Резолютивная часть решения объявлена 15.11.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18.11.2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии:
"___" - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"___"- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
"___"- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы путем использования видеоконференцсвязи "TrueConf":
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "___", действующий на основании доверенности от 20.05.2021 года N 9 (до объявленного перерыва),
при участии в рассмотрении жалобы в здании Тывинского УФАС России:
от государственного заказчика - Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва:
- "___", действующий на основании доверенности от 10.11.2021 года б/н (до объявленного перерыва);
- "___", контрактный управляющий, действующая на основании приказа от 13.09.2021 года N 62/19-ОД (до объявленного перерыва),
в отсутствии надлежащим образом извещенном о времени и месте рассмотрения жалобы представителя Общества с ограниченной ответственностью "НИЭС" (далее ООО "НИЭС"),
12.11.2021 года в 16 часов 00 минут в ходе рассмотрения жалобы был объявлен перерыв до 15.11.2021 года 17 часов 10 минут,
рассмотрев жалобу (вх. N 5066 от 03.11.2021 года) Общества с ограниченной ответственностью "Новые интеллектуальные электронные системы" (195269, г. Санкт-Петербург, ул. Учительская, д. 23, литер а, офис 439, ОГРН: 1187847345795, дата присвоения ОГРН: 23.11.2018, ИНН: 7804631979, КПП: 780401001) на положения документации электронного аукциона N 0112200000821004658 "Выполнение работ по установке специальных технических комплексов, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением на участках автомобильных дорог общего пользования Республики Тыва, начальная (максимальная) цена контракта: 17 221 818,16 рублей, и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения, а также указанные уведомления и ссылка на видеоконференцсвязь "TrueConf" с инструкцией по подключению размещены в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Согласно жалобе ООО "НИЭС" аукционная документация составлена в нарушение требований законодательства о контрактной системе, а именно:
1. в описании объекта закупки установлено противоречивое требование относительно типа измерения параметров транспортных средств, так как в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе отсутствует знак ";", который имеется в описании объекта закупки относительно требований о наличия типа измерения параметров транспортных средств "Р;Л", также в описании объекта закупки прописано требование об измерении по видеокадрам, что является неправомерным, так как на рынке не существуют комплексы, позволяющие измерять параметры транспортных средств одновременно по радиолокационным, лазерным и по видеокадрам (видеосигналу);
2. положения инструкции можно трактовать, как угодно, в следствии чего заявка участника может быть отклонена, а сам участник не допущен к участию в аукционе. С одной стороны, некоторые формулировки присутствуют в ГОСТ Р 57144-2016 и по идее не должны изменяться, с другой стороны инструкция требует выбрать что-то одно. Также не понятно требуется ли убирать слова "не менее" из наименования показателя, или это будет считаться изменением показателя;
3. в описании объекта закупки неправомерно установлено требование о минимальном расстоянии контролируемого участка "не более 80 м", так как фактическое расстояние между перекрестками, на которых будут установлены закупаемые комплексы составляет "более 80 м", причем требование о наличии возможности измерения средней скорости транспортных средств на участках автомобильной дороги между местами установки специальных технических комплексов, а именно от перекрестка до перекрестка, незаконна, что подтверждается постановлением Верховного Суда РФ от 07.10.2019 года N 36-АД19-3.
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель уполномоченного органа пояснил, что инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе не противоречит законодательству о контрактной системе, кроме того знак препинания ";" следует читать в соответствии с принятыми общепризнанными международными стандартами и обычаями делового оборота, в связи с чем участнику закупки необходимо оставить данные характеристики товара неизменными, с учетом иных имеющихся знаков и слов, в указанных пределах.
