Резолютивная часть решения оглашена 17 ноября 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 19 ноября 2021 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Габсатаровой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Администрации Уйского муниципального района (далее - Администрация, заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Общества с ограниченной ответственностью "ПРОФМОНТАЖ" (далее - ООО "ПРОФМОНТАЖ", Общество, участник закупки, подрядчик), участника, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО "ПРОФМОНТАЖ" в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству общественной территории по адресу Челябинская область, Уйский район, с. Уйское, ул. Островского (от ул. Фрунзе до ул. К. Маркса) (извещение N 0169300015121000038) (далее - аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя Администрации Уйского муниципального района Приданниковой Ольги Александровны, действующего на основании доверенности N 2482 от 16.11.2021 г.,
- представителя ООО "ПРОФМОНТАЖ" Ярина Андрея Александровича, действующего на основании решения N 6 от 16.09.2019 г.
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) 10.11.2021 поступило обращение Администрации Уйского муниципального района о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике ООО "ПРОФМОНТАЖ", лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО "ПРОФМОНТАЖ" в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству общественной территории по адресу Челябинская область, Уйский район, с. Уйское, ул. Островского (от ул. Фрунзе до ул. К. Маркса) (извещение N 0169300015121000038).
Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0169300015121000038 опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 12.10.2021 в 16:10.
Закупка осуществлялась в рамках национального проекта "Жилье и городская среда", федерального проекта "Формирование комфортной городской среды". КБК 9410503890F255550244.
Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по благоустройству общественной территории по адресу Челябинская область, Уйский район, с. Уйское, ул. Островского (от ул. Фрунзе до ул. К. Маркса) - 3 578 402,00 рублей.
Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0169300015121000038 от 21.10.2021.
Протокол проведения электронного аукциона от 25.10.2021.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта по результатам проведенного электронного аукциона составило 25,00 %.
Протокол подведения итогов электронного аукциона N0169300015121000038 от 27.10.2021.
Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 08.11.2021.
Согласно материалам дела, на участие в закупке поступили 6 заявок, по результатам осуществленной закупки победителем признано ООО "ПРОФМОНТАЖ", которому проект контракта направлен заказчиком на подписание 27.10.2021. Участником закупки контракт подписан 31.10.2021, но в обеспечение исполнения контракта предоставлена информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), сумма цен которых менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке, что не соответствует требованиям части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе. Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта опубликован 08.11.2021.
Как следует из письменных пояснений ООО "ПРОФМОНТАЖ", полагая, что участником закупки соблюдены условия пункта 5.4 проекта контракта, касающиеся информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, при подписании направленного заказчиком проекта контракта, предоставил информацию о трех контрактах, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), с ценами таких контрактов, составляющими не менее чем 20 % начальной (максимальной) цены контракта. Однако необходимо было чтобы сумма цен таких контрактов составляла не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Изучив представленные сторонами документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, а также включения представленной в соответствии с Законом о контрактной системе информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе. В случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией об электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.
К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 3 статьи 37 Закона о контрактной системе).
Согласно части 6 статьи 37 Закона о контрактной системе обеспечение, указанное в частях 1 и 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Исходя из требований части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 83.2 Закона о контрактной системе, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Согласно части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае не предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В силу части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом о контрактной системе для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно извещению, пункту 28 информационной карты документации об аукционе заказчиком установлено ограничение участия в закупке только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона N0169300015121000038 от 27.10.2021 победителем аукциона в электронной форме признано ООО "ПРОФМОНТАЖ".
Проект контракта в адрес участника закупки направлен заказчиком 27.10.2021.
Регламентированный срок подписания контракта участником закупки 08.11.2021 23:59.
Из пояснений представителя Общества следует, что при подписании контракта победитель электронного аукциона предоставил информацию о трех контрактах, исполненных без применения к ООО "ПРОФМОНТАЖ" неустоек (штрафов, пеней), с ценами таких контрактов, составляющими не менее чем 20 % начальной (максимальной) цены контракта рассматриваемой закупки. Заказчик в последний день подписания контракта сообщил по телефону о несоответствии необходимой суммы контрактов. При этом ООО "ПРОФМОНТАЖ" обратилось в банки с целью получения банковской гарантии, проекты которой подготовлены 08.11.2021 г. Но получение банковской гарантии не смогло бы повлиять на действия заказчика по признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта, поскольку возможность после подписания контракта предоставить иное обеспечение исполнения контракта отсутствует. Указанное обстоятельство привело к признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта.
ООО "ПРОФМОНТАЖ" признано уклонившимся от заключения контракта протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта от 08.11.2021. В ЕИС указанный протокол размещен 08.11.2021.
Комиссия антимонопольного органа отмечает действия Администрации Уйского муниципального района по признанию ООО "ПРОФМОНТАЖ" уклонившимся от заключения контракта ввиду непредоставления участником закупки в обеспечение исполнения контракта информация о трех контрактах, исполненных без применения неустоек (штрафов, пеней), с суммой цен таких контрактов, составляющей не менее начальной (максимальной) цены контракта, надлежащим исполнением требований законодательства о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Комиссия в рассматриваемой закупке не усматривает намерение ООО "ПРОФМОНТАЖ" отказаться от заключения и исполнения контракта. Обществом предприняты меры, направленные на заключение контракта. Так, участником закупки контракт подписан 31.10.2021, а также заказчику предоставлена информация о трех контрактах, исполненных без применения неустоек (штрафов, пеней), с ценами таких контрактов, составляющими не менее чем 20 % начальной (максимальной) цены контракта.
Принимая во внимание указанные факты и совокупности обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает объективным в данной ситуации не принимать решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Администрацией Уйского муниципального района, в отношении ООО "ПРОФМОНТАЖ" (ИНН 7448204264) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Габсатарова
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 ноября 2021 г. N 074/06/104-3276/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2021