В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 135-п от 01.11.2021 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции: Решетовой Н.Ю., Членов Инспекции: Дусаева Д.К., Талаловой Д.О.,
в присутствии руководителя Муниципального унитарного предприятия "Районное жилищно-коммунальное хозяйство" - Базилова Р.Б. (на основании приказа),
в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
директора Муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства Соль-Илецкого городского округа" - Дружченко А.В. (на основании приказа),
представителя Муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства Соль-Илецкого городского округа" - Софроновой Е.П. (по доверенности),
рассмотрев обращение Муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства Соль-Илецкого городского округа" (вх. Оренбургского УФАС России N 10729 от 29.10.2021 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Муниципального унитарного предприятия "Районное жилищно-коммунальное хозяйство" (ИНН: 5646010820, ОГРН: 1035617270072) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по ремонту дорог в г. Соль-Илецк Оренбургской области (номер извещения N 0853500000321001846),
УСТАНОВИЛА:
29 октября 2021 года в Оренбургское УФАС России поступило обращение Муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства Соль-Илецкого городского округа" (далее - Заказчик, МКУ "УГХ") о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Муниципального унитарного предприятия "Районное жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - Исполнитель, МУП "РЖКХ") в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по ремонту дорог в г. Соль-Илецк Оренбургской области (номер извещения N 0853500000321001846).
Директор и представитель МКУ "УГХ" поддержали доводы, указанные в обращении, отметив, что на включении сведений в отношении МУП "РЖКХ" в реестр недобросовестных поставщиков, не настаивают.
Согласно пояснениям руководителя Муниципального унитарного предприятия "Районное жилищно-коммунальное хозяйство", исполнение условий контракта в срок оказалось невозможным по причине закрытия карьера ПГС, находящегося на территории Соль-Илецкого района. В связи с этим МУП "РЖКХ" было вынуждено обеспечить поставку ПГС из других районов Оренбургской области, что сказалось на стоимости поставки и сроках выполнения работ.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав пояснения сторон, установила следующее:
19.03.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту дорог в г. Соль-Илецк Оренбургской области (номер извещения N 0853500000321001846).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 063 173,00 рублей.
Аукционная документация утверждена Заказчиком.
05.04.2021 г. в соответствии с протоколом подведения итогов аукциона в электронной форме ИКЗ 213564603189156460100100110014211244 победителем электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дорог в г. Соль-Илецк Оренбургской области (номер извещения N 0853500000321001846) было признано Муниципальное унитарное предприятие "Районное жилищно-коммунальное хозяйство" с предложением о цене муниципального контракта 3 798 946,50 руб.
16.04.2021 г. между Муниципальным казенным учреждением "Управление городского хозяйства Соль-Илецкого городского округа" и Муниципальным унитарным предприятием "Районное жилищно-коммунальное хозяйство" заключен муниципальный контракт N 1846 на проведение работ по ремонту дорог в г. Соль - Илецк Оренбургской области (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта "Подрядчик" обязуется по заданию "Заказчика" выполнить работы по ремонту дорог в г. Соль - Илецк Оренбургской области (далее по тексту работы) в соответствии с условиями контракта, техническим заданием, локальным сметным расчетом и в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся приложением N 2 к контракту и сдать их результат Заказчику. Объем, содержание работ определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной контрактом".
В соответствии с п. 1.2 Контракта "Место выполнения работ Российская Федерация, Оренбургская область, город Соль - Илецк: ул. Виноградная, ул. Заводская, ул. Ивановская, ул. Ленина, ул. Луговая, ул. Садовая, ул. Сосновая, согласно техническому заданию".
Пунктом 2.1 Контракта установлено, что "Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта, включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: 3798946 (три миллиона семьсот девяносто восемь тысяч девятьсот сорок шесть) рублей 50 копеек, цена контракта НДС не облагается".
Пунктом 3.1 Контракта установлено, что "Календарные сроки для выполнения работ - с момента заключения контракта до 01.07.2021 г."