Представитель государственного заказчика пояснил, что потребностью заказчика является закупка специальных технических средств - Комплексов с возможностью измерения параметров транспортных средств как радиолокационным, так и лазерным, либо с одновременным наличием указанных типов. Кроме того, требование о наличии у закупаемых комплексов возможности измерять среднюю скорость транспортных средств предусмотрена ГОСТ Р 57144-2016 и обусловлена возможностью в последующем установки их на автомобильных дорогах вне населенных пунктов; закупаемые и устанавливаемые на перекрестках города Кызыла комплексы не предназначены для вынесения постановлений о наложении административного наказания за превышение средней скорости. В настоящее время передача данных по защищенным каналам связи до МВД не осуществляется, все данные выгружаются на сервер ГУП РТ "ЦОДД" и передаются на съемном носителе в ГИБДД и МВД, в связи с чем, требование по организации каналов связи установлены, в том числе, для работоспособности комплексов в последующем, обеспечение каналов связи до УМВД России по Республике Тыва подразумевает под собой организацию возможности вывода на экран с устанавливаемых камер изображения о текущей ситуации на автодорогах г. Кызыла по незащищенным каналам связи. Также представитель государственного заказчика пояснил, что опоры необходимо установить при фактической необходимости без установления каких-либо требований со стороны заказчика.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку документации электронного аукциона N 0112200000821004658 "Выполнение работ по установке специальных технических комплексов, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением на участках автомобильных дорог общего пользования Республики Тыва, начальная (максимальная) цена контракта: 17 221 818,16 рублей, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
27.10.2021 года уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000821004658 "Выполнение работ по установке специальных технических комплексов, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением на участках автомобильных дорог общего пользования Республики Тыва, начальная (максимальная) цена контракта: 17 221 818,16 рублей.
Документация электронного аукциона N 0112200000821004658 "Выполнение работ по установке специальных технических комплексов, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением на участках автомобильных дорог общего пользования Республики Тыва" утверждена приказом Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок N 5257 от 27.10.2021 года, в лице и.о. министра "___".
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0112200000821004658 от 09.11.2021 года на момент окончания срока подачи заявок поступило три заявки, допущенные аукционной комиссией к участию в электронном аукционе.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона N 0112200000821004658 от 10.11.2021 года поступили следующие ценовые предложения:
Идентификационный номер заявки |
Предложенная цена |
110804325 |
17 135 709,06 руб. |
110802787 |
(нет) |
110803586 |
(нет) |
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0112200000821004658 от 11.11.2021 года заявка участника закупки под N 110804325 (ООО "Техноресурс") признана аукционной комиссией соответствующей требованиям аукционной документации.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 г. N 122 утвержден порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Порядок), который вступил в законную силу 31.03.2017 г.
Согласно подпункту 2 пункта 5.1 раздела 5 Порядка, уполномоченный орган утверждает документацию о закупке, за исключением описания объекта закупки, проекта контракта (договора), критериев оценки заявок на участие в конкурсе, наличия ограничений (запретов, преимуществ), единых требований к участникам закупки.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5.2 раздела 5 Порядка заказчик разрабатывает и утверждает описание объекта закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, государственный заказчик - Министерство дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва несет ответственность за описание объекта закупки.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке, в том числе:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1);
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000821004658 и пункту 3 Информационной карты документации электронного аукциона N 0112200000821004658 объектом закупки является: "Выполнение работ по установке специальных технических комплексов, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением на участках автомобильных дорог общего пользования Республики Тыва".
