Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "Тандем" (вх. 18686) от 10.11.2021 года на действия заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Миякинская центральная районная больница при осуществлении закупки N 0301200013521000028 "Закупка дезинфицирующих средств для нужд ГБУЗ РБ Миякинская ЦРБ".
По мнению Заявителя, нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена с нарушением Закона о контрактной системе.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалоб по существу и запросом необходимой информации, заказчиком представлена информация по электронному аукциону N 0301200013521000028.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия), изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
В жалобе Заявителя отражен довод, согласно которому требования документации об электронном аукционе приводят к ограничению круга участников закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен в описании объекта закупки указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно доводу Заявителя: "в Техническом задании аукционной документации ( пункты с 1 по 6) чрезмерно детализировано описание товара. В соответствии с Решением Верховного суда Российской Федерации от 09.02.2017 г. N АКГ1И161287 суд поддержал позицию ФАС России (письмо N ИА/44536/16 от 01.07.2016 г.) о недопустимости требования от участников закупки чрезмерно детализированного описания товара, в том числе химического состава, компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, так как это влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
Согласно Раздел N1. Наименование и описание объекта закупки (далее - Техническое задание (ТЗ)) Заказчик указывает следующие ограничивающие характеристики:
П. 2 ТЗ:
клатрат четвертичного аммониевого соединения с карбамидом или смесь ЧАС (или аналогичные вещества группы четвертично-аммониевых соединений) и комплексное соединение органических веществ относящихся к аминам (триамин или его производные) |
суммарное содержание действующих веществ должно быть не менее 40% |
Заказчику следует исключить из ТЗ требования точного процентного состава действующих веществ и их конкретное наименование. Оставить только группы действующих веществ:
В качестве действующих веществ средство содержит ЧАС и комплексное соединение органических веществ относящихся к аминам (триамин или его производные) |
Наличие |
Вызывает сомнение следующее требование, так как не указано на каком штамме тестирован препарат при туберкулезе, согласно СанПиН 3.3686-21:
выход рабочего раствора из 1л/кг средства для дезинфекции поверхностей в отношении бактерий (в т.ч. туберкулез) |
должен составлять не менее 500л при времени экспозиции не более 60 мин. |
Поэтому Заказчику необходимо либо убрать данное требование из ТЗ, либо скорректировать с учетом требования СанПиН 3.3686-21.
П. 3 ТЗ:
Смесь четвертичных аммониевых соединений (ЧАС) полигексаметиленгуанидин гидрохлорид (ПГМГ) N,N-бис(3-аминопропил) додециламина |
суммарно не более 10% |
Заказчику следует исключить из ТЗ требования точного процентного состава действующих веществ и указать просто их наличие.
П. 4ТЗ:
N,N-бис(3-аминопропил) додециламина |
не более 0,3%. |
Не содержит четвертично-аммониевые соединения, хлоргексидин, кислоты, фенолы и их производные (в т.ч. триклозан) |
Соответствие |
Данное средство используется при гигиенической обработке рук и ступней ног, в форме геля, то есть по сути является обычным дезинфицирующим мылом. Поэтому при указании действующего вещества, Заказчику просто следует указать:
N,N-бис(3-аминопропил) додециламина или эквивалент |
наличие |
П. 5, 6 ТЗ:
Спирт/смесь спиртов |
не менее 70% |
Хлоргексидин биглюконат |
не менее 0,5% |
Заказчику следует исключить из ТЗ требования обязательного содержания Хлоргексидин биглюконат тем более с указанием точного процентного состава, так как основное действующее вещество для обработки рук является изопропиловый спирт, и содержание его должно быть не менее 70%, согласно требованиям Роспотребнадзора РФ. Все остальные действующие вещества являются дополнением и находят свое отражение в антимикробной активности.
В ТЗ следует указать только:
Спирт/смесь спиртов |
не менее 70% |
П. 8 ТЗ:
изопропилового спирта (2-пропанол) |
не менее 50% |
пропилового спирта (1-пропанол) |
не более 20% |
Пропитывающая композиция не содержит перекиси, четвертично-аммониевые соединения, амины, фенолы и их производные |
Соответствие |
Заказчику следует исключить из ТЗ требования точного процентного состава средства, указав лишь группу основного действующего вещества. Требование отсутствия тех или иных действующих веществ не является функциональным дополнением и находит свое отражение в антимикробной активности.
