Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "Центр современных энергосберегающих технологий" (вх. 18745) от 13.11.2021 года на действия заказчика в лице Администрации городского поселения город Баймак муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан при осуществлении закупки N 0301300471021000104 "Выполнение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования ресурсов для целей наружного освещения на территории городского поселения город Баймак муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан.".
По мнению Заявителя, нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация по закупке составлена с нарушениями Закона о контрактной системе.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалоб по существу и запросом необходимой информации, заказчиком представлена информация по электронному аукциону N 0301300471021000104.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные ы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п.1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
Комиссией Башкортостанского УФАС установлены следующие обстоятельства.
что в документации предусмотрен незамедлительный вывоз демонтированного оборудования, но вывоз его заказчику возможен только по предварительно направленному ему не ранее 10-ти календарных дней уведомлению о приемке, а количество демонтированного оборудования в день предугадать невозможно, что не позволяет направить уведомление заранее, на исполнителя заказчиком фактически возлагаются обязанности по хранению демонтированного оборудования в течение минимум 10 календарных дней до его сдачи Заказчику. Более того, форма уведомления о приемке также отсутствует в конкурсной документации, а хранение демонтированного оборудования не входит и не может входить в перечень энергосберегающих мероприятий, осуществление которых способствовало бы повышению энергетической эффективности, установленных Приказе Минэкономразвития РФ от 17.02.2010 года N 61.
Комиссией установлено, что в документации Заказчика указано: Согласно п.14.1.15 Проекта Контракта в ходе реализации мероприятий по энергосбережению демонтировать оборудование, подлежащее замене, обеспечить сохранность указанного оборудования до передачи его Заказчику, обеспечить доставку демонтированного оборудования в место хранения, указанное Заказчиком и передать демонтированное оборудование Заказчику (представителю Заказчика) по акту приема-передачи (за исключением демонтированных ртутьсодержащих ламп). Уведомление о приемке демонтированного оборудования Исполнитель обязан направить Заказчику посредством факсимильной связи либо по адресу электронной почты, указанным в разделе 23 настоящего Контракта не позднее, чем за 10 календарных дней до даты приемки такого оборудования.
Пункт 1 Технического задания содержит в себе следующее требование: "Демонтированные светильники Исполнителю необходимо вывозить незамедлительно, исключая складирование их на обочинах автодорог. Демонтированные светильники передаются организации, осуществляющей обслуживание сетей уличного освещения. Реквизиты данной организации передаются Заказчиком Исполнителю".
В приложении N 2 к разделу "Техническое задание" указано на то, что Демонтаж производится одновременно с монтажом, перерывы в работе освещения не допускаются.
На заседании комиссии было установлено, что исполнитель должен передать демонтированные светильники для хранения. В проекте контракта Закупки также отсутствуют положения, которые обязуют исполнителя хранить какое-либо оборудование.
Согласно пояснениям Заказчика, довод о невозможности заранее проинформировать Заказчика (не позднее, чем за 10 календарных дней до даты приемки такого оборудования) также является надуманным и никаких рисков ограничения конкуренции в данной Закупке не несёт. Помимо этого, стоит отметить, что согласно требованиям ТЗ исполнитель должен будет сформировать техническое решение, в котором ему следует согласовать с Заказчиком график выполнения.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель, документы, доказательства обоснованности довода не представил.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что коэффициент пульсаций светового потока для поставляемых светильников занижен, установлен не в соответствии с СП 52.13330.2016.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В документации Заказчика указаны следующие требования:
Наименование показателя Обоснование применения требований
Коэффициент пульсаций светового потока Требование к показателю "не более 1%" установлено исходя из необходимости обеспечить безопасность дорожного движения. Глаз мерцания не замечает, но оно воспринимается организмом и могут вызывать неприятные явления - зрительное и общее утомление человека, головную боль. При освещении пульсирующим светом вращающихся или ритмично повторяющихся предметов возникает так называемый "стробоскопический эффект", когда при совпадении частоты вращения или вибрации с частотой пульсаций света предметы кажутся неподвижными, а при неполном совпадении вращающимися с очень малыми скоростями. Это вызывает у людей ошибочные реакции и может являться причиной аварий.
Между тем, в таблице 7.10 Свода правил СП 52.13330.2016 данный показатель не должен превышать 3 или 5% в зависимости от типа местности, где данный светильник установлен.