Функциональные (технические) и качественные характеристики закупаемых товаров установлены в части 2 "Описание объекта закупки", являющихся приложением к аукционной документации (далее - Техническое задание), в котором предусмотрены требования к специальным техническим средствам, в частности:
Табл.1 Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики Комплексов ТИП 1 | |||
п/п |
Наименование показателя |
Значения показателей |
Обоснование необходимости использования показателей и требований |
|
По принципу измерения параметров транспортных средств, согласно классификации (п. 4.4 ГОСТ Р 57144-2016) |
Р; Л |
В целях обеспечения возможности определения скорости ТС с минимальным уровнем брака, а также снижения затрат на эксплуатацию и поверку |
|
Пределы допустимой погрешности измерений скорости движения ТС не должны превышать: до 100 км/ч свыше 100 км/ч при измерении по видеокадрам в зоне контроля, км/ч, % |
_2 |
Данный показатель прямым образом влияет на показатели фиксации нарушений, для обеспечения повышенной точности измерений в корректном скоростном диапазоне |
В соответствии с пунктом 4.4 ГОСТа Р 57144-2016 по принципу измерения параметров транспортных средств технические средства автоматической фотовидеофиксации подразделяют на типы:
- радиолокационные (Р);
- лазерные (Л);
- с измерением по видеокадрам (видеосигналу) (В);
- индуктивные (Инд);
- магнитные (М);
- пьезоэлектрические (П);
- хронометрические (Х);
- комбинированные (К);
- иные (И).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В части 5 документации электронного аукциона N 0112200000821004658 установлена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, в соответствии с пунктом 25 Правил чтения символов предусмотрено: "Иные символы (знаки), не включенные в настоящую инструкцию, следует читать в соответствии с принятыми общепризанными международными стандартами и обычаями делового оборота, в связи с чем участнику закупки необходимо оставить данные харектристики товара не изменными, с учетом иных имеющихся знаков и слов, в указанных пределах".
Согласно Большой советской энциклопедии ";" или точка с запятой означает знак препинания, состоящий из точки и расположенной под ней запятой (;). Ставится в бессоюзном сложном предложении между составляющими его частями (если они распространены и имеют внутри себя запятые); в сложносочиненном предложении между его частями, если они значительно распространены или имеют внутри себя запятые; между значительно распространенными однородными членами простого предложения, особенно если внутри хотя бы одного из них есть запятые; между соподчиненными придаточными предложениями, если они значительно распространены, имеют внутри себя запятые и не связаны сочинительными союзами.
Следовательно, знак ";" в Техническом задании применяется как знак перечисления или как соединительный союз "и", то есть при формировании заявки участниками закупки следует указать фактически 3 типа измерения параметров транспортных средств, радиолокационные (Р); лазерные (Л); с измерением по видеокадрам (видеосигналу) (В), что также соответствует пояснениям представителя уполномоченного органа.
В свою очередь, представитель государственного заказчика в рамках рассмотрения настоящей жалобы пояснил, что потребностью заказчика является закупка специальных технических средств - Комплексов с возможностью измерения параметров транспортных средств как радиолокационным, так и лазерным, либо с одновременным наличием указанных типов.
Таким образом, относительно типа измерения параметров транспортных средств государственным заказчиком в документации электронного аукциона N 0112200000821004658 с учетом инструкции по заполнению заявок, установлена противоречивая информация.
На основании изложенного, в действиях государственного заказчика - Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части установления в описании объекта закупки документации электронного аукциона N 0112200000821004658 противоречивой информации относительно типа измерения параметров транспортных средств.
