На основании приказа Пензенского УФАС России от 25.10.2021 N215 инспекцией в составе:
- <_> - руководителя Управления, руководителя инспекции
- <_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена инспекции,
- <_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена инспекции,
проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заказчиком - ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области", уполномоченным учреждением - ГКУ Пензенской области "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" при проведении электронного аукциона "Ремонт автомобильной дороги "г. Пенза - р. п. Шемышейка - с. Лопатино" км 56+000 - км 66+000 Шемышейского района Пензенской области" (извещение N 0855200000521002385 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 05.10.2021).
Юридические адреса проверяемых организаций:
Заказчик: ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области", 440000, г. Пенза, ул. Славы, 6д
Уполномоченное учреждение: ГКУ Пензенской области "Управление по осуществлению закупок Пензенской области", 440000, г. Пенза, Попова ул., 34А
Внеплановой проверкой установлено:
Основанием для проведения внеплановой проверки послужили поручение Президента Российской Федерации от 23.05.2019 N Пр-907, поручения ФАС России от 13.06.2019 N МЕ/49839-ПР/19, от 26.06.2019 N МЕ/53662/19 о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов.
Настоящая внеплановая проверка осуществлена согласно части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
05.10.2021 уполномоченным учреждением - ГКУ Пензенской области "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" для нужд заказчика ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области" на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0855200000521002385 и документация о проведении электронного аукциона "Ремонт автомобильной дороги "г. Пенза - р. п. Шемышейка - с. Лопатино" км 56+000 - км 66+000 Шемышейского района Пензенской области".
НМЦК 150 822 591,58 рублей.
Согласно части 1 статьи 59 (далее по тексту - в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о закупке) Закона о контрактной системе под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 3 первой части информационной карты документации об электронном аукционе определен объект закупки - Ремонт автомобильной дороги "г. Пенза - р. п. Шемышейка - с. Лопатино" км 56+000 - км 66+000 Шемышейского района Пензенской области.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с разделом 4 первой части информационной карты документации об электронном аукционе технические, качественные характеристики объекта закупки определяются в соответствии с Приложением N 1.
Требования к составу первой части заявки установлены в соответствии с положениями части 3, 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Из части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены Приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Согласно пункту 2.3 Приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 при закупке работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки данному дополнительному требованию, являются:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке
Аналогичные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2.3 правомерно определены в извещении об электронном аукционе, пунктах 9, 10 первой части информационной карты электронного аукциона.
В силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе определено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Частью 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Таким образом, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, не обязаны включаться участниками закупки в состав заявки, они направляются оператором электронной площадки. Такие документы могут дополнительно по желанию участника быть им включены в состав заявки, при этом это не является обязанностью участника в силу части 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В тоже время, в пункте 4 второй части информационной карты документации об электронном аукционе указано:
Вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке
Установленные обстоятельства в совокупности указывают на нарушение заказчиком/уполномоченным учреждением при утверждении документации требований частей 6, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На дату осуществления рассматриваемой закупки заказчик и уполномоченное учреждение действовали в соответствии с Положением о порядке взаимодействия заказчиков Пензенской области с Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области и государственным казенным учреждением Пензенской области "Управление по осуществлению закупок Пензенской области", утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 13.03.2019 N 137-пП.
Согласно пункту 6.2.2 Положения уполномоченное учреждение утверждает вторую часть информационной карты закупки, составленную по форме, установленной правовым актом уполномоченного органа.
Пунктом 8.1.5 Положения предусмотрено, что уполномоченное учреждение утверждает документацию о закупке в части документов, предусмотренных пунктами 6.2.1 - 6.2.3 настоящего Положения, и размещает ее в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом;
В соответствии с пунктом 9.3 Положения на уполномоченное учреждение возлагается ответственность за соответствие требованиям Федерального закона документов, предусмотренных пунктами 6.2.1 - 6.2.3 настоящего Положения, и действий, предусмотренных пунктами 8.1.1 - 8.1.14 настоящего Положения.
Таким образом, ответственность за утверждение документации об электронном аукционе в части требований к составу второй части заявки несёт уполномоченное учреждение.
Учитывая отсутствие в рассматриваемом случае влияния выявленного нарушения на результат определения победителя Инспекция Управления приходит к выводу об отсутствии целесообразности в выдаче предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 21.10.2021 участие в закупке приняли два участника:
N п/п |
Идентификационные номера заявок |
Наименование участника |
Предложения о цене контракта |
1 |
137 |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГЕЛИОС" |
141 019 123.10 |
2 |
16 |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АВТОВОЛГАСТРОЙ" |
141 773 236.06 |
Заявки участников, а также сами участники признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе, победителем определено ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГЕЛИОС".
На дату проведения настоящей внеплановой проверки государственный контракт находится в стадии заключения.
Заключение
В результате проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заказчиком - ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области", уполномоченным учреждением - ГКУ Пензенской области "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" при проведении электронного аукциона "Ремонт автомобильной дороги "г. Пенза - р. п. Шемышейка - с. Лопатино" км 56+000 - км 66+000 Шемышейского района Пензенской области" (извещение N 0855200000521002385 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 05.10.2021), Инспекцией Управления выявлено нарушение уполномоченным учреждением требований частей 6, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 29 октября 2021 г. N 058/06/99-982/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2021