Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "СпецАвтоТрейд" (далее - Заявитель) на действия МКУ МО г. Краснодар "ЕСЗ" при проведении ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" электронного аукциона: "Поставка мебели для объекта: "Реконструкция МБОУ СОШ N 86 по ул. Шевченко, 222 в ст. Старокорсунской города Краснодара" (извещение N 0818500000821005853) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системе.
Уполномоченным учреждением, Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой не согласились, документация составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
11.10.2021 г. уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" проводился электронный аукцион: "Поставка мебели для объекта: "Реконструкция МБОУ СОШ N 86 по ул. Шевченко, 222 в ст. Старокорсунской города Краснодара" (извещение N 0818500000821005853). Заказчик - МКУ МО г. Краснодар "ЕСЗ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 653 616,23 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 2) ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно ч. 4 ст. 23 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил использования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии).
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Документация электронного аукциона содержит Раздел "Описание объекта закупки", где Заказчиком установлены требования в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие). Заказчиком установлен ОКПД2/Код КТРУ
N п/п
Наименование товара, входящего в объект закупки
Код по ОКПД 2/Код позиции КТРУ
Ед. изм.
Кол-во
Требования, установленные в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие)
Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик (пункт 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")
Наименование показателя, ед. изм.
Описание, значение
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Скамейка для раздевалок
31.01.11.150/31.01.11.150-00000017
шт.
2
Скамейка состоит из металлического каркаса и сиденья
Соответствие
Для обеспечения сохранения прочности, жесткости конструкции изделия и его работоспособности под воздействием длительных эксплуатационных нагрузок
Каркас цельносварной состоит из металлической трубы квадратного сечения
Соответствие
Диаметр трубы, мм
не менее 38
Сечение трубы, мм.
25х25 или 30х30
Количество слоев покрытия лаком, шт.
не более 5
Для обеспечения долговечности покрытия при интенсивной эксплуатации
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Содержание запроса на разъяснение положений документации электронного аукциона:
Уважаемый Заказчик! Просим разъяснить следующие положения аукционной документации.
1.По позиции 1 "Скамейка для раздевалок" установлены требования:
Скамейка состоит из металлического каркаса и сиденья - Соответствие
Каркас цельносварной состоит из металлической трубы квадратного сечения - Соответствие
Диаметр трубы, мм не менее 38
Сечение трубы, мм. 25х25 или 30х30
Если каркас из трубы квадратного сечения, то диаметр какой трубы требуется указать?
Разъяснение положений документации электронного аукциона:
Уважаемый участник закупки, в ответ на ваш запрос сообщаем:
1. Каркас скамейки необходим из квадратной трубы "Сечение трубы, мм. 25х25 или 30х30", а опоры скамейки из круглой трубы "Диаметр трубы, мм не менее 38".
Таким образом, Заказчик практически изменил описание объекта закупки установив новую характеристику (показатель) по поз. 1 "Скамейка для раздевалок" установив требования: "Скамейка состоит из металлического каркаса и сиденья - Соответствие.
Каркас цельносварной состоит из металлической трубы квадратного сечения - Соответствие
Диаметр трубы, мм не менее 38
Сечение трубы, мм.25х25 или 30х30"
В составе каркаса нет опор из круглой трубы, а наоборот ясно установлено, что каркас цельносварной из трубы квадратного сечения.
Таким образом, Заказчик, установив дополнительный показатель "опоры из круглой трубы" изменил суть аукционной документации, что нарушает ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Также, Заказчиком установлено требование:
Наименование показателя, ед. изм.
Описание, значение
Количество слоев покрытия лаком, шт.
не более 5
Разъясните, каким образом при приемке Заказчик будет проверять количество слоев лака? Налицо необъективное описание объекта закупки. Просим внести изменения в аукционную документацию и исключить данное требование.
В ответе на вопрос Заказчик сообщил, что не будет проверять количество слоев, лака. Таким образом, сам подтвердил, что данное требование (количество слоев лака не более 5) является излишним, т.к. при приемке товара невозможно установить соответствие поставляемого товара данному требованию. Более того данное требование устанавливает ограничения и даже невозможность подачи заявки, т.к. производители не указывают количество слоев лака. Также, в Приложении 4 к извещению о публикации электронного аукциона "Описание объекта закупки", были установлены требования к гарантийному сроку - 12 месяцев, в соответствии с которым в случае отшелушивания лака заказчик имеет полное право предъявить поставщику претензию с требованием устранить дефекты покрытия.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил).
