Резолютивная часть объявлена 29.11.2021 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 02.12.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Начальник отдела Управления;
- Михайлова О.Н. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи Малахов К.О. по доверенности N б/н от 25.06.2021;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Краснова Е.В. по доверенности N б/н от 26.11.2021, Соколович Ю.В. по доверенности N б/н от 26.11.2021;
от Уполномоченного органа - посредством видеоконференц-связи Волчкова Н.А. по доверенности N б/н от 11.01.2021,
рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" (ИНН:8602000852; ОГРН: 1152468050680) от 22.11.2021 N11709-ЭП/21 на действия Заказчика - Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ханты-Мансийского района "Детский сад "Солнышко" п. Кедровый", Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района, при проведении электронного аукциона, предметом которого является право заключения муниципального контракта, на услуги частной охраны (выставление поста охраны) (извещение N 0187300008421000300) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО ЧОО "Илир" (ИНН:8602000852; ОГРН: 1152468050680) от 22.11.2021 N11709-ЭП/21, на действия Заказчика, Уполномоченного органа, при проведении электронного аукциона, предметом которого является право заключения муниципального контракта, на услуги частной охраны (выставление поста охраны) (извещение N 0187300008421000300).
В доводах жалобы Заявитель указал следующее:
1. Заказчик незаконно не включил в документацию положение о возможности подтверждения участниками закупки своих полномочий на осуществление частной охранной деятельности выпиской из реестра лицензий на частную охранную деятельность.
2. Заказчик незаконно установил в документации требование о том, что охранники должны иметь документ об образовании, подтверждающий обучение по программе пожарно-технического минимума.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
1. Относительно первого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункта 3.2 части 3 Технического задания (Общие требования) документации об электронном аукционе Заказчик установил требования к участникам закупки, а именно:
3.2. В соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" требуется наличие копии лицензии на право осуществления охранной деятельности (частная охрана) с разрешенным видом услуг по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность является видом деятельности, подлежащим лицензированию.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" установлен перечень охранных услуг.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии непосредственно у участника закупки.
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Подпунктом 3.1.3 пункта 3.1 раздела 3 документации об электронном аукционе установлено, что вторая часть заявки должна содержать, документы или копии таких документов, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся объектом закупки (в случае если данное требование предусмотрено пунктом 3 раздела 2 "Требования к участникам закупки").
Вышеуказанное требование, установленное Заказчиком в документации об электронном аукционе, соответствует нормам Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 51 Приказа Росгвардии от 30.11.2020 N 477 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию частной охранной деятельности", выписка из реестра лицензий оформляется на бумажном носителе (бумажный документ), подписываемом уполномоченным руководителем, подпись которого заверяется оттиском печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, либо в форме электронного документа, подписываемого усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного руководителя.
На основании вышеизложенного, подпунктом 2 пункта 2 части 20 документации об электронном аукционе определяется необходимость предоставления документа или копии документа, подтверждающего соответствие требованию. То есть участником закупки не требуется предоставление только лицензии или ее копии, а требуется предоставление любого документа, подтверждающего ее наличие.
В рассматриваемой ситуации Заявителем не представлено доказательств того, что сформулированные Заказчиком требования привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона. В установленные сроки были поданы пять заявок на участие в электронном аукционе и по результатам их рассмотрения Единой комиссией допущены к аукциону все участники закупки. При проведении электронного аукциона 01.12.2021 снижение начальной (максимальной) цены составило выше 20%, что еще раз доказывает, что содержание документации об аукционе не привело к ограничению конкуренции либо неправомерному ограничению количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя жалобы является необоснованным.
2. Относительно второго довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Пунктом 5.2. части 5 Технического задания аукционной документации "Права и обязанности должностных лиц охраны" установлено, что сотрудник охраны объекта обязан иметь действующее удостоверение о прохождении обучения пожарно-технического минимума.
Обучение пожарно-техническому минимуму является нормой пожарной безопасности, данные нормы закреплены Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.01.2008 N 10938).
В соответствии с пунктом 39 раздела 3 приказа N 645 установлено что:
По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются:
руководители подразделений организации, руководители и главные специалисты подразделений взрывопожароопасных производств;
работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях;
педагогические работники дошкольных образовательных учреждений;
работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации;
граждане, участвующие в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров на добровольной основе;
работники, привлекаемые к выполнению взрывопожароопасных работ.
Пунктом 40 раздела 3 приказа МЧС N 645 установлено что обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.
Пунктом 34 приказа МЧС N 645 установлено, что обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя.
Исходя из вышесказанного следует, что обучение работников пожарно- техническому минимуму, осуществляющих круглосуточную охрану организации, осуществляется непосредственно в организации, в данном случае в организации заказчика, и не возлагает на исполнителя (участника закупки) обязанности такого обучения перед подачей заявки на участие в конкурсе.
Иные нормы действующего законодательства, возлагающие на исполнителя (участника закупки) обязанность по обучению работников пожарно-техническому минимуму, а также обязанность о наличии у исполнителя удостоверения о пройденном обучении пожарно-техническому минимуму, отсутствуют.
Таким образом, заказчик установил неправомерные требования к исполнителю, не предусмотренные действующим законодательством.
Следовательно, довод заявителя является обоснованным, Заказчиком нарушены положения части 3 статьи 33, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления решила выдать обязательное для исполнения предписание в части направления исправленного проекта контракта победителю закупки без требования о предоставлении документа подтверждающего обучение по Пожарно-техническому минимуму силами исполнителя.
Жалоба ООО ЧОО "Илир" (ИНН:8602000852; ОГРН: 1152468050680) от 22.11.2021 N11709-ЭП/21 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Илир" (ИНН:8602000852; ОГРН: 1152468050680) от 22.11.2021 N11709-ЭП/21 на действия Заказчика - Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ханты-Мансийского района "Детский сад "Солнышко" п. Кедровый", Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района, при проведении электронного аукциона, предметом которого является право заключения муниципального контракта, на услуги частной охраны (выставление поста охраны) (извещение N 0187300008421000300) частично обоснованной (второй довод является обоснованным).
2. Признать в действиях Заказчика - Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ханты-Мансийского района "Детский сад "Солнышко" п. Кедровый" нарушение положений части 3 статьи 33, части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ханты-Мансийского района "Детский сад "Солнышко" п. Кедровый" обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Валиуллин Р.Р.
Михайлова О.Н.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК РАССЫЛКИ
N |
Корреспондент |
Адрес |
1 |
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ханты-Мансийского района "Детский сад "Солнышко" п.Кедровый" |
628544, Тюменская область, ХМАО- Югра, Ханты-Мансийский район, п. Кедровый, ул. Ленина, д.6-Г |
2 |
Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района |
628002, Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина 214, второй этаж |
3 |
ООО ЧОО "Илир" |
660006, г. Красноярск, ул. Свердловская, д. 141, пом. 182 |
4 |
АО "Сбербанк - АСТ" |
119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д.12, стр.9 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 2 декабря 2021 г. N 086/06/33-1840/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2021