Вместе с тем, в документации имеется обоснование "Глаз мерцания не замечает, но оно воспринимается организмом и могут вызывать неприятные явления - зрительное и общее утомление человека, головную боль". Таким образом, в документации заказчика указанно ненадлежащее надуманное обоснование, так как отсутствуют ссылки на правовые акты, правила или аналогичные документы, которые свидетельствуют о необходимости установления данного параметра.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение п.2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что световая отдача поставляемых световых приборов типа 1 и типа 2 выше минимальных требований.
В приложении N 3 к разделу Конкурсной документации "Техническое задание" для светильников с типа N 1 по тип N 8 предусмотрена световая отдача 140 Лм/Вт.
Согласно пояснениям Заказчика, в Постановлении Правительства РФ от 24.12.2020 N 2255 установлены минимальные показатели к установленным в ТЗ характеристикам, а в ТЗ эти характеристики увеличены с соблюдением вышеуказанного документа.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель, документы, доказательства обоснованности довода не представил.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что номинальная потребляемая мощность светильников ограничена без предоставления соответствующего обоснования такого ограничения.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2020 N 2255 с 01.07.2021 года для светильников наружного утилитарного освещения нормирование мощности не предусмотрено. Таким образом, Заказчик вправе установить свои требования по номинальной мощности осветительного оборудования.
Согласно пояснениям Заказчика, энергосервисный контракт - это контракт предметом, которого является экономия. В то время как номинальная мощность имеет прямое влияние на экономию, а ввиду того, что исполнитель должен достигать реальной (номинальной) экономии, установление верхнего порога такой мощности удовлетворяет целям закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель, документы, доказательства обоснованности довода не представил.
Довод признается необоснованным.
Согласно доводам Заявителя, требования заказчика о размерах, материале корпуса и массе световых приборов в своей совокупности сужают круг потенциальных изготовителей до одного, что является нарушением Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Требования к массе, габаритам, материалу корпуса и размещению в нем электрических элементов не установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации. Тем самым заказчик, устанавливая требования к данным показателям светильников, не нарушает требований Закона о контрактной системе.
Кроме того, при составлении требований к массогабаритным показателям светильников заказчик исходил из необходимости светильников и элементов крепления, консолей выдерживать ветровую и снеговую нагрузку, степени изношенности консолей крепления. Существующие консоли подвержены коррозии, имеют износ до 25% (толщина стенок меньше своих первоначальных значений). Использование более легких светильников позволит продлить срок службы консолей, уменьшить периодичность их замены.
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Заказчиком представлена сравнительная таблица, согласно которой требованиям Технического задания полностью соответствует продукция как минимум трех различных производителей.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель, документы, доказательства обоснованности довода не представил.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что климатическое исполнение поставляемых световых приборов типа 1 и 2 выше нормированных показателей.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В приложении N 3 к разделу Конкурсной документации "Техническое задание" Заказчиком установлены требования:
- к световым приборам типа 1 и 2 вид климатического исполнения, согласно ГОСТ 15150-69 - УХЛ 1,
Между тем, в таблице 2 Приложения 11 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ГОСТа 15150-69 показатель по виду климатического исполнения должен быть У1,
Согласно ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ СТРОИТЕЛЬНЫМ НОРМАМ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН. СТРОИТЕЛЬНОЙ КЛИМАТОЛОГИИ ТСН 23-357-2004 РБ Таблица 1. КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ХОЛОДНОГО ПЕРИОДА ГОДА и Таблица 2. КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕПЛОГО ПЕРИОДА ГОДА
Следовательно:
- к световым приборам типа 1 и 2: вид климатического исполнения, согласно ГОСТ 15150-69 - должен быть У1, в зависимости от типа местности, где данный светильник установлен,
В документации заказчика указанно ненадлежащее надуманное обоснование, так как отсутствуют ссылки на правовые акты, правила или аналогичные документы, которые свидетельствуют о необходимости установления данного параметра.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение п.2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
Жалоба признается частично-обоснованной.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр современных энергосберегающих технологий" частично-обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Комиссии, Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 19 ноября 2021 г. N ТО002/06/105-2274/2021 (ключевые темы: условные обозначения - стандартизация - техническое регулирование - антимонопольный орган - техническое задание)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2021