Согласно обращению Заказчика, Исполнителем обязательства по муниципальному контракту N3781 от 02.06.2021 г. выполнены частично, на сумму 1 024 343 (один миллион двадцать четыре тысячи триста сорок три) рубля 00 копеек.
В адрес подрядчика МУП "РЖКХ" неоднократно направлялись претензионные письма с требованием о выполнении работ по ремонту дорог в г. Соль-Илецк Оренбургской области.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 10.1 Контракта "Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством".
Пунктом 10.2 Контракта установлено, что "Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, если это было предусмотрено контрактом. Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта определяется сторонами самостоятельно с учетом положений Федерального закона о контрактной системе".
В соответствии с п. 10.4 Контракта "Заказчик вправе, в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, в следующих случаях:
- если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (ч.2 статьи 715 ГК РФ);
- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от контракта либо поручить исправление работ другому лицу за счет Подрядчика (ч. 3 статьи 715 ГК РФ);
- если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (ч.3 статьи 723 ГК РФ)".
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
18.10.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 1846 от 16.04.2021 г.
18.10.2021 г. 15:17 (МСК+2) решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок.
18.10.2021 г. решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 1846 от 16.04.2021 г. было получено руководителем МУП "РЖКХ" нарочно.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 1846 от 16.04.2021 г. вступило в законную силу 29.10.2021 г.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п. 13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
Комиссией Оренбургского УФАС России приняты во внимание следующие обстоятельства.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, а также данным с сайта Единой информационной системы, стоимость исполненных Исполнителем обязательств составляет 1 697 057,00 руб., Заказчиком фактически оплачено 1 697 057,00 руб.
Учитывая вышеизложенное, Подрядчиком были выполнены, а Заказчиком приняты и оплачены практически 50 % стоимости работ, предусмотренных муниципальным контрактом N 1846 от 16.04.2021 г.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Как следует из документов, представленных на заседание Комиссии, Общество предпринимало меры, направленные на исполнение контракта, что подтверждается представленными документами, перепиской исполнителя с заказчиком, фактическое исполнение взятых на себя обязательств со стороны МУП "РЖКХ".
При рассмотрении вопроса о наличии оснований для включения МУП "РЖКХ" в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения заключить и исполнить контракт надлежащим образом и в согласованные сроки.
Отказ заказчика от договора подряда, в том числе по мотиву существенного нарушения подрядчиком условия договора о сроке выполнения работ, может являться как следствием недобросовестного поведения подрядчика, принимавшего участие в торгах номинально и не имеющего намерения реально выполнять работы по контракту, так и не являться таковым (в том случае, если нарушение срока исполнения договора не вызвано злонамеренными действиями подрядчика, а связано с обстоятельствами, находящимися вне его сферы контроля).
Таким образом, из имеющихся материалов дела следует, что в действиях МУП "РЖКХ" не усматриваются признаки недобросовестного поведения, направленного на уклонение от исполнения условий контракта и на срыв вышеуказанной закупки.
При таких обстоятельствах, на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, а также в связи с тем, что Инспекция Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий Исполнителя не выявила, сведения в отношении МУП "РЖКХ" не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований обращения Муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства Соль-Илецкого городского округа" (вх. Оренбургского УФАС России N 10729 от 29.10.2021 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Муниципального унитарного предприятия "Районное жилищно-коммунальное хозяйство" (ИНН: 5646010820, ОГРН: 1035617270072) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по ремонту дорог в г. Соль-Илецк Оренбургской области (номер извещения N 0853500000321001846) отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции |
Н.Ю. Решетова
|
Члены Инспекции |
Д.К. Дусаев
Д.О. Талалова
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 10 ноября 2021 г. N РНП-56-08-06-183/2021 (ключевые темы: исполнение контракта - односторонний порядок - реестр недобросовестных поставщиков - ремонт дорог - муниципальный контракт)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2021