2. Как было указано выше, в Техническом задании документации электронного аукциона N 0112200000821004658 предусмотрено требование к специальным техническим средствам, а именно:
Табл.1 Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики Комплексов ТИП 1 | ||
Наименование показателя |
Значения показателей |
Обоснование необходимости использования показателей и требований |
Вероятность полного распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств (движущихся или неподвижных), % |
не менее 90 |
Данное требование выполняется при отсутствии на лицевой поверхности государственных регистрационных знаков материалов, препятствующих их распознаванию |
Вероятность условного распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств (движущихся или неподвижных), % |
не менее 92% |
Для обеспечения эффективности работы Комплекса |
Возможность сохранения видеоролика и/или ряда фотоснимков для каждого зафиксированного в зоне контроля нарушения |
наличие |
Для вынесения постановлений о нарушении |
Распознавание ГРЗ зарубежных стран (не менее 4-х стран по запросу заказчика) |
наличие |
Для обеспечения эффективности работы Комплекса, проведения оперативно-розыскных мероприятий |
Степень защиты от попадания пыли и воды по ГОСТ 14254 -2015 , не менее |
IP65 |
Показатель указан н исходя из практики эксплуатации уличного оборудования. Средству автоматической фотовидеофиксации нарушений необходима хорошая защита внутренних компонентов от внешней среды, особенно в случаях особо сильных природных явлений: ливни, метели, пылевые бури. |
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В части 5 документации электронного аукциона N 0112200000821004658 установлена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, в соответствии с которой предусмотрено: "Под конкретными показателями поставляемого товара Заказчиком понимаются все его функциональные, качественные характеристики, и иные показатели, содержащиеся в ч. 2 документации об ЭА (Описание объекта закупки (Техническое задание))". При составлении предложения о конкретных показателях поставляемого товара следует указать полный перечень конкретных показателей этого товара, соответствующих значениям, установленным в ч. 2 документации об ЭА (Описание объекта закупки (Техническое задание))".
Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "не более", "не менее", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", (в любых словосочетаниях и падежах) и т.п. и допускать разночтения или двусмысленное толкование. Исключение из указанного правила составляют слова "должен", "должна" (в любых словосочетаниях и падежах) - в данном случае заявка участника по данному основанию не подлежит отклонению. Однако, при заключении контракта слова "должен" подлежат исключению.
"_"
Правила чтения символов:
N |
Символ/символы |
Обозначение |
Правила заполнения |
7 |
"не менее" |
означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение |
В заявке необходимо указать конкретное значение |
"_"
В соответствии с пунктом 2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Комиссия Тывинского УФАС России, рассмотрев положения обжалуемых позиций Технического задания установила, что участникам закупки во взаимосвязи с инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, в первой части заявки, в случае установления перед значением показателя товара выражения "не менее", необходимо указать конкретное значение.
На основании изложенного, положения инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Следовательно, довод подателя жалобы об установлении в документации электронного аукциона N 0112200000821004658 ненадлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе не нашел своего подтверждения.
3. В Техническом задании документации электронного аукциона N 0112200000821004658 предусмотрено требование к специальным техническим средствам, а именно:
Табл.1 Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики Комплексов ТИП 1 | ||
Наименование показателя |
Значения показателей |
Обоснование необходимости использования показателей и требований |
Комплексы фото-видеофиксации должны иметь возможность измерения средней скорости при объединении попарно с комплексами Тип 1 с возможностью получения соответствующего свидетельства о поверке |
наличие |
Для обеспечения возможности измерения скорости на контролируемом участке |
Минимальное расстояние контролируемого участка, м* |
не более 80 |
Для повышения эффективности использования Комплекса, в том числе при использовании на участках автомобильных дорог со сложной схемой организации дорожного движения
* Данный показатель должен быть подтвержден Описанием типа средства измерения предлагаемого Комплекса фото-видеофиксации. В случае отсутствия данного показателя в Описании типа средства измерения предлагаемого Комплекса фото-видеофиксации, возможно подтверждение паспортом изделия. |
В таблице 2 Технического задания предусмотрены места установки специальных технических комплексов, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением, а именно:
N п/п |
Адреса дислокации ТСАФ, согласованные с УГИБДД УМВД России по Республике Тыва |
Тип ТСАФ |
Фиксируемые нарушения ПДД |
1 |
Республика Тыва, перекресток N1 г. Кызыл, перекресток улиц Кечил-оола - Советская |
Тип 1 |
- Проезд на запрещающий сигнал светофора (12.12 ч.1); - Невыполнение требования ПДД об остановке перед стоп-линией (12.12 ч.2); - Превышение установленной скорости движения (12.9); |
2 |
Республика Тыва, перекресток N2 г.Кызыл, перекресток улиц Кочетова - Титова |
Тип 1 |
- Проезд на запрещающий сигнал светофора (12.12 ч.1); - Невыполнение требования ПДД об остановке перед стоп-линией (12.12 ч.2); - Превышение установленной скорости движения (12.9); |
3 |
Республика Тыва, перекресток N3 г.Кызыл, перекресток улиц Кочетова - Комсомольская |
Тип 1 |
- Проезд на запрещающий сигнал светофора (12.12 ч.1); - Невыполнение требования ПДД об остановке перед стоп-линией (12.12 ч.2); - Превышение установленной скорости движения (12.9); |
4 |
Республика Тыва, перекресток N4 г.Кызыл, перекресток улиц Кочетова - Интернациональная |
Тип 1 |
- Проезд на запрещающий сигнал светофора (12.12 ч.1); - Невыполнение требования ПДД об остановке перед стоп-линией (12.12 ч.2); - Превышение установленной скорости движения (12.9); |
ГОСТом Р 57144-2016 введен Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования.
