Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ООО "Лаборатория ремонта" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей ГБОУ СОШ N 639 с углублённым изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик), при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 34838-ЭП/21 от 10.11.2021) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию систем водоподготовки двух бассейнов с поставкой товаров для оказания данных услуг (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 22.10.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200256821000005. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 954 092, 25 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, а также в неправомерном допуске к участию в аукционе участников закупки, предложение о характеристиках предлагаемых к использованию товаров которых не соответствуют требованиям документации.
Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает их необоснованными.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заявителя, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.11.2021 N0372200256821000005-1, Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям:
"Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ), а именно: В соотв. с ГОСТ 3758-75 рН раствора препарата с массовой долей 5% для нормы ч., указанной участником, не нормируется. В соотв. с инструкцией по заполнению первых частей заявок: Если в госте (-ах), соответствие которому установлено документацией, стоит значение "-", то участник размещения заказа в своей заявке должен указать любым способом суть понятия "не нормируется". Если участник закупки выбирает один из предложенных типов (марок, видов) материала (товара), то необходимо указывать показатели конкретно для выбранного типа, по показателям, которые не относятся к выбранному типу (марке, виду) материала (товара) участник должен указать (в свободной форме), что данные показатели не используется для выбранного типа (марки, вида) материала (товара), в случае указания участником показателей, не относящихся к выбранному типу, т.е. относящихся к другим (не выбранным участником закупки), комиссией будет принято решение о предоставление недостоверных сведений и повлечен отказ в допуске. Участником указано: рН раствора препарата с массовой долей 5% 2-3. п. 7 Многофункциональное концентрированное жидкое пенное кислотное средство В предлагаемых участником конкретных показателях не должно применяться слов, знаков и словосочетаний: "меньше" Участником указано: Содержание щавелевой кислоты меньше 5%".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В силу ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно п. 18.5. документации об аукционе, первая часть заявки должна содержать:
1) Согласие участника электронного аукциона на оказание услуг и поставку товаров на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
2) При осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
б) наименование страны происхождения товара.
Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным Заказчиком требованиям или эквивалентности используемого при уборке товара указаны в Приложении N 3 к Техническому заданию документации об электронном аукционе.
В соответствии с письмом ФАС России от 25 июня 2020 г. N ИА/20616/20, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Комиссия УФАС отмечает, что в Приложении N 3 к Техническому заданию документации об аукционе Заказчиком установлены требования к таким расходным материалам, как: "Гипохлорит натрия", "Реактивы для определения свободного хлора", "Многофункциональное концентрированное жидкое пенное кислотное средство", которые по своему функциональному назначению и потребительским свойствам очевидно не поставляются, а используются при оказании услуг, являющихся объектом закупки.
Учитывая, что Техническим заданием документации об аукционе установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг по техническому обслуживанию систем водоподготовки бассейнов, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей указанных товаров в составе первой части заявки на участие в аукционе.
При этом, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, Заказчик устанавливает требование о предоставлении исключительно согласия участников закупки на оказание услуг в соответствии с Техническим заданием, в том числе, в отношении товаров (материалов), используемых при оказании услуг.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что действия Заказчика, не установившего в документации об аукционе надлежащим образом требования к составу заявки на участие в аукционе, нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе.
Таким образом, учитывая, что при осуществлении закупки Заказчик ненадлежащим образом установил требования к составу заявки, вышеуказанные действия аукционной комиссии привели к нарушению ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе в части отказа в допуске к участию в аукционе участнику закупки, который выразил свое согласие на оказание закупаемых услуг в соответствии с требованиями документации.
Таким образом, первая часть заявки Заявителя в полной мере соответствует законным требованиям Заказчика, установленным в документации.
Выявленные в действиях Заказчика и его аукционной комиссии нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
2. При этом, Комиссия УФАС находит необоснованным утверждение подателя жалобы о несоответствии заявок, допущенных участников закупки, требованиям Закона о контрактной системе, так как их анализ свидетельствует, что все участники выразили согласие на оказание услуг на условиях документации, в том числе, в части использования товаров, характеристики которых указаны Заказчиком в документации.
Таким образом, содержание указанных заявок в полной мере соответствуют законным требованиям, установленным Заказчиком в документации.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы также не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что заявки допущенных к аукциону участников закупки не соответствовали законным требованиям документации об аукционе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лаборатория ремонта" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика и членов его аукционной комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 ноября 2021 г. N 44-5079/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.11.2021