Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Врио руководителя Управления;
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
при участии в формате ВКС:
от Заявителя - представителя по доверенности;
от Заказчика - представителей по доверенности,
рассмотрев жалобу Торгово-Промышленная палата ЯНАО (ИНН: 8901009620) на действия Заказчика - ГБУ ЯНАО "Окружной Молодежный центр" (ИНН: 8901006122), при осуществлении закупки способом Открытого конкурса в электронной форме на "Оказание услуг по организации и проведению окружного молодёжного форума "Я молод!"", начальная (максимальная) цена контракта - 7 200 000,00 рублей (извещение N 0190200000321011052) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вход. N 7119 от 12.11.2021) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения конкурсной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Открытом конкурсе в электронной форме, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала подачи заявок - 22.10.2021 12:31;
3) дата и время окончания подачи заявок - 24.11.2021 06:00;
4) Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок - 25.11.2021 в 09:00;
5) Дата подачи окончательных предложений - 29.11.2021;
6) Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 30.11.2021 в 09:00
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что объект закупки заключается в оказании услуг по организации и проведению окружного молодежного форума "Я молод!", продолжительностью 4 дня, в г. Салехарде, в отношении 150 участников форума и 33 членов организационной группы (13 привлеченных специалистов, 10 волонтеров, 10 представителей Заказчика).
Содержание технического задания содержит противоречивые сведения по числу участников и организационной группы, а также тренеров, экспертов и специалистов; обеспечении необходимыми материалами; количеству площадок для доведения мероприятий, условиях работы привлеченных специалистов и их обеспечения.
Так, количество иногородних участников для обеспечения проездными документами составляет не менее 60 человек.
При этом предварительные маршруты для приобретения авиабилетов указаны в отношении 80 человек (раздел 2 технического задания).
Количество же участников для обеспечения их проживанием во все дни форума составляет 78 человек (раздел 3 технического задания).
Проведение каждого из мероприятий форума связано с привлечением тренеров, экспертов, специалистов, однако по условиям технического задания не ясно, требуется ли для этого привлечение разных экспертов и специалистов, либо возможно привлечение одних и тех же экспертов и специалистов на все мероприятия.
Согласно условиям технического задания предусмотрено, что исполнитель обеспечивает билетами и трансфером внутри форума всех привлеченных специалистов для работы на форуме. Трансфер для привлеченных специалистов должен быть отдельным от участников (раздел 2 технического задания).
Однако в техническом задании не указано, относятся ли к данной категории привлеченных специалистов члены организационной группы и требуется ли им также трансфер, отдельный от участников.
Условия о привлечении для информирования населения Ямало-Ненецкого автономного округа специалистов (раздел 8 технического задания) не предусматривают обстоятельств, связанных с организацией проживания, питания, трансфера указанных специалистов, а также о графике их работы, продолжительности дней и часов рабочего времени.
Также техническое задание содержит не конкретизированные указания об обеспечении тренеров для проведения образовательного блока всеми необходимыми материалами (раздел 1 технического задания).
В соответствии со ст. 65 ФЗ-44 заказчиком в единой информационной системе размещены разъяснения положений документации об аукционе.
Однако при указанных обстоятельствах участник лишен возможности однозначно понять требования технического задания, точно рассчитать затраты, связанные с исполнением условий контракта.
В своих возражениях Заказчик пояснил, что потребностью Заказчика, при описании объекта закупки, определенно количество участников окружного молодёжного форума "Я молод!" (далее - форум) - 150 человек, количество организационной группы - 33 человека (13 человек - привлечённые специалисты, количество волонтёров - 10 человек, количество представителей Заказчика - 10 человек).
Согласно пункту 2 потребности проезд участников к месту проведения форума и обратно обеспечивается только иногородним участникам в количестве не менее 60 человек, иным участникам, проживающим по месту проведения форума, а также командированных от муниципальных образований ЯНАО, проезд не обеспечивается, так как необходимость в предоставления проезда отсутствует.
Следовательно, Заказчик в потребности определил количество участников, которым требуется обеспечение проезда к месту проведения форума и обратно.
