополнительных адаптеров".
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе позволяет заказчику включать в документацию о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.
Законодательством о контрактной системе не предусмотрены требования к формированию обоснования необходимости указания требуемых характеристик к товару.
Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.
Из системного толкования статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего, при описании товара заказчик вправе определить требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств
Частью 2 статьи 98 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
В связи с тем, что лекарственные препараты оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, представляется, что при установлении требований к объекту закупки на поставку лекарственных препаратов, приоритетным должно быть не достижение максимального количества участников торгов (заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворили бы всех возможных участников закупки), а достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций.
Согласно части 3 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.
В соответствии с письмом Росздравнадзора от 09.02.2016 N 09-С-571-1414 возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования. Совместно применение таких изделий без проведенных экспертиз на совместимость может привести к причинению вреда жизни и, здоровью граждан и медицинских работников.
Согласно письменным пояснениям заказчика - ГУ "КРОД", изложенным в отзыве на жалобу от 21.10.2021 N 3909 (вх. от 22.10.2021 N 4615), устным доводам представителей заказчика, приведенным в ходе заседания по рассмотрению жалобы, требование о поставке лекарственного средства во флаконах с укупорочной системой Quik-Fil обусловлено наличием в учреждении испарителя анестетика Севофлурана "Drger-Vapor 2000" с системой заливки типа Quik-Fil, что, согласно руководству Drger-Vapor 2000 по эксплуатации указанного оборудования, предполагает использование флаконов лекарственного препарата "севофлуран" с укупорочной системой Quik-Fil, при этом без соблюдения данного условия, предусмотренного технической документацией, эксплуатация наркозно-дыхательного оборудования не допускается.
В подтверждение своих доводов заказчиком в материалы жалобы приложено, наряду с прочим, письмо от 25.02.2019 от производителя испарителя анестетика Севофлурана "Drger-Vapor 2000" "Информация о применении испарителей для севофлурана Vapor 2000/3000 2-я редакция", в котором указано, что данный испаритель предназначен для использования только с флаконами со встроенными адаптерами QuickFill или с оригинальными адаптерами типа QuickFill. Попытки залить анестетик в испаритель с помощью неоригинальных адаптеров или других, не предусмотренных инструкцией приспособлении, могут привести к повреждению клапана системы заполнения, следствием которого будет разгерметизация испарителя, сопровождающаяся значительной утечкой паров анестетика. Это может нарушить нормальную работу испарителя и создать опасность для здоровья пациента и медицинского персонала.
Производитель данного испарителя указывает, что механическое повреждение клапана системы заполнения вследствие применения не предусмотренных инструкцией по эксплуатации приспособлений, может также послужить причиной отказа в гарантийном сроке.
В письме также указано, что с 01.06.2018 производитель прекратил выпуск адаптеров QuickFill без замены на аналог.
По письменным пояснениям заказчика - ГУ "КРОД", изложенным в отзыве на жалобу от 21.10.2021 N 3909 (вх. от 22.10.2021 N 4615), устным доводам представителей заказчика, приведенным в ходе заседания по рассмотрению жалобы, защита пациента и медицинского персонала от воздействия вредных веществ является одной из важнейших задач заказчика. Современная система соединения Quik-Fil позволяет сделать контакт медперсонала с лекарственным препаратом (в соответствии с инструкцией являющимся токсичным) безопасным, так как первичная упаковка со специальной укупорочной системой Quik-Fil является герметичной и не может быть вскрыта при использовании, при этом исключается возможность испарения летучего анестетика в окружающую среду при непреднамеренном проливании.
Вопрос организации специализированной медицинской помощи и ответственности за ее оказание, в соответствии с утвержденными порядками и стандартами оказания медицинской помощи, находиться в ведении лечебно-профилактического учреждения, а не на участниках закупок.
Бесспорных доказательств того, что оспариваемые требования к товару являются несущественными для заказчика, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.
Запросов о разъяснении документации об электронном аукционе от потенциальных участников закупки заказчику не поступало.
При описании объекта закупки заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, не нарушать требования законодательства о контрактной системе, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Довод заявителя о том, что установление оспариваемых характеристик товара влечет ограничение количества участников закупки, Комиссия Коми УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.
По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Достаточных доказательств того, что оспариваемые требования к товару влекут за собой ограничение количества участников закупки на соответствующем товарном рынке поставки, в том числе ограничивает право заявителя на участие в электронном аукционе, препятствует каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.
Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу о том, что оспариваемые положения документации об электронном аукционе, касающиеся описания объекта закупки, соответствует требованиями Закона о контрактной системе, в оспариваемых действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что действие заказчика - ГУ "КРОД" в части установления в документации об электронном аукционе оспариваемых требований к закупаемому товару противоречит статье 8, части 1 статьи 64, пунктам 1, 6 части 1, частям 2, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, Постановлению Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380, в том числе ограничивает количество участников осуществления закупки.
При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.
Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Законодательство не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации о проведении аукциона устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всему существующему на рынке соответствующему товару.
По результатам проведения Комиссией Коми УФАС России внеплановой проверки нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МФК "Арфа" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <__..>
Члены комиссии <__..>
<__..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 25 октября 2021 г. N 011/06/64-819/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2021