Резолютивная часть решения объявлена 11.11.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 16.11.2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///;
Члены Комиссии: ///;
с участием представителей Областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Сосновая горка" - ///;
в отсутствие Индивидуального предпринимателя Гоменюк Ирины Валентиновны (далее - ИП Гоменюк И.В., заявитель) - ходатайство от 12.11.2021 г.,
рассмотрев жалобу заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок, связанные с проведением электронного аукциона "Оказание услуг по техническому обслуживанию трансформаторной подстанции", извещение N 0334200011721000170, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации,
комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России 02.11.2021 г. поступила жалоба ИП Гоменюк И.В. на действия комиссии по осуществлению закупок, связанные с проведением электронного аукциона.
В соответствии с доводами жалобы заявитель не согласен с решением комиссии по осуществлению закупок о признании второй части заявки ИП Гоменюк И.В. несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе, поскольку законодательством РФ не содержит обязанности по предоставлению индивидуальным предпринимателем в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе решения об одобрении крупной сделки.
Заказчиком представлены возражения, согласно которым считает доводы жалобы необоснованными, указывая, что комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ, документации об аукционе.
Комиссией установлено, что заказчиком 14.10.2021 г. в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0334200011721000170, а также документация об электронном аукционе на право заключения контракта "Оказание услуг по техническому обслуживанию трансформаторной подстанции" (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 153 866 рублей 64 копейки.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 22.10.2021 г. на участие в электронном аукционе подано 2 заявки от участников закупки, оба участника закупки допущены к участию в электронном аукционе.
В ходе проведения электронного аукциона наилучшее предложение о цене контракта сделал участник закупки с идентификационным номером заявки 110737926, предложивший цену контракта в размере 107 705 рублей 23 копейки.
Рассмотрение вторых частей заявок на участие в электронном аукционе состоялось 26.10.2021 г., по итогам которого комиссией по осуществлению закупок заказчика принято решение о признании заявки участника закупки с идентификационным номером заявки 110737926 - ИП Гоменюк И.В. несоответствующей требованиям документации об аукционе, Федеральному закону N 44-ФЗ. В качестве причины отклонения в протоколе указано: "В соответствии с п.1 ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.13 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) заявка признана несоответствующей требованиям, установленным Федеральным законом N 44-ФЗ и документацией об аукционе, так как участником закупки не представлены документы предусмотренные, подпунктом 4 пункта 20 "второй части заявки" части II "документации об электронном аукционе", а также пунктом 4 части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, а именно: - решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой". Таким образом, в заявке на участие в электронном аукционе, поданной участником N 110737926, не были представлены данные документы (информация). В соответствии с вышеизложенным аукционная комиссия обязана отклонить такого участника закупки от участия в электронном аукционе".
Заявитель, не согласившись с решением комиссии по осуществлению закупок, обратился с жалобой в Иркутское УФАС России.
Комиссия Иркутского УФАС России, изучив материалы жалобы, приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей (ч. 2 ст. 69 Федерального закона N 44-ФЗ).
Часть 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Пунктом 4 части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Аналогичное положение содержится в пункте 20 части II "Информационная карта электронного аукциона" документации об аукционе.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Следовательно, из нормы закона следует, что индивидуальный предприниматель не является юридическим лицом.
Таким образом, нормами действующего законодательства установлено, что индивидуальный предприниматель - это физическое лицо (а не юридическое), имеющее право заниматься предпринимательской деятельностью (то есть деятельностью, основной целью которой является получение прибыли) с момента регистрации такого лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствующем государственном органе.
Необходимость одобрения совершения крупных сделок органами управления юридического лица, его учредителем, собственником его имущества и порядок такого одобрения устанавливаются в отношении юридических лиц отдельных организационно-правовых форм нормами законов, регулирующих деятельность этих юридических лиц. Такая необходимость законодательно предусмотрена, например, в отношении акционерных обществ (статья 79 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"), обществ с ограниченной ответственностью (статья 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"), автономных учреждений (статья 15 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"), государственных и муниципальных унитарных предприятий (статья 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-03), бюджетного учреждения (пункт 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях") и других. В отношении индивидуальных предпринимателей законодательством такое требование не установлено.
К тому же, по смыслу положений статей 24.1, 24.2, Федерального закона N 44-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 30.12.2018 N 1752 "О порядке регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 656" в сфере закупок в целях применения этих статей индивидуальные предприниматели не приравниваются к юридическим лицам, тогда как обязанность представления оператору электронной площадки решения об одобрении или о совершении сделок предусмотрена лишь в отношении юридических лиц. Следовательно, индивидуальный предприниматель представлять оператору электронной площадки указанное решение для получения аккредитации на электронной площадке не должен.
Следовательно, для индивидуального предпринимателя, являющегося физическим лицом, в составе второй части заявки предоставление решения об одобрении крупной сделки не требуется, так как индивидуальный предприниматель в силу закона действует самостоятельно, от своего имени и в своих интересах. Под действие Федерального закона N 44-ФЗ в части предоставления решения о совершении или одобрении крупной сделки индивидуальный предприниматель не подпадает.
Частью 7 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Следовательно, комиссия по осуществлению закупок заказчика, приняв решение о несоответствии заявки ИП Гоменюк И.В. требованиям документации об аукционе, допустила нарушение части 7 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Гоменюк И.В. обоснованной.
2. Признать комиссию по осуществлению закупок заказчика нарушившей часть 7 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Выдать комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении допущенных нарушений путем отмены протокола подведения итогов электронного аукциона от 26.10.2021 г. и проведению процедуры рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе повторно с учетом решения Иркутского УФАС России.
4. Оператору электронной площадки обеспечить исполнение комиссией по осуществлению закупок выданного предписания.
5. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
Резолютивная часть предписания объявлена 11.11.2021 года.
Предписание в полном объеме изготовлено 16.11.2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///;
Члены Комиссии: ///;
с участием представителей Областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Сосновая горка" (далее - заказчик) - ///;
в отсутствие Индивидуального предпринимателя Гоменюк Ирины Валентиновны - ходатайство от 12.11.2021 г.,
на основании решения Комиссии Иркутского УФАС России N 038/1271/21 от 16 ноября 2021 года, руководствуясь статей 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
ПРЕДПИСЫВЕТ:
1. Комиссии по осуществлению закупок, заказчику в течение пяти рабочих дней со дня получения настоящего предписания устранить допущенные комиссией по осуществлению закупок нарушения:
1.1. Отменить Протокол подведения итогов электронного аукциона от 26.10.2021 N0334200011721000170-3 с учетом решения Комиссии Иркутского УФАС от N 038/1271/21 от 16 ноября 2021 года и требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и провести рассмотрение вторых частей заявок на участие в электронном аукционе повторно.
1.2. Назначить новую дату рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе.
1.3. Разместить соответствующую информацию на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
2. Оператору электронной площадки - ООО "РТС-Тендер" обеспечить возможность исполнения комиссией по осуществлению закупок заказчика выданного предписания.
3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения комиссией по осуществлению закупок п.п. 1.1-1.2 настоящего предписания;
3.1. Уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе N 0334200011721000170 об отмене протокола, указанного в п. 1.1 настоящего предписания, о новой дате рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе. О блокировании операций в отношении указанных средств, в случае, если в их отношении блокирование прекращено.
4. Оператору электронной площадки, заказчику осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (поставщика, подрядчика) в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ.
5. В срок до 30 ноября 2021 года комиссии по осуществлению закупок, заказчику представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение данного предписания в письменном виде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 16 ноября 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2021