рассмотрев обращение администрации Красновишерского городского округа (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Мачехине С.Н. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по валке аварийных деревьев, корчевке пней, обрезке кустарников на территории Красновишерского городского округа в 2021 г. (изв. N 0156600020221000068),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156600020221000068 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по валке аварийных деревьев, корчевке пней, обрезке кустарников на территории Красновишерского городского округа в 2021 г. Начальная (максимальная) цена контракта - 179 884,93 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
12.05.2021 г. между Заказчиком и ИП Мачехиным С.Н. (далее - Исполнитель) заключен контракт на оказание услуг по валке аварийных деревьев, корчевке пней, обрезке кустарников на территории Красновишерского городского округа в 2021 г. на сумму 104 100,58 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, 28.10.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Исполнитель обязуется оказать услуги по валке аварийных деревьев, корчевке пней, обрезке кустарников на территории Красновишерского городского округа (согласно Приложению N 1 к Контракту) (далее - услуга), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем оказываемых услуг, требования к качеству и порядку оказания услуг определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок оказания услуг: со дня заключения контракта по 15 октября 2021 года включительно.
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, в том числе своевременного устранения выявленных недостатков;
4.1.2. Осуществлять контроль за объемом, качеством и сроками оказания услуг;
4.1.3. Проводить в любое время проверку и контроль оказания услуг, без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность;
4.1.4. Требовать от Исполнителя своевременного устранения недостатков, выявленных в ходе
приемки, в течение гарантийного срока (при его установлении в Контракте);
4.1.5. Привлекать экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы оказанных услуг;
4.1.6. Отказаться от приемки и оплаты услуг, не соответствующих условиям Контракта;
4.1.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством;
4.1.8. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу оказанных услуг с привлечением экспертов, экспертных организаций.
4.2. Заказчик обязан:
4.2.1. Осуществлять приемку оказанных услуг в соответствии с настоящим Контрактом; 4.2.2. Оплачивать принятые услуги по Контракту в соответствии с настоящим Контрактом;
4.2.3. Оказывать содействие Исполнителю по вопросам, имеющим отношение к исполнению настоящего Контракта и не требующим дополнительных материальных затрат;
4.2.4. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Исполнитель не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4.2.5. Требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Контрактом;
4.3. Исполнитель вправе:
4.3.1. Требовать своевременной приемки Заказчиком услуг, оказанных Исполнителем по настоящему Контракту;
4.3.2. Требовать своевременной оплаты принятых Заказчиком услуг;
4.4. Исполнитель обязан:
4.4.1. Своевременно и надлежащим образом оказать услуги и предоставить Заказчику результаты оказания услуги, предусмотренные Контрактом, документы, предусмотренные настоящим Контрактом, в т.ч. документ о приемке, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом;
4.4.2. Предоставлять Заказчику по его требованию в сроки, указанные в таком требовании, документы, относящиеся к предмету настоящего Контракта;
4.4.3. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта;
4.4.4. Представить Заказчику сведения об изменении своих реквизитов, адреса своего местонахождения в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня соответствующего изменения;
4.4.5. Обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков услуг в течение 5 рабочих дней.
4.4.6. Обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков оказанных услуг в течение 5 рабочих дней.
4.4.7. Оказывать услуги в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
4.2.4. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Исполнитель не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
7.3. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Исполнитель не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.4.1. нарушения срока оказания услуг Исполнителем;
7.4.2. не выполнение требований Заказчика об устранении выявленных нарушений в установленный срок.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что 12.05.2021 г. между Заказчиком и Исполнителем заключен контракт на оказание услуг по валке аварийных деревьев, корчевке пней, обрезке кустарников на территории Красновишерского городского округа в 2021 г.
16.06.2021 г. Заказчиком в адрес Исполнителя направлено письмо N 4070 с просьбой приступить к выполнению работ в связи с выявлением деревьев, угрожают падением и представляют опасность для жизни и здоровья людей, сохранности расположенных рядом зданий, сооружений, инженерных коммуникаций.
