Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 29.10.2021 N 749 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалоб ООО "ИМПАКТ" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии:- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: - заместитель начальника отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителей заказчика - Департамента образования Белгородской области:, уполномоченного органа - Управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области, представителя заявителя ООО "ИМПАКТ" (далее - Заявитель), рассмотрев материалы дела N 031/06/64-767/2021 по жалобе ООО "ИМПАКТ" на положения документации об электронном аукционе: "Поставка продукции радиоэлектронной промышленности" (закупка N 0126200000421004597) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "ИМПАКТ" на положения документации об Электронном аукционе.
Из жалобы следует, что положения документации по проведению электронного аукциона, не соответствуют Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
А именно: заказчик приобретает Ноутбук (Код позиции КТРУ 26.20.11.110-00000140), код ОКПД2 - 26.20.11.110. Данный код ОКПД2 - 26.20.11.110 включен в Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N616).
Следовательно, заказчику согласно Постановлению N 616 необходимо установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Одним из исключений применения запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд является подпункт б) пункта 3 Постановления N 616, а именно: закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 124 и 125 перечня).
При этом заявитель отмечает, что заказчиком одновременно размещена еще две аналогичные закупки на поставку продукции радиоэлектронной промышленности.
По мнению заявителя, заказчик во избежание необходимости применения Постановления N 616 умышленно решил разделить одну закупку на три, тем самым препятствуя защите внутреннего рынка Российской Федерации, развитию национальной экономики, а также поддержке российских товаропроизводителей.
Учитывая изложенное, заявитель считает, что вышеуказанными действиями заказчик нарушил статью 14 Закона о контрактной системе и требования подпункта "б" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Заказчик, уполномоченный орган не согласен с позицией заявителя, представил возражение на жалобу ООО "ИМПАКТ", просит признать жалобу ООО "ИМПАКТ" необоснованной.
На заседании Комиссии уполномоченный орган и заказчик поддержали доводы, изложенные в возражениях на жалобу, считают ее необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "ИМПАКТ", возражения уполномоченного органа и заказчика, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 20.10.2021 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - поставка радиоэлектронной продукции.
Начальная (максимальная) цена контракта - 942 040,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил следующее.
Закупка продукции радиоэлектронной промышленности осуществляется в рамках реализации государственной программы Белгородской области "Развитие образования Белгородской области" в рамках мероприятия 5.6 "Реализация мероприятий в сфере образования" и направлена на обеспечение следующих нужд:
- устранение дефицитов материально-технического оснащения ресурсных классов общеобразовательных организаций области;
- оснащение кабинетов психологов и социальных педагогов общеобразовательных организаций области;
- устранение дефицитов материально-технического оснащения ресурсных групп дошкольных образовательных организаций.
Условия закупок:
- закупка N0126200000421004597, ноутбуки в количестве 22 шт. (код позиции КТРУ 26.20.11.110-00000140), начальная (максимальная) цена контракта: 942 040,00 руб., срок поставки товара: не позднее 30 календарных дней с даты заключения контракта, закупка направлена на оснащение кабинетов психологов и социальных педагогов общеобразовательных организаций области (на основании приказа департамента образования Белгородской области от 18.08.2021 N2265);
- закупка N0126200000421004598, ноутбуки в количестве 23 шт. (код позиции КТРУ 26.20.11.110-00000140), начальная (максимальная) цена контракта: 984 860,00 руб., срок поставки товара: не позднее 30 календарных дней с даты заключения контракта, закупка направлена на устранение дефицитов материально-технического оснащения ресурсных групп дошкольных образовательных организаций (на основании приказа департамента образования Белгородской области от 02.08.2021 N2075);
- закупка N0126200000421004599, ноутбуки в количестве 23 шт. (код позиции КТРУ 26.20.11.110-00000140), начальная (максимальная) цена контракта: 984 860,00 руб.; срок поставки товара: не позднее 30 календарных дней с даты заключения контракта, закупка направлена на устранение дефицитов материально-технического оснащения ресурсных классов общеобразовательных организаций области (на основании приказа департамента образования Белгородской области от 20.09.2021 N2542).