При этом транспортная логистика Ямало-Ненецкого автономного округа не предоставляет возможность добраться прямыми рейсами из всех регионов до места проведения форума. Таким образом, проезд расписан по маршрутам следования участников:
- авиаперелёт (прямой рейс) либо автотранспорт по маршруту: Мужи - Салехард, Салехард - Мужи (не менее 1 человека). Пояснение: 1 человек из Шурышкарского района;
- авиаперелёт (прямой рейс) либо автотранспорт по маршруту: Новый Уренгой - Салехард, Салехард - Новый Уренгой (не менее 16 человек) Пояснение: 8 человек из Нового Уренгоя, 2 человека из Тазовского района, 1 человек из Красноселькупского района, 5 человек из Пуровского района;
- авиаперелёт (прямой рейс) по маршруту: Ноябрьск - Салехард, Салехард - Ноябрьск, либо Ноябрьск - Тюмень - Салехард, Салехард - Тюмень - Ноябрьск (не менее 24 человек). Пояснение: 12 человек из Ноябрьска, 4 человека из Губкинского, 8 человек из Муравленко;
- авиаперелёт (прямой рейс) по маршруту: Красноселькуп - Новый Уренгой, Новый Уренгой - Красноселькуп, либо Красноселькуп - Тарко-Сале, Тарко-Сале - Красноселькуп (не менее 1 человек). Пояснение: 1 человек из Красноселькупского района;
- железнодорожный проезд либо автотранспорт по маршруту: Пурпе - Ноябрьск, Ноябрьск - Пурпе (не менее 4 человек). Пояснение: 4 человека из Губкинского;
- железнодорожный проезд либо автотранспорт по маршруту: Пуровск - Новый Уренгой, Новый Уренгой - Пуровск (не менее 5 человек). Пояснение: 5 человек из Пуровского района;
- автотранспорт по маршруту: г. Муравленко - г. Ноябрьск, г. Ноябрьск - г. Муравленко (не менее 8 человек). Пояснение: 8 человек из Муравленко;
- автотранспорт по маршруту: пос. Тазовский - г. Новый Уренгой, г. Новый Уренгой - пос. Тазовский (не менее 2 человек) Пояснение: 2 человека из Тазовского района;
- авиаперелёт (прямой рейс) либо автотранспорт по маршруту: Надым - Салехард, Салехард - Надым (не менее 8 человек) Пояснение: 8 человек из Надымского района;
- авиаперелёт (прямой рейс) либо автотранспорт по маршруту: Яр-Сале - Салехард, Салехард - Яр-Сале (не менее 1 человека). Пояснение: 1 человек из Ямальского района;
- авиаперелёт (прямой рейс) по маршруту: Тюмень - Салехард, Салехард - Тюмень (не менее 3 человек). Пояснение: 3 человека из Тюмени;
- авиаперелёт (прямой рейс) Санкт-Петербург - Салехард, Салехард - Санкт-Петербург (не менее 6 человек). Пояснение: 6 человек из Санкт-Петербурга;
- авиаперелёт (прямой рейс) Екатеринбург - Салехард, Салехард - Екатеринбург (не менее 1 человека). Пояснение: 1 человек из Екатеринбурга).
Согласно пункту 3 потребности проживание участников по месту проведения форума обеспечивается только иногородним участникам в количестве 78 человек, иным участникам, проживающим по месту проведения форума, а также командированных от муниципальных образований ЯНАО, проживание не обеспечивается, так как необходимость в предоставления проживания отсутствует.
Следовательно, Заказчик в потребности определил количество участников, которым требуется обеспечение проживания по месту проведения форума.
Для решения целей и задач форума Заказчиком определен подробный комплекс услуг, характеристики которых технологически и функционально неразрывно связанны.
Так пунктом 1, 8 потребности предусмотрен комплекс мероприятий, с указанием конкретных характеристик услуг по каждому мероприятию, а также с указанием необходимых привлечённых специалистов по каждому мероприятию.
Пунктом 3 потребности установлено, что Исполнитель обеспечивает трансфером внутри форума привлечённых специалистов для работы на форуме, из чего следует, что иной состав организационной группы трансфером не обеспечиваются.
В соответствии с потребностью привлечённым специалистам установлены требования к профессиональным компетенциям и опыту, которым они должны соответствовать, иных требований не предъявляется.
Согласно пункту 8 потребности для информирования населения Ямало-Ненецкого автономного округа о проведении форума Исполнитель привлекает специалистов и обеспечивает проездными билетами, проживанием и питанием, а также выплату гонорара, график работы устанавливается Исполнителем, так как в соответствии с пунктом 1 потребности разработку и реализацию программу форума осуществляет Исполнитель. Необходимое материальное обеспечение напрямую зависит от программы, которую должны разработать и согласовать привлекаемые специалисты, так как Заказчик, не может предугадать, какими практическими и теоретическими занятиями будут раскрываться темы, заявленные Заказчиком в потребности, а также какое материально-техническое обеспечение для этого понадобится. Таким образом, при разработке программы Исполнитель самостоятельно определяет необходимое материально-техническое обеспечение.
Таким образом, описание объекта закупки носит объективный характер, являются открытыми, прозрачными и соответствуют требования положений Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с положениями Федерального закона о контрактной системе 27 октября 2021 года участником открытого конкурса в электронной форме направлено оператору электронной площадки https://www.roseltorg.ru запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.
В соответствии требованиями Федерального закона о контрактной системе Заказчиком, Уполномоченным органом 29 октября 2021 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено разъяснение положений конкурсной документации с указанием предмета запроса, а также с наличием конкретных разъяснений по каждому вопросу участника закупки, при этом разъяснения положений конкурсной документации не изменили ее суть.
Таким образом, доводы Заявителя о проигнорированном разъяснении положений конкурсной документации являются не обоснованными.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются доказательства, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем не представлены документы и доказательства свидетельствующие об обоснованности довода жалобы, позволяющие Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что описание предмета закупки подобным образом противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Проверив и изучив жалобу Заявителя, возражения Заказчика и документацию об аукционе Комиссия пришла к выводу, что по всем пунктам документации указанным в жалобе Заявителя отсутствуют нарушения правил описания объекта закупки.
Дополнительно, Комиссия сообщает, что при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Изучив жалобу Комиссия отмечает, что Заявитель не представил доказательств того, что требования технического задания документации об электронном аукционе нарушают права и законные интересы участников аукциона, а также, отсутствуют сведения о невозможности принять участие в закупке и сформировать ценовое предложение, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений законодательства о контрактной системе.
Таким образом Комиссия, изучив материалы дела, пришла к выводу, что со стороны Заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о контрактной системе, а, следовательно, довод Заявителя является необоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Торгово-Промышленная палата ЯНАО (ИНН: 8901009620) на действия Заказчика - ГКУ "Центр развития внешних связей ЯНАО" (ИНН: 8901025446), при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Оказание услуг по участию в организации Международного кинофестиваля им. Владимира Меньшова "Победили вместе"", начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000,00 рублей (извещение N 0190200000321010985), необоснованной.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 18 ноября 2021 г. N 089/06/64-665/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2021