16.07.2021 г. Заказчиком составлен акт визуального осмотра места оказания услуги, согласно которому спил зеленых насаждений на улицах г. Красновишерска не произведен, в связи с тем, что Исполнитель к выполнению работ не приступал.
19.07.2021 г. Заказчиком в адрес Исполнителя направлено письмо N 5105 с просьбой сообщить о сроках начала оказания услуг.
02.08.2021 г. Заказчиком составлен акт визуального осмотра места оказания услуги, согласно которому спил зеленых насаждений на улицах г. Красновишерска не произведен, в связи с тем, что Исполнитель к выполнению работ не приступал.
05.08.2021 г. Заказчиком в адрес Исполнителя направлено письмо N 5518 с просьбой сообщить о сроках начала оказания услуг.
11.08.2021 г. в адрес Заказчика поступило письмо Исполнителя, согласно которому Исполнителем предложено расторгнуть контракт, приступить к выполнению работ Исполнитель не имеет возможности, деятельность по валке аварийных деревьев, кронированю прекратил.
06.09.2021 г. Заказчиком в адрес Исполнителя направлено письмо N 6076 с предложением исполнить контракт в установленные сроки, либо расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
На основании указанного выше, 28.10.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 29.10.2021 г. указанное решение было направлено в адрес Подрядчика посредством почтовой связи и размещено в ЕИС.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о закупках решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
11.11.2021 г. Заказчиком получено уведомление о получении Исполнителем 05.11.2021 г. решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ч. 14 ст. 95 Закона о закупках указано, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение об одностороннем отказе вступило в силу 22.11.2021 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
ИП Мачехин С.Н. на заседание Комиссии не явился, не представил доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, доказательств, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта.
Стоит отметить, что ИП Мачехин С.Н. осуществляет предпринимательскую деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, вследствие чего, принимая участие в закупке, ИП Мачехин С.Н. должен был осознавать возможность наступления закономерных последствий упомянутого деяния.
Доказательства того, что ИП Мачехиным С.Н. предпринимались все зависящие от него действия, направленные на исполнение условий по контракту, в материалах обращения не имеются.
Проанализировав представленную документацию, переписку между сторонами, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ИП Мачехиным С.Н. не представлено.
Комиссия, изучив представленные в материалы обращения документы, приходит к выводу, что обществом нарушены условия исполнения Контракта.
Комиссия отмечает, что ИП Мачехин С.Н. подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласилась со всеми изложенными в аукционной документации, Контракте требованиями Заказчика.
Кроме того, участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно п.2 ст.3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, муниципальной нужды.
В рассматриваемом случае виновные действия Исполнителя не позволили удовлетворить муниципальную нужду, связанную с оказанием услуг по валке аварийных деревьев, корчевке пней, обрезке кустарников на территории Красновишерского городского округа в 2021 г..
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом сезонности выполнения работ, пришла к выводу о том, что бездействие общества свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об обществе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Исполнителя, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1074 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ИП Мачехине Сергее Николаевиче (617210, Карагайский район, с. Карагай, пер. Чкалова, д. 16, кв. 2, ИНН 593304264379) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений об ИП Мачехине С.Н. в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
3. Датой исключения сведений об ИП Мачехине С.Н. из реестра недобросовестных поставщиков считать 03.12.2023 г.
4. Определить неотъемлемой частью настоящего решения приложение N 1 к решению N РНП-59-502 от 30.11.2021 г. на 1 л.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приложение N 1 к решению N РНП-59-502 от 30.11.2021 г.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I +II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
22.11.2021 |
25.11.2021 |
23.11.2021 |
- |
23.11.2021 |
30.11.2021 |
30.11.2021 |
- |
03.11.2021 |
03.11.2021 |
- |
- |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 30 ноября 2021 г. N РНП-59-502
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2021