Пунктом 3.14 раздела 3 ГОСТа Р 57144-2016 определено, что средняя скорость движения транспортного средства: Характеристика, равная отношению длины контролируемого участка ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка.
Согласно пункту 4.2 раздела 4 ГОСТа Р 57144-2016 по способу измерения скорости движения транспортных средств технические средства автоматической фотовидеофиксации подразделяют на группы:
- измеряющие мгновенную скорость транспортного средства;
- вычисляющие среднюю скорость транспортного средства;
- комбинированные.
Таким образом, ГОСТ Р 57144-2016 предусматривает возможность определения средней скорости движения транспортного средства с использованием специальных технических комплексов.
На основании изложенного и в связи с тем, что потребностью государственного заказчика не является измерение средней скорости транспортных средств на участках автомобильной дороги между местами установки специальных технических комплексов, а именно от перекрестка до перекрестка, расстояние между которыми более 80 метров и целью установления требования о наличии у закупаемых специальных технических комплексов возможности измерения средней скорости транспортного средства не является последующее вынесение уполномоченными должностными лицами постановлений о наложении административного наказания в виде наложения штрафа по факту нарушения средней скорости транспортных средств на участках автомобильной дороги от перекрестка до перекрестка, и указанное требование предусмотрено ГОСТом Р 57144-2016, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что в описании объекта закупки аукционной документации, установленное требование о возможности измерения средней скорости транспортного средства закупаемыми комплексами, не противоречит законодательству о контрактной системе.
Следовательно, довод подателя жалобы о неправомерном установлении в описании объекта закупки требования об измерении средней скорости транспортных средств, и минимального расстояния контролируемого участка "не более 80 м", не нашел своего подтверждения.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установлено следующее.
1. Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в частности, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона должно содержать информацию, предусмотренную статьей 42 настоящего Федерального закона.
В техническом задании аукционной документации установлены требования к функциональным характеристикам Комплекса типа 1, в том числе к:
Сокращения, обозначения, термины |
Значение |
ПО |
Программное обеспечение |
"_"
Табл.1 Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики Комплексов ТИП 1 | |||
п/п |
Наименование показателя |
Значения показателей |
Обоснование необходимости использования показателей и требований |
1 |
Комплект поставки Комплекса фото-видеофиксации должен включать в себя: - (ИМ) измерительные модули (оборудование фото-видеофиксации, измерительное оборудование и аппаратно-программное обеспечение, блок импульсной инфракрасной дсветки, модуль вычислительного сервера (ВС), размещенные внутри единого пылевлагонепроницаемого корпуса-моноблока); - коммутационные шкафы с аппаратурой обеспечения работоспособности, мониторинга, контроля и управления комплекса; - обзорные камеры для формирования доказательной базы; - комплект креплений. |
наличие |
Данная характеристика определяет минимальный комплект оборудования, с помощью которого возможно обеспечить корректную работу Комплекса, применительно к требованиям ТЗ. Корпус-моноблок должен применяться для сокращения финансовых и временных ресурсов при монтаже и обслуживании Комплексов |
|
"_" |
|
|
|
Возможность удаленного обновления программного обеспечения |
наличие |
Для удаленной настройки и обслуживания |
Указанные пункты Технического задания являются примерами и не является исчерпывающими.
