Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
в отсутствие индивидуального предпринимателя *, надлежащим образом извещенного о дате и месте рассмотрения дела N 013/06/64-590/2021 (уведомление от 11.11.2021 г. N 709),
в отсутствие представителей *, направивших ходатайство от 12.11.2021 г. N 21213 о рассмотрении дела N 013/06/64-590/2021 в свое отсутствие (вх. от 12.11.2021 г. N 5832),
рассмотрев 15 ноября 2021 года жалобу индивидуального предпринимателя * (далее - Заявитель) на действия *(далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0109300031521000029 на ремонт автомобильных дорог по ул. Первомайская, ул. Строительная и подъезда к ул. Зеленая, ул. Первомайская, ул. Строительная, ул. Полевая в р.п. Торбеево Торбеевского муниципального района Республики Мордовия (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 09 ноября 2021 года поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением о назначении дела N 013/06/64-590/2021 о нарушении законодательства в сфере закупок Мордовского УФАС России от 11 ноября 2021 года N 709 рассмотрение жалобы назначено на 15 ноября 2021 года в 14 часов 30 минут.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, действия Заказчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение и документация о проведении Аукциона размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 01.11.2021 г.
Начальная (максимальная) цена контракта: 5 252 940,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 10.11.2021 10:00.
Дата и время проведения Аукциона: 11.11.2021 11:58.
По мнению Заявителя, в нарушение части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в аукционной документации Заказчиком неправомерно установлено требование о необходимости предоставления опыта выполнения работ в соответствии с пунктом 2 (5) Приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технологической сложности, инновационного, высокотехнологического характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном Аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 99.
Аукционная документация Заказчика содержит дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям в соответствии с пунктом 2 (5) приложения N 1 к Постановлению N 99.
Объектом закупки является - выполнение работ по текущему ремонту автомобильных дорог по ул. Первомайская, ул. Строительная и подъезда к ул. Зеленая, ул. Первомайская, ул. Строительная, ул. Полевая в р.п. Торбеево Торбеевского муниципального района Республики Мордовия.
В соответствии с пунктом 2(3) приложения N 1 к Постановлению N 99, при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей к участникам закупки должно быть установлено дополнительное требование, а именно: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Таким образом, дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям должны быть установлены в соответствии с пунктом 2 (3) приложения N 1 к Постановлению N 99, а не пунктом 2 (5) приложения N 1 к Постановлению N 99.
Согласно письменным пояснениям * исх. от 12.11.2021 г. N 21213/1 (вх. от 15.11.2021 г. N 5857), представленным в материалы дела, Заказчик согласился с доводами жалобы Заявителя.
На основании вышеизложенного, указанные действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы Заявителя признается обоснованным.
В месте с тем, в ходе внеплановой проверки Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
1. Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном Аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного Аукциона.
В силу пункта 3 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информацию об идентификационном коде закупки (далее - ИКЗ), а также при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 Закона о контрактной системе указание на соответствующую часть статьи 15 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой осуществляется закупка. При этом при осуществлении закупки в соответствии с частями 5 и 6 статьи 15 Закона о контрактной системе к извещению должны быть приложены копии договоров (соглашений), указанных в данных частях.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.
Частью 2 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе установлено, что идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в части 1 настоящей статьи.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что извещение, сформированное с помощью программно-аппаратных средств официального сайта ЕИС, содержит ИКЗ 213132111429813210100100390014211244, однако документация об электронном Аукционе, размещенная в ЕИС, содержит ИКЗ 213132111429813210100100390004211244.
Следовательно, ИКЗ указанный в Аукционной документации, в нарушение требований части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе, не соответствует ИКЗ, установленному в извещении о проведении электронного Аукциона.
Вышеуказанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контакт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Между тем, согласно пункту 7.11 проекта Контракта Заказчиком установлено, в том числе "срок действия банковской гарантии с учетом требований ч. 3 ст. 96 Федерального закона N44-ФЗ (срок действия банковской гарантии определяется Подрядчиком самостоятельно, при этом срок действия банковской гарантии должен превышать срок гарантийных обязательств установленный в Описании объекта закупки (Приложение N1 к Контракту), не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Федерального закона N44-ФЗ)", что противоречит вышеназванной норме закона.
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Как указывалось ранее в соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
В силу части 1 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети "Интернет".
В части 5 статьи 55.17 ГрК РФ установлено, что форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно пункту 12 "Требования к участникам закупки, установленные Федеральным законом N 44-ФЗ, а также заказчиком" информационной карты аукционной документации Заказчиком установлены обязательные требования к участнику закупки, в том числе, "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки: членство участника электронного аукциона в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Совокупный размер обязательств участника электронного аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого таким участником был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Перечисленные выше требования не распространяются на участника электронного аукциона в случаях, предусмотренных ч.2.1, 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч.12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
В пункте 22 информационной карты аукционной документации Заказчиком установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению согласно которым вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, в том числе, "документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или копии этих документов: копия действующей в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; Перечисленные выше требования не распространяются на участника электронного аукциона в случаях, предусмотренных ч. 2.1, 2.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч.12 ст.55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Между тем, согласно аукционной документации, размещенной в ЕИС, объектом закупки является - текущий ремонт автомобильных дорог по ул. Первомайская, ул. Строительная и подъезда к ул. Зеленая, ул. Первомайская, ул. Строительная, ул. Полевая в р.п. Торбеево Торбеевского муниципального района Республики Мордовия.
Таким образом, учитывая объект закупки, установленное Заказчиком требования о наличии в составе заявки на участие в электронном аукционе копии действующей в соответствии с ГрК РФ выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также требование к участнику закупки о членстве участника электронного аукциона в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства являются излишними.
На основании вышеизложенного Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика являются нарушением части 6 статьи 31 и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя * на действия * при проведении электронного аукциона N 0109300031521000029 на ремонт автомобильных дорог по ул. Первомайская, ул. Строительная и подъезда к ул. Зеленая, ул. Первомайская, ул. Строительная, ул. Полевая в р.п. Торбеево Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением части 3 статьи 64, части 3 статьи 96, части 1 статьи 23, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
*
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 15 ноября 2021 г. N 013/06/64-590/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2021