Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А.М.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.
от заказчика - Белан В.В.
от ООО "Еврус Групп" - Козарез Н.А., Черкасов Д.В.
УСТАНОВИЛА:
Заказчик - Труновский филиал ГБУ СК "Стававтодор" в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и пунктом 7 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, направил в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Еврус Групп" и указал, что ООО "Еврус Групп" не исполнил условия контракта, в связи, с чем заказчик в одностороннем порядке расторг контракт.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и пункта 13 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "Еврус Групп" в реестр недобросовестных поставщиков, по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0321500001921000012 поставка печного топлива для обеспечения нужд Труновского филиала ГБУ СК "Стававтодор", назначено время и место осуществления проверки сведений поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
При рассмотрении обращения заказчик пояснил следующее:
"01" марта 2021 года между Государственным бюджетным учреждением Ставропольского края "Стававтодор" (далее - Учреждение) и Обществом с ограниченной ответственностью "ЕВРУС-ГРУПП" (далее - Поставщик) был заключен государственный контракт N 0321500001921000012 (далее - Контракт) на поставку печного топлива (далее - Товар) для обеспечения нужд Труновского филиала ГБУ СК "Стававтодор" на сумму 2 417 184 (два миллиона четыреста семнадцать тысяч сто восемьдесят четыре) рубля 00 копеек.
Согласно п. 4.1. Контракта Поставщик осуществляет Поставку Товара в течение всего срока действия Контракта на основании заявок, поданных уполномоченным лицом Заказчика.
Поставка товара Поставщиком осуществляется в течение 3-х рабочих дней с момента получения заявки от уполномоченного лица Заказчика.
Заявка может быть подана по электронному адресу или по факсимильной связи, а также посредством телефонной связи, указанные в разделе 17 Контракта. В данном случае Заявка считается полученной Поставщиком в первый рабочий день после отправки электронного сообщения или уведомления по телефонной связи.
01 сентября 2021 года на электронный адрес поставщика, указанный в контракте, была направлена Заявка (Исх. N 1191) на поставку Товара в количестве 30700,00 литров в срок до 10 сентября 2021 года включительно.
На момент окончания срока поставки по Заявке (Исх. N 1191) Товар Поставщиком не был поставлен.
20 сентября 2021 года на электронный адрес поставщика была направлена Заявка (Исх. N 1301) на поставку Товара по Контракту в количестве 30700,00 литров в срок до 24 сентября 2021 года включительно.
На момент окончания срока поставки по Заявке (Исх. N 1301) Товар Поставщиком не был поставлен..
Таким образом, Поставщиком неоднократно были нарушены сроки поставки.
Условиями Контракта предусмотрено, право Заказчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (п. 10.2. Контракта).
Согласно части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; - неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
27 сентября 2021 г. Труновским филиалом ГБУ СК "Стававтодор" было принято решение об одностороннем отказе, от исполнения Контракта. Данное решение было размещено в ЕИС 28.09.2021 г.
28.09.2021 г. уведомление о принятии Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта было направлено Поставщику почтовым отправлением, заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному в контракте.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 27.09.2021 г. бьшо получено Поставщиком 05.10.2021 г.
В срок до момента вступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу, Поставщиком не бьшо устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
18 октября 2021 г. Контракт был расторгнут Заказчиком.
18 октября 2021 г. Заказчиком были размещены сведения в ЕИС о вступлении в силу решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 27.09.2021 г.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения сторон, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
Согласно статьям 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона.
Частью 8 статьи 95 Закона о закупках расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о закупках заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу ст. 506 Гражданского кодекса РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с ч. 1-4 ст. 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случаях:
- неоднократного нарушения сроков оплаты товаров;
- неоднократной невыборки товаров.
Как установила комиссия, в данном случае допущено однократное нарушение срока поставки товара, но ООО "Еврус Групп" готова поставить заказчику товар согласно контракта, что подтверждается договором предоставления услуг подготовки и хранения мазута N 715/21 от 15.07.2021 г и счет - фактурой от 23.09.2021на приобретение топлива нефтянова.
Таким образом, это может свидетельствовать о том, что ООО "Еврус Групп" приняты меры для надлежащего исполнения условий контракта, послужившим основанием для принятия решения о расторжении контракта.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Далее, в соответствии с частью 2 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе", в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 ФЗ "О контрактной системе" реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе").
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда, поскольку:
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "Еврус Групп" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ и частью 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Еврус Групп" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
А. М. Резцова
Члены комиссии
С.И. Рошевский
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 26 октября 2021 г. N РНП-26-1601
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2021