С учетом изложенного, объектом закупки N 0112200000821004658 наряду с выполнением работ является поставка товара с встроенным программно-аппаратным комплексом.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 16.11.2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 1236 от 16.11.2015 года) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Пунктом 2(1) Постановления Правительства РФ N 1236 от 16.11.2015 года предусмотрено, что для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
В соответствии с пунктом 2(2) Постановления Правительства РФ N 1236 от 16.11.2015 года в целях реализации настоящего постановления:
подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных;
подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и баз данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ N 1236 от 16.11.2015 года утвержден Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 6 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, предусмотрено, что размещение обоснования в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
При этом, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что в составе документации электронного аукциона N 0112200000821004658 обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, предусмотренного пунктом 1 Постановления Правительства РФ N 1236 от 16.11.2015 года, в ЕИС не размещено.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000821004658 и аукционной документации запрет согласно Постановлению Правительства РФ N 1236 от 16.11.2015 года не установлен.
В свою очередь, в реестре программного обеспечения https://reestr.digital.gov.ru под реестровой записью N 6184 размещены сведения о наличии специализированного программного обеспечения СПО "Азимут 4" с основными функциональными возможностями:
-Разпознавание ГРЗ ТС проходящих через зоны контроля КИПТ "Азимут 4".
-Хранение и передача информации о прошедших ТС.
-Автоматическая фотовидеофиксация нарушений ПДД.
-Формирование материалов о зафиксированных нарушениях ПДД.
-Ведение краткосрочного архива видеоинформации, поступающей с ТВ датчиков КИПТ "Азимут 4".
-Обеспечение настройки параметров КИПТ "Азимут 4".
На основании изложенного, описание объекта закупки предусматривает требование к программному обеспечению, которые попадают под запрет на допуск иностранного программного обеспечения, установленного Правительством Российской Федерации в Постановлении N 1236 от 16.11.2015 года. Таким образом заказчик должен распространить на него действия указанного постановления Правительства Российской Федерации или разместить в аукционной документации обоснование невозможности применения указанного запрета.
Следовательно, в действиях государственного заказчика - Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва установлено нарушение части 3 статьи 14, части 10 статьи 42, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части не установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000821004658 и аукционной документации электронного аукциона N 0112200000821004658 запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
2. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Также согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
При этом, в силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000821004658 и пунктами 22, 38 Информационной карты аукционной документации требование к участникам закупки о наличии специальной правоспособности в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлено.
При этом, в соответствии с пунктом 4 Технического задания предусмотрен следующий порядок проведения работ: " Порядок проведения работ:
Согласование с собственниками помещений (зданий), сооружений, земельных участков размещения ТСАФ, а также конструкций и прокладку кабельных трасс на отдельных элементах зданий (сооружений).
Подключение к каналам связи операторов связи для передачи данных:
Подключение ТСАФ к защищенному каналу связи операторов связи (определяется Заказчиком) связи для передачи данных с установленных ТСАФ на серверное оборудование, установленное в УМВД России по Республике Тыва по адресу: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, д.18.
Получение согласований и иных необходимых для подключения к каналам связи документов, а также подключение Комплексов к оборудованию операторов связи (при необходимости), производится Подрядчиком самостоятельно за свой счет до момента ввода Комплексов в эксплуатацию.
Пропускная способность канала от ТСАФ установленного на перекрестке до УМВД России по Республике Тыва должна оставлять не менее 10 Мбит/с.
Нанесение горизонтальной дорожной разметки (1.24.4.) и установка дорожных знаков (6.22), в соответствии с действующим законодательством (при необходимости).
