Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Мост" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Федеральным агентством воздушного транспорта (далее - Заказчик), ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (далее - Уполномоченный орган), Конкурсной комиссией, ООО "ЭТП ГПБ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по осуществлению строительного контроля на объекте "Реконструкция аэропортового комплекса "Чертовицкое" (г. Воронеж)" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100090921000017) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссией, неправомерно принявшей решение о признании заявок участников закупки с идентификационными номерами "12" (ООО "Прогресс строй"), "11" (ООО "Центр-Дорсервис") соответствующими требованиям Конкурсной документации.
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Конкурсной комиссии 16.11.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения объявлен перерыв в заседании в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 17.11.2021.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 27.08.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 14 192 028,91 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет; КБК- 1070408243V724100414;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 29.10.2021;
6) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки, 4 из которых признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе;
7) победителем Конкурса признано ООО "Прогресс строй" с предложением о цене контракта в размере 11 800 000 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о признании заявок участников закупки ООО "Прогресс строй", ООО "Центр-Дорсервис" соответствующими требованиям Конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 09.11.2021
N ПРОII1 (далее - Протокол) заявки участников закупки с идентификационными номерами "12" (ООО "Прогресс строй"), "11" (ООО "Центр-Дорсервис") признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
Пунктом 13 информационной карты Конкурсной документации установлено следующее требование к участникам закупки: "участник закупки должен быть членом СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.
В выписке из реестра членов саморегулируемой организации должно быть указано наличие у члена саморегулируемой организации права выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда:
- в отношении особо опасных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);
При этом:
- уровень ответственности по договору подряда, в соответствии с которым участником закупки внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ), не ниже третьего (цены контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте, подлежащем строительному контролю (550 583 651 (пятьсот пятьдесят миллионов пятьсот восемьдесят три тысячи шестьсот пятьдесят один) рубль 66 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС)), номер контракта 0373100090921000011);
- совокупный размер обязательств по договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, не должен превышать (с учетом цены контракта, заключаемого по результатам настоящего конкурса) предельный размер обязательств, исходя из которого участник закупки внес в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ)".
На заседании Комиссии установлено, что ООО "Прогресс строй" в составе заявки на участие в Конкурсе представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации от 27.10.2021 N Р-7743913476, согласно которой размер обязательств по договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности).
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что ООО "Центр-Дорсервис" в составе заявки на участие в Конкурсе представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации от 22.10.2021 N 895, согласно которой размер обязательств по договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности).
Исходя из совокупных норм материального права, обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.02.2021 N 5265-ТБ/02.
Так, согласно сведениям ЕИС, Конкурсной документации строительный контроль осуществляется на объекте "Реконструкция аэропортового комплекса "Чертовицкое" (г. Воронеж)" с ценой контракта 550 583 651,66 рубль, в связи с чем к участникам закупки предъявляются требования о наличии третьего уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Учитывая изложенное, действия Конкурсной комиссии, неправомерно принявшей решение о признании заявок участников закупки с идентификационными номерами "12" (ООО "Прогресс строй"), "11" (ООО "Центр-Дорсервис") соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе нарушают часть 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно пункту 13 информационной карты Конкурсной документации требование о соответствии участника закупки уровню ответственности члена саморегулируемой организации размеру обязательств по договору о реконструкции объекта капитального строительства, на котором осуществляется строительный контроль установлено в Конкурсной документации исключительно в отношении компенсационного фонда возмещения вреда.
Вместе с тем требование о соответствии уровня ответственности члена саморегулируемой организации размеру обязательств по договору о реконструкции объекта капитального строительства, на котором осуществляется строительный контроль в отношении компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств не установлено в Конкурсной документации, что не соответствует части 13 статьи 55.16 ГрК.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших требование о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Мост" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 17.11.2021 N 28/06/105-1312/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 ноября 2021 г. N 28/06/105-1312/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2021