В ТЗ следует указать только:
Спирт/смесь спиртов |
не менее 70% |
Заказчик в ТЗ не обосновывает указание индивидуального рецептурного состава средств (названия и предела процентного содержания действующих веществ), заявляемых к закупке, взятого из инструкций по применению конкретных средств, что является нарушением пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, и в нарушение ч.2 ст.8; п.5, ст.24; п.4, ч.1, ст.50; п.1,2, ч.1 ст.64, п.3, ч.6, ст.83 Закона N 44-ФЗ, а также ст. 17 Федерального Закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ, и приводит к ограничению конкуренции.
Заказчик с доводами жалобы не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях: "В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Таким образом, при закупке товаров (работ, услуг) заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки, в том числе указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, отражающие потребность заказчика. Заказчик указывает в техническом задании минимальное значение концентрации действующих веществ, в соответствии с потребностью Учреждения, что не является нарушением законодательства в сфере закупок. Если у участника отсутствует возможность поставки необходимых Заказчику товаров, то это не может служить основанием для признания нарушений в действиях заказчика по удовлетворению своей законной и объективной потребности. На основании изложенного считаем, что утвержденная аукционная документация соответствует нормам Закона о контрактной системе, а доводы, изложенные в жалобе, являются несостоятельными".
Комиссией установлено, что вышеуказанные доводы Заказчика являются несостоятельными ввиду нижеследующего.
Рецептуру конкретных дезинфицирующих средств определяет производитель, для которого наличие и процентное содержание того или иного вещества в составе дезинфицирующего средства во многом является маркетинговым ходом, позволяющим выделить свою продукцию среди подобных средств иных производителей.
Разница в результатах применения того или иного дезинфицирующего препарата определяется не столько его рецептурой, сколько режимом дезинфекции и способом применения, изложенным в инструкции по применению.
Таким образом, при указании цели использования и области применения дезинфицирующего средства описание его рецептуры (в виде указания процентного содержания действующих веществ), носит избыточный, что приводит к ограничению количества участников закупки.
Указанные требования, в частности, "не менее _% не более _%", а также указание на отсутствие конкретного вещества, не являются функциональными характеристиками, а показывают только индивидуальный рецептурный состав.
Решением Верховного суда Российской Федерации N АКПИ16-1287 от 09.02.2017 и письмом Федеральной антимонопольной службы N ИА/44536/16 от 01.07.2016 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" отражена позиция о недопустимости требований закупки чрезмерно детализированного описания товара, в том числе химического состава, компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, так как это влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Однако Заказчиком не достигнут данный экономический эффект. В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 12.11.2021 N0301200013521000028-2 была рассмотрена и признана соответствующей вторая часть одной заявки участника.
Комиссия, с учетом изученного, усматривает в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1. ст. 33 Закона о контрактной системе.
Жалоба признается обоснованной.
Выявленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясьст.99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тандем" обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение п. 1 ч. 1. ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать дело должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
5. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за утверждение (разработку) содержания извещения, документации N 0301200013521000028, опубликованного в единой информационной системе на составление административного правонарушении по адресу: г. Уфа, ул. Пушкина, 95, каб. 527 с документами, удостоверяющими личность, полномочия на утверждение (разработку) извещения, документации N 0301200013521000028, с объяснениями по факту выявленного нарушения 01.12.2021 года в 11:00 (рассмотрение осуществляется дистанционно, по ходатайству должностного лица возможно проведение видео-конференц-связи (необходимо сообщить адрес электронной почты для направления ссылки на ВКС и протокола), все документы направляются предварительно по электронной почте). Заказчику необходимо ознакомить под роспись указанное должностное лицо с данным решением (доказательства ознакомления направить в пятидневный срок по электронной почте).
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 16 ноября 2021 г. N ТО002/06/105-2279/2021 (ключевые темы: участники закупок - государственные и муниципальные нужды - антимонопольный орган - контрактная система в сфере закупок - техническое задание)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2021