Настройка ТСАФ в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.
Настройка и отладка передачи данных от ТСАФ на серверное оборудование по защищенному каналу связи (VPN).
Составление Актов ввода в эксплуатацию".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 313 утверждено Положение о лицензировании деятельности по деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (далее - Положение о лицензировании (N 313 от 16.04.2012).
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании (N 313 от 16.04.2012) перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств приведен в Приложении.
В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании (N 313 от 16.04.2012) лицензирование деятельности, определенной настоящим Положением, осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Согласно Приложению к Положению о лицензировании (N 313 от 16.04.2012) к работам, и услугам, составляющим лицензируемую деятельность относятся, в том числе:
25. Предоставление услуг по шифрованию информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.
26. Предоставление услуг по имитозащите информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.
27. Предоставление юридическим и физическим лицам защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств каналов связи для передачи информации.
Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон 152-ФЗ) определена его цель, а именно - обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона 152-ФЗ персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
При этом, обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (пункт 3 статьи 3 Закона 152-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона 152-ФЗ оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
Согласно части 2 статьи 19 Закона 152-ФЗ обеспечение безопасности персональных данных достигается, в том числе, применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных, применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации.
Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119 утверждены Требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, согласно которым система защиты персональных данных включает в себя организационные и (или) технические меры, определенные с учетом актуальных угроз безопасности персональных данных и информационных технологий, используемых в информационных системах.
Приказом ФСБ России от 10.07.2014 N 378 утверждены состав и содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности.
Учитывая, что государственный заказчик вправе осуществлять описание объекта закупки в соответствии со своими потребностями, при этом, в случае, если работы, включаемые в предмет закупки, требуют наличия специальной правоспособности, в том числе, к лицензии, то государственным заказчиком устанавливается соответствующее требование к участникам закупки, которое, в свою очередь, отсутствует в требованиях к участникам закупки, установленных в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000821004658 и аукционной документации.
Вместе с тем, государственный заказчик в описании объекта электронного аукциона N 0112200000821004658 предусмотрел выполнение работ по подключению закупаемых комплексов к защищенному каналу связи, при том, что согласно пояснениям представителя государственного заказчика, соответствующая передача данных с закупаемых комплексов по защищенному каналу связи отсутствует.
На основании совокупности изложенных нормативно-правовых требований, с учетом предмета закупки, сформированного в описании объекта документации электронного аукциона N 0112200000821004658, пояснений представителя заказчика, в рассматриваемом случае, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу об установлении в описании объекта закупки требований относительно подключения закупаемых комплексов, носящих необъективный характер, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Функциональные (технические) и качественные характеристики закупаемых товаров установлены в Техническом задании, в котором предусмотрены, в том числе, следующие требования:
"_"
Табл.1 Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики Комплексов ТИП 1 | ||
Наименование показателя |
Значения показателей |
Обоснование необходимости использования показателей и требований |
Возможность установки комплекса на стандартные опоры дорожного освещения (или аналогичные), размещаемые как у края проезжей части, так и на разделительной полосе в центре дорожного полотна |
наличие |
|
"_"
1. Принятые сокращения:
Сокращения, обозначения, термины |
Значение |
Опора |
Несущая конструкция, используемая для монтажа элементов ТСАФ |
"_"
Монтаж Комплексов должен быть выполнен:
- для Комплекса Тип 1 на существующие опоры линий наружного освещения, а при необходимости Подрядчиком устанавливаются новые опоры, по адресам согласно Приложению N 2 к Контракту. Технологические подключения к электрическим сетям обеспечиваются Заказчиком.