Таким образом, закупки направлены на удовлетворение нужд различных образовательных организаций и разделены по целевому назначению и сфере применения.
При осуществлении закупок заказчиком применены соответствующие позиции каталога товаров, работ, услуг.
В соответствии со статьей 23 Закона о контрактной системе и пунктом 3 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 февраля 2017 года N 145 (далее - Правила формирования и ведения КТРУ, Постановление Правительства РФ N 145 соответственно), в единой информационной системе обеспечивается ведение каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ, каталог).
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 145 (далее - Правила использования КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Во исполнение указанных норм заказчиком применена соответствующая позиция каталога, а именно:
- 26.20.11.110-00000140 "Ноутбук", код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 26.20.11.110 "Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата", наименование товара: "Ноутбук".
В этой связи описание объекта закупки и характеристики ноутбуков являются унифицированными.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно частям 3,4 указанной статьи в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, а также условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Во исполнение приведенных норм заказчиком в документации об электронном аукционе установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Приказом Минфина России от 04 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N126н).
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства (далее - Постановление N616).
Согласно части 1 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по Перечню согласно приложению.
Постановление N 616 не подлежит применению к закупкам на основании подпункта "б" пункта 3 указанного постановления.
Данной нормой предусмотрено, что запреты, указанные в пунктах 1 и 2 Постановления N 616, не применяются, в том числе в случае: закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 123, 125 - 127 перечня).
Разъяснение неприменения Постановления N 616 даны Минпромторгом России в письме от 08.07.2020 N47475/12, согласно которому одним из исключений применения запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд является подпункт б) пункта 3 Постановления N616, а именно: закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 124 и 125 перечня). Минпромторг России объяснил толкование понятия "совокупности таких товаров": под совокупностью товаров следует понимать те товары, которые соответствуют одному коду ОКПД2, также ведомство уточнило как следует понимать этот пункт в случае осуществления закупки разных видов товаров: если предметом одного контракта являются промышленные товары, включенные в перечень к Постановлению N616 и относящиеся к разным кодам ОКПД2, то неприменение запрета по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 3 Постановления N616, устанавливается к каждому такому товару по отдельности.
Все обжалуемые закупки соответствуют совокупности указанных условий, в этой связи заказчиком правомерно не применен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.
Порядок формирования лотов продукции радиоэлектронной промышленности нормативно не регламентирован, за исключением общих положений, содержащихся в части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Поскольку порядок формирования лотов законодательно не определен, решение о способе размещения закупок принимается заказчиком. Последний наделен правом самостоятельно выделять лоты по группам, классам, видам и иным единицам, выставлять предмет торгов единым лотом или несколькими, а также определять содержание лота, в то же время, для того чтобы обеспечить конкуренцию и исключить коррупционную составляющую.
Все обжалуемые закупки осуществляются у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, с высоким уровнем конкуренции, так по аукционам N 0126200000421004597, N 0126200000421004599 поступило 15 заявок на каждую закупку, по аукциону N 0126200000421004598 - 14 заявок. В рамках закупок N 0126200000421004597, N 0126200000421004598, N 0126200000421004599, в том числе предложены товары, страна происхождения которых: Российская Федерация.
Напротив, объединение всех товаров в один лот, не будет способствовать развитию конкуренции и расширению участия в закупке малого бизнеса, поскольку увеличиваются размеры обеспечения заявки, контракта, увеличивается количество товаров, требуемых к одномоментной поставке, сроки поставки, объемы гарантийных обязательств. Данные обстоятельства заявитель не отрицает.
Между тем, потребность заказчика заключается в обеспечении образовательных учреждений компьютерной техникой в рамках реализации государственной программы Белгородской области "Развитие образования Белгородской области", срок реализации программы и освоения средств 2021 год.
Доводы заявителя носят предположительный характер, вместе с тем в соответствии с части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Заявителем ООО "ИМПАКТ" доказательств нарушения заказчиком конкретной нормы права не представлено.
При указанных обстоятельствах доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ИМПАКТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 12 ноября 2021 г. N 031/06/64-767/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2021