Содержание запроса на разъяснение положений документации электронного аукциона:
По позиции 2 и 3 "Кресло офисное" описание объекта закупки содержит дополнительную информацию, не входящую в описание КТРУ. Однако в документации отсутствуют обоснования необходимости использования такой информации. В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). Описание "Кресло офисное" включено в КТРУ: 31.01.12.160-00000005, обязательное применение с 22.07.2021 г. Просим внести изменения в документацию и привести ее в соответствие с действующим законодательством.
Разъяснение положений документации электронного аукциона:
В соответствии с извещением о проведении закупки по этим позициям Заказчиком не закупаются офисные кресла с кодом КТРУ: 31.01.12.160-00000005. Заказчиком закупается мебель с кодом ОКПД2 31.01.11.150 "Мебель для сидения, преимущественно с металлическим каркасом". Данные требования установлены для обеспечения удобства и безопасности пользования изделием, учитывая условия эксплуатации, назначение изделия, а также данные антропометрии, эргономики.
Из пояснений Заказчика следует, что по позициям 2 и 3 закупается мебель с кодом ОКПД2 31.01.11.150 "Мебель для сидения, преимущественно с металлическим каркасом". Позиция КТРУ 31.01.12.160-00000005 применяется для мебели с кодом ОКПД2 31.01.11.150 "Мебель для сидения, преимущественно с металлическим каркасом", что и указано в печатной форме позиции КТРУ 31.01.12.160-00000005. Необходимые Заказчику безопасность и удобство мебели содержится в КТРУ 31.01.12.160-00000005, которое Заказчик не применил и не включил в документацию обоснования использования дополнительных требований, нарушив пункт 6 Правил.
Таким образом, в действиях Заказчика содержатся нарушения п. 1) ч.1 ст. 33, ст. 23 Закона о контрактной системе и п. 4 Правил использования КТРУ.
Содержание запроса на разъяснение положений документации электронного аукциона:
По позиции 6 "Шкаф деревянный для документов" установлены требования:
На фасадах установлены ручки-скобы металлические
соответствие
Для обеспечения удобства и безопасности пользования изделием, учитывая условия эксплуатации, назначение изделия, а также данные антропометрии, эргономики.
Межосевое расстояние ручки-скобы, мм
не более 128
Для обеспечения удобства и безопасности пользования изделием, учитывая условия эксплуатации, назначение изделия, а также данные антропометрии, эргономики.
Разъясните, пожалуйста, а в чем именно состоит удобство и безопасность использования изделия с ручками, межосевое расстояние которых не более 128 мм? Чем неудобны и опасны ручки с межосевым расстоянием 130 мм, учитывая условия эксплуатации, назначение изделия? Просим исключить данное требование из аукционной документации.
Разъяснение положений документации электронного аукциона:
К уставным целям и задачам заказчика - МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЁННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР "ЕДИНАЯ СЛУЖБА ЗАКАЗЧИКА" - не относится ни популяризация знаний о дверных ручках среди участников закупки, ни дискуссия на тему "Чем неудобны и опасны ручки с межосевым расстоянием 130 мм". Закупка осуществляется с целью обеспечения потребностей заказчика, а не с целью обеспечения максимального благоприятствования поставщику ручек с межосевым расстоянием 130 мм и/или поставщиков ручек с межосевым расстоянием 96 мм/ поставщиков ручек с межосевым расстоянием 128 мм.
В ответе на вопрос Заказчик подтвердил, что установленное в документации требование "межосевое расстояние ручки-скобы, мм не более 128" является излишним. Ни в аукционной документации, ни в опубликованном разъяснении Заказчиком не указана потребность Заказчика, выразившаяся в ограничении значения по данному показателю. Заказчик дает формальное обоснование, указывая на безопасность и удобство ручек с межосевым расстоянием не более 128 мм. Следовательно, не понятно для чего указано такое требование, что привело к ограничению количество участников.
При наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в документации, Заказчику необходимо определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке, и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.
Обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, разъяснено, что из буквального толкования п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, Заказчиком допущены нарушения п. 2) ст. 42, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст.7.30 КоАП.
На основании п.3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СпецАвтоТрейд" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ МО г. Краснодар "ЕСЗ" нарушение п. 2) ст. 42, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что допущенное нарушение на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияло, предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 октября 2021 г. N 1511/2021-КС (ключевые темы: государственные и муниципальные нужды - электронный аукцион - товарный знак - участники закупок - аукционная документация)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2021