"_"
Как было указано выше, в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке, в том числе:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1);
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
Пунктом 6.1.4 ГОСТа Р 57144-2016 предусмотрено, что конструкцией стационарных технических средств автоматической фотовидеофиксации (в том числе их отдельных элементов) должен быть предусмотрен как минимум один из следующих вариантов размещения:
- на индивидуальных стойках, консольных и рамных опорах;
- на опорах, стойках и колонках технических средств организации дорожного движения;
- на опорах стационарного электрического освещения;
- на элементах дорожных сооружений, в том числе мостов, путепроводов и тоннелей;
- в/под дорожное покрытие.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительный кодекс Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что функциональные (технические) и качественные характеристики новых опор, необходимых для установки, в случае потребности, в описании объекта закупки документации электронного аукциона N 0112200000821004658 не определены, что создает (может создать) для потенциальных участников аукциона непрозрачность в понимании предмета аукциона, которое, в последующем, может повлечь к возникновению спорных ситуаций при исполнении контракта и приемки работ (услуг), а также не определяет на стадии подачи заявок необходимость о наличии или об отсутствии у участника закупки соответствующей правоспособности.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части ненадлежащего описания в документации электронного аукциона N 0112200000821004658 объекта закупки.
4. Как было указано выше, функциональные (технические) и качественные характеристики закупаемых товаров установлены в Техническом задании, в котором установлены, в частности, следующие требования:
Табл.1 Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики Комплексов ТИП 1 | |||
п/п |
Наименование показателя |
Значения показателей |
Обоснование необходимости использования показателей и требований |
1 |
Комплект поставки Комплекса фото-видеофиксации должен включать в себя: - (ИМ) измерительные модули (оборудование фото-видеофиксации, измерительное оборудование и аппаратно-программное обеспечение, блок импульсной инфракрасной дсветки, модуль вычислительного сервера (ВС), размещенные внутри единого пылевлагонепроницаемого корпуса-моноблока); - коммутационные шкафы с аппаратурой обеспечения работоспособности, мониторинга, контроля и управления комплекса; - обзорные камеры для формирования доказательной базы; - комплект креплений. |
наличие |
Данная характеристика определяет минимальный комплект оборудования, с помощью которого возможно обеспечить корректную работу Комплекса, применительно к требованиям ТЗ. Корпус-моноблок должен применяться для сокращения финансовых и временных ресурсов при монтаже и обслуживании Комплексов |
Как было указано выше, в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке, в том числе:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1);
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
ГОСТом Р 57144-2016 введен Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования.
Комиссия Тывинского УФАС России установлено, что в соответствии с указанным ГОСТом Р 57144-2016 в комплект специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением, обзорная камера не входит, в свою очередь, техническим заданием определен минимальный комплект оборудования, в состав которого входит, в том числе, обзорная камера, необходимость поставки которой государственный заказчик обосновал корректной работой комплекса. Вместе с тем, формулировка "Корректная работа комплекса" не позволяет однозначно и четко определить требования к обзорной камере и содержит возможность ее множественного толкования.
На основании изложенного, в действиях государственного заказчика - Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части ненадлежащего описания в документации электронного аукциона N 0112200000821004658 объекта закупки.
Указанные выше нарушения законодательства о контрактной системе содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Новые интеллектуальные электронные системы" обоснованной.
2. Установить в действиях государственного заказчика - Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в описании объекта закупки документации электронного аукциона N 0112200000821004658 противоречивой информации относительно типа измерения параметров транспортных средств.
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях государственного заказчика - Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва нарушения:
3.1. части 3 статьи 14, части 10 статьи 42, части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000821004658 и аукционной документации запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236;
3.2. пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в описании объекта закупки требований относительно подключения закупаемых комплексов, носящих необъективный характер, а также ненадлежащего описания в документации электронного аукциона N 0112200000821004658 объекта закупки.
4. Выдать государственному заказчику - Министерству дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва, уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и аукционной комиссии уполномоченного органа, оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица.
Председатель Комиссии |
"___" |
|
"___" |
Члены Комиссии |
"___" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 18 ноября 2021 г. N 017/06/105-277/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2021