Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
В присутствии (ВКС):
- представителя КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок", по доверенности;
- представителя КОГАОУДО "Центр дополнительного образования одаренных школьников", по доверенности;
рассмотрев жалобу ИП,
У С Т А Н О В И Л А:
15.11.2021 года в Кировское УФАС России поступила жалоба ИП на действия Заказчика - КОГАОУДО "Центр дополнительного образования одаренных школьников" при проведении электронного аукциона на поставку комплекта демонстрационного оборудования для оснащения учебных аудиторий (извещение 0340200003321012296).
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заявителю, Заказчику, Уполномоченному учреждению направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 19.11.2021 года, откладывалось на 22.11.2021 года для получения дополнительной информации от Заказчика и Уполномоченного учреждения. Заявитель извещен по электронной почте о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, присутствие своего представителя не обеспечил.
Заявитель в жалобе указал, что в нарушение п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 Заказчиком в извещении и документации о закупке не установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, кроме того в документации не предоставлено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
Кроме того, Заявитель считает, что Заказчик одним аукционом закупает товары, подпадающие под разные виды национального режима: документ камера - ограничение по Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, ноутбук и моноблок - запрет по Постановлению Правительства РФ от 30.47.2020 N 616.
Заказчик направил письменные пояснения, которые подтвердил при рассмотрении жалобы его представитель. Из пояснений следует, что 18.10.2021 в АИС Web-торги-КС" была сформирована Заявка на закупку N зз-2021-10-17560 с установлением запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) и к заявке был прикреплен файл обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств. Заявка 20.10.2021 была возвращена на доработку. В процессе согласования и утверждения Заявки на закупку был убран соответствующий запрет и в текст Технического задания добавлена сноска о том, что эквивалент не допускается, ввиду дополнительных требований, установленных заказчиком. Кроме того было убрано и обоснование.
По второму доводу представитель Заказчика пояснил, что Техническое задание на закупку было сформировано таким образом, чтобы в полном объеме восполнить потребность в товаре и оборудовании, закупленном ранее в целях реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование". Код ОКПД2 (32.99.53.130 - приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные) был подобран по аналогии с ранее произведенными закупками, а именно осуществлялись закупки демонстрационного оборудования для использования в учебном процессе.
Уполномоченное учреждение направило письменные пояснения, которые подтвердил при рассмотрении жалобы его представитель, а именно:
Заказчиком первоначально в аукционной документации был установлен запрет в соответствии с Постановлением N 1236 и одновременно предоставлено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Это два взаимоисключающих условия. После комментария в Web-торгах, Заказчик убрал запрет и убрал обоснование о невозможности запрета. Кроме того, Заявитель не воспользовался своим законным правом на запрос о разъяснении документации.
Заслушав пояснения представителей Заказчика и Уполномоченного учреждения, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
26.10.2021 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003321012296 о проведении электронного аукциона на поставку комплекта демонстрационного оборудования для оснащения учебных аудиторий. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 599 801,00 руб. Дата и время окончания подачи заявок - 16.11.2021 г.
Согласно Технической части (Аукционного задания) к поставке требуется комплект демонстрационного оборудования для оснащения учебных аудиторий 1 шт., ОКПД2 32.99.53.130, в составе которого в том числе имеются: п. 1.5 система трансляции документов 24 шт., п. 1.8 товар портативный терминал преподавателя 2 штуки с операционной системой Windows 10 Pro.****, п. 1.11 высокопроизводительный лабораторный терминал 4 штуки, формфактор: моноблок с Операционной системой Windows 10 Pro.****.
Заказчиком установлены условия допуска Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018, и ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (извещение о закупке и информационная карта). Кроме того, в техническом задании содержится сноска для товаров со знаком <****> эквивалент не допускается, ввиду дополнительных требований, установленных заказчиком.
1. Относительно довода Заявителя об отсутствии в извещении и документации о закупке запрета на допуск иностранного ПО, предусмотренного Постановлением N 1236, и Обоснования невозможности соблюдения запрета, установлено следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 2 Постановления N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 2.1 Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случая, если в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке.
В случае невозможности применения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранного государства, Постановлением N 1236 определен Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка размещение Обоснования осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил соответствующее Обоснование. Вместе с тем, Комиссией установлено, что указанное Обоснование не размещено Заказчиком в ЕИС.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя обоснован.
2. Относительно довода Заявителя об установлении в документации неверного кода ОКПД.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно Закону о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) исходя из предмета закупки.
При этом код ОКПД 2 определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения (письмо Минфина от 09.06.2017 N 24-03-08/36404).
Заказчиком выбран код 32.99.53.130 - приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные исходя из предмета контракта. Порядок присвоения определенного кода общероссийского классификатора остается на усмотрение Заказчика и не регулируется положениями Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ч.5 ст.99 Закона о контрактной системе контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок осуществляет Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами.
Таким образом, довод о неправильности применения кода ОКПД не рассматривается Комиссией Кировского УФАС России.
Заявитель явку своего представителя не обеспечил, документы, подтверждающие невозможность участия в закупке, не представил, в связи с чем, оснований для выдачи предписания об устранении нарушения не имеется.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП на действия Заказчика - КОГАОУДО "Центр дополнительного образования одаренных школьников" при проведении электронного аукциона на поставку комплекта демонстрационного оборудования для оснащения учебных аудиторий (извещение 0340200003321012296) частично обоснованной, в связи с нарушением Заказчиком ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
2. Предписание не выдавать.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 22 ноября 2021 г. N 043/06/64-979/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2021