Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПБ ГБУ "Мостотрест" (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ИП Сергеев Р.В. (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N34076-ЭП/21 от 01.11.2021) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку ручного инструмента (извещение N 0372200290021000201) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 21.10.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200290021000201. Начальная (максимальная) цена контракта - 807 815,23 рублей.
В жалобе ИП Сергеев Р.В. указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Протокол от 29.10.2021 N0372200290021000201-1-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе размещен Заказчиком в Единой информационной системе 29.10.2021 в 16 часов 48 минут.
Согласно сведениям названного протокола, Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
"несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе Причина несоответствия: 1) По позиции N1 в Таблице N 1 к документации об аукционе в требовании к товару "Съемник тип 1" установлено требование к значению показателя: "Съемник по типу захвата должен быть: для внутренних/внешних подшипников".
Однако в составе заявки участником закупки по указанному показателю сведений представлено в нарушение Раздела 19 документации, а именно: по позиции N 1 участник указал значение показателя: "Съемник по типу захвата: для внутренних подшипников".
Таким образом, информация, содержащаяся в заявке участника нарушает требования установленные Разделом 19, а именно: когда установлено требование к вариантам значений характеристики товара с использованием знака "/" (за исключением случаев, когда знак "/" стоит в единице измерения и в числе, выраженном в виде простой несократимой дроби, при указании марки и цвета товара), означает что участник закупки обязан указать один, любой из вариантов таких значений, т.е. участник указывает одно конкретное значение, без использования символа "/", а в случае если перед альтернативными вариантами значения показателя разделенных символом "/" указано словосочетание "должна (-ны) быть", участник должен указать все показатели без изменения.
2) По позиции N3 в Таблице N 1 к документации об аукционе в требовании к товару "Набор съемников" установлено требование к значению показателя: "Съемник (тип 3) - 160 мм, для наружных колец: меньше 20-62 мм, с плоскими губками".
Однако в составе заявки участником закупки по указанному показателю сведений представлено в нарушение Раздела 19 документации, а именно: по позиции N 3 участник указал значение показателя: "Съемник (тип 3) - 160 мм, для наружных колец: меньше 20-62 мм, с плоскими губками".
Таким образом, информация, содержащаяся в заявке участника нарушает требования установленные Разделом 19, а именно: когда установлено требование к минимальному и максимальному значению характеристики товара с использованием значений формата: "Наименование характеристики товара: меньше N1 - N2" (где N1, N2 - числовые значения) означает, что участник закупки обязан указать диапазон конкретных значений характеристики товара, уже установленного интервала, то есть значение нижней границы должно быть меньше N1, а значение верхней границы должно быть меньше N2.
3) По позиции N3 в Таблице N 1 к документации об аукционе в требовании к товару "Набор съемников" установлено требование к значению показателя: "Съемник (тип 4) - 160 мм, для наружных колец: меньше 19-60 мм, с изогнутыми губками".
Однако в составе заявки участником закупки по указанному показателю сведений представлено в нарушение Раздела 19 документации, а именно: по позиции N 3 участник указал значение показателя: "Съемник (тип 4) - 160 мм, для наружных колец: меньше 19-60 мм, с изогнутыми губками".
Таким образом, информация, содержащаяся в заявке участника нарушает требования установленные Разделом 19, а именно: когда установлено требование к минимальному и максимальному значению характеристики товара с использованием значений формата: "Наименование характеристики товара: меньше N1 - N2" (где N1, N2 - числовые значения) означает, что участник закупки обязан указать диапазон конкретных значений характеристики товара, уже установленного интервала, то есть значение нижней границы должно быть меньше N1, а значение верхней границы должно быть меньше N2.
4) По позиции N3 в Таблице N 1 к документации об аукционе в требовании к товару "Набор съемников" установлено требование к значению показателя: "Диаметр отверстия максимально до 1,9 мм".
Однако в составе заявки участником закупки по указанному показателю сведений представлено в нарушение Раздела 19 документации, а именно: по позиции N 3 участник указал значение показателя: "Диаметр отверстия максимально до 1,9 мм".
Таким образом, информация, содержащаяся в заявке участника нарушает требования установленные Разделом 19, а именно: когда установлено требование к максимальному значению характеристики товара с использованием словосочетания "максимально до", означает, что участник закупки обязан указать значение, меньше установленного Заказчиком максимального значения характеристики товара, без использования предлога "до".
5) По позиции N7 в Таблице N 1 к документации об аукционе в требовании к товару "Зачистка для труб тип 1" установлено требование к значению показателя без изменений: "Материал ножа выполнен из инструментальной стали, твердость: меньше 45-55 ед".
Однако в составе заявки участником закупки по указанному показателю сведений представлено в нарушение Раздела 19 документации, а именно: по позиции N 7 участник указал значение показателя: "Материал ножа выполнен из инструментальной стали, твердость: меньше 45-55 ед".
Таким образом, информация, содержащаяся в заявке участника нарушает требования установленные Разделом 19, а именно: когда установлено требование к минимальному и максимальному значению характеристики товара с использованием значений формата: "Наименование характеристики товара: меньше N1 - N2" (где N1, N2 - числовые значения) означает, что участник закупки обязан указать диапазон конкретных значений характеристики товара, уже установленного интервала, то есть значение нижней границы должно быть меньше N1, а значение верхней границы должно быть меньше N2.
Таким образом, заявка отклонена на основании пункта 2 ч.4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требования к товарам установлены Заказчиком в п. 4.1 "Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, требования к количеству товара" раздела 4 "Наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона, а также требований к техническим (функциональным) характеристикам товаров (работ, услуг) в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях реализации национальных проектов, предусмотренных каталогом товаров работ, услуг, без установки дополнительных характеристик" документации об аукционе.
В отношении товара по позиции 7 "Зачистка для труб тип 1" Заказчиком установлены, в том числе, требование: "Материал ножа выполнен из инструментальной стали, твердость: меньше 45-55 ед.".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первой части установлена Заказчиком в разделе 19 "Инструкция по заполнению типовой формы заявки" документации об аукционе.
Согласно положениям данной инструкции:
"Установление Заказчиком требований к минимальному и максимальному значению характеристики товара с использованием значений формата: "Наименование характеристики товара: N1 - N2" (где N1, N2 - числовые значения) означает что участник закупки обязан указать конкретное значение характеристики товара (не интервальное), в пределах установленного интервала, при этом указанные Заказчиком значения не являются включенными в обозначенные предельные величины минимальных и максимальных значений".
"В терминологии настоящей инструкции, под числовым значением, понимается всякое число (целое, либо дробное, при наличии с указанием на положительное либо отрицательное значение), при наличии с установленной единицей измерения, непосредственно после числа".
Комиссия УФАС констатирует, что единица измерения "ед." характерна как в отношении максимального значения, так и в отношении минимального значения показателя, которые имеют числовое выражение, что позволяет применить установленную инструкцией терминологию в отношении спорного показателя.
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что им предложен товар с указанием характеристики "Материал ножа выполнен из инструментальной стали, твердость: меньше 45-55 ед.", что противоречит вышеуказанным требованиям документации об аукционе.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика имела основания для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, а доводы жалобы являются необоснованными.
В случае установления аукционной комиссией Заказчика хотя бы одного основания для отказа в допуске к участию в аукционе в связи с несоответствием первой части заявки участника закупки требованиям документации о закупке, а также в случае признания Комиссия УФАС такого основания законным и обоснованным, правовая оценка остальных оснований для отказа в допуске к участию в аукционе, указанных в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, Комиссией УФАС не проводится.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Сергеева Р.В. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 ноября 2021 г. N 44-4961/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2021