Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Кислицына Д.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Еловская центральная районная больница", ГБУЗ ПК "Краевая клиническая психиатрическая больница", ГБУЗ ПК "Чайковская центральная городская больница", ГБУЗ ПК "Чернушинская районная больница" (далее - Заказчики), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению бельевого режима (с предоставлением белья во временное пользование) (изв.N 0156200009921000935),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчиков, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009921000935 Заказчиками, Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на оказание услуг по обеспечению бельевого режима (с предоставлением белья во временное пользование).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.10.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 4 690 120,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 17.11.2021 г.
Заявитель полагает, что в Техническом задании аукционной документации установлен технический регламент, утративший силу.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 3 раздела 5 информационной карты аукционной документации описание объекта закупки указано в приложении N 2 "Техническое задание (Спецификация)", в приложении N 3 "Проект контракта".
В соответствии с п. 1.3. Технического задания срок оказания услуг: с 01.01.2022 г. по 31.12.2022 г.
Согласно п. 3.1 Технического задания исполнитель оказывает услуги в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, санитарно - эпидемиологическими требованиями, противопожарными нормами и правилами, иными нормативно - правовыми актами, в том числе:
- ГОСТ Р 52058-2003 Национальный стандарт Российской Федерации. "Услуги бытовые. Услуги прачечных. Общие технические условия".
Комиссией установлено, что ГОСТ Р 52058-2003 отменяется с 01.01.2022 г. В соответствии с приказом Росстандарта от 23.04.2021 г. N 275-ст ГОСТ Р 52058-2003 заменен ГОСТ Р 52058-2021.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что описание объекта закупки, осуществлялось в соответствии с положениями законодательства, действующего на момент размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе (далее - ЕИС). Извещение о проведении электронного аукциона N0156200009921000935 размещено в ЕИС 29.10.2021 г. По состоянию на указанную дату ГОСТ Р 52058-2003 является действующим.
Комиссия исходя из положений документации, пояснений Уполномоченного органа пришла к выводу, что нарушений п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках не имеется, поскольку на момент формирования аукционной документации ГОСТ Р 52058-2003 является действующим. Также Комиссия обращает внимание, что согласно п. 3.2 Технического задания исполнитель должен обеспечить соблюдение технологии оказания услуг, требований действующих стандартов, санитарно-гигиенических и эпидемиологических норм, противопожарных норм и правил, требований органов Госэнергонадзора, Гостехнадзора, Роспотребнадзора, а также технических условий к качеству оказываемых услуг. Таким образом, на момент оказания услуг по контракту исполнителю надлежит оказывать услуги в соответствии с ГОСТ Р 52058-2021.
Также Комиссия отмечает, что проектом контракта предусмотрена возможность заключения между сторонами дополнительного соглашения к контракту. При этом изменение технического регламента, в соответствии с которым должны оказываться услуги, не является существенным условием контракта.
На основании указанного выше, довод Заявителя признается необоснованным.
Относительно довода Заявителя о необходимости в соответствии с ГОСТ Р 52058-2003 г. иметь лицензию на осуществление дезинфекционной деятельности Комиссия отмечает следующее.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о закупках вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "С") подлежит лицензированию.
В соответствии с классификацией нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования (Руководство Р 1.1.002-96), утвержденной Председателем Госкомсанэпиднадзора России, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 14.05.1996 г., дезинфекция, дезинсекция, дератизация отнесена к группе "Дезинфектология".
Согласно ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности" (утратило силу с 01.09.2021 г.) определялся порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями.
Указанное постановление Правительства Российской Федерации содержало перечень работ (услуг) по медицинской деятельности, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Данный перечень работ (услуг) по медицинской деятельности включал в себя работы (услуги) по дезинфектологии.
При этом п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности определено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В п. п. 3 - 5 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь определена как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; медицинским вмешательством являются выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Исходя из Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом Минздрава России от 11.03.2013 г. N 121н, работы (услуги) по дезинфектологии организуются и выполняются при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении.
Буквальное толкование приведенных выше норм в их системной взаимосвязи позволяет признать, что лицензированию в качестве медицинской деятельности подлежат работы (услуги) по дезинфектологии, выполняемые в рамках оказания медицинской помощи.
Следовательно, при осуществлении дезинфекционной деятельности (в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации) вне рамок оказания медицинской помощи необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.
Указанная позиция изложена в письме Минздрава России от 27.02.2018 г. N 27-3/3008543-81 "О получении лицензии на медицинскую деятельность при осуществлении дезинфекционных работ" и письме ФАС России от 20.01.2020 г. N АК/2757/20 "О рассмотрении обращения".
В рассматриваемом случае объектом закупки являются услуги, которые не предусматривают проведение мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не является медицинской услугой, следовательно, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.
Аналогичным образом, данное требование не установлено в аукционной документации.
На основании указанного выше, довод Заявителя признается необоснованным.
Относительно довода Заявителя о том, что ГОСТ Р 52058-2003 регламентирует производство работ в соответствии с СанПиН, утратившими силу, Комиссия отмечает, что, как указывалось ранее, на момент формирования аукционной документации ГОСТ Р 52058-2003 является действующим. Отмена СанПиН не влияет на обязанность Заказчика использовать при составлении описания объекта закупки требования, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Таким образом довод Заявителя признается необоснованным.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.11.2021 N0156200009921000935-1 на участие в электронном аукционе поступило пять заявок. Комиссия приходит к выводу, что положения аукционной документации понятны участникам закупки.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Кислицына Д.А. на действия Заказчиков, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению бельевого режима (с предоставлением белья во временное пользование) (изв.N 0156200009921000935) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23 ноября 2021 